Приблизительное время чтения: 13 минут
Обучение компьютерной грамотности для детей – ключевой навык, который следует воспитывать с ранних лет. Бесплатно овладеть базовыми знаниями в области компьютерной грамотности для детей 7-10 лет можно в образовательном центре «Пиксель». Там юные ученики знакомятся с интернет-технологиями, изучают принципы работы ОС и касаются начал программирования.
Содержание
- Бесплатные онлайн-уроки компьютерной грамотности
- Овладейте компьютерной грамотностью для детей на курсах «Пикселя»!
- 1. Как устроен системный блок
- 2. Основные клавиши клавиатуры
- 3. Создание опроса в Google формах
- 4. Как рисовать мышью
- 5. Хранение информации на ПК
- 6. Работа с Google-диском
- 7. Работа с Google-таблицами
- 8. Работа с Google-документом
- 9. Как пользоваться интернетом
- 10. Папки и ярлыки на рабочем столе
- 11. Как создать презентации бесплатно
- 12. Запустится ли Minecraft на компьютере
- 13. Что такое браузер
- 14. Электронная почта
- 15. Антивирусное ПО
- 16. Топ-10 нужных программ для детей
- 17. Подключение Wi-Fi к компьютеру
- 18. Разрешение экрана
- 19. Ускорение работы ПК
- 20. Эксплуатация компьютера и уход
- 21. Знакомство с интерфейсом Scratch и создание первого проекта
- 22. Изучение звука в Scratch
- 23. Движение спрайтов и внешний вид
- 24. Координаты и движение
- 25. Цикл
- 26. Цикл и ожидание
- 27. Условие и сенсоры
- 28. Ожидание и цикл с условием
- Компьютерная грамотность для детей – погружение в мир цифровых технологий
Бесплатные онлайн-уроки компьютерной грамотности
Компьютерная грамотность для детей бесплатно осваивается через интерактивные занятия, в то время как те, кто предпочитает самообразование, могут воспользоваться онлайн-курсами от опытных учителей. Видеокурсы доступны бесплатно и охватывают темы подробно. Хотя целевая аудитория – дети старше 7 лет, юные пользователи ПК также могут начать обучение ранее.
Приглашаем вас познакомиться с предложенными учебными ресурсами от школы «Пиксель», доступ к которым открыт бесплатно.
Овладейте компьютерной грамотностью для детей на курсах «Пикселя»!
1. Как устроен системный блок
Корпус ПК служит «хранилищем» для внутренних компонентов, необходимых для его функционирования. В сочетании с мышью, клавиатурой и дисплеем, он образует ПК, используемый для обработки данных.
Корпус ПК включает все компоненты для его функционирования: оперативную память, HDD, основную плату, кулеры, сетевой адаптер и другие элементы.
Подробнее об ОС, их развитии и архитектуре можно узнать из видеороликов основ компьютерной грамотности для детей.
2. Основные клавиши клавиатуры
Клавиатура является неотъемлемым элементом компьютерной техники, который позволяет эффективно интерактивно управлять ПК. Благодаря ему осуществляется ввод текста, настройка системных функций и управление в игровых приложениях. В эпоху зарождения компьютеров клавиатура была основным средством коммуникации с машиной, в то время как мышь появилась значительно позже.
Клавиатура включает не только алфавитные клавиши, но и другие, которые обладают уникальными возможностями. Освойте их при помощи видеоролика.
Обратите внимание на разнообразие кнопок клавиатуры, отвечающих за особые команды. Изучите их функции, просмотрев видеоматериал.
На клавиатуре кроме алфавита есть клавиши с особыми задачами. Кроме буквенных клавиш, клавиатура обогащена кнопками для спецдействий. Детали вы найдете ниже, посмотрев уроки компьютерной грамотности для детей.
3. Создание опроса в Google формах
На бесплатных курсах по обучению работе на компьютере для детей представляют вниманию Google Формы – удобный ресурс для создания сбора данных. Этот сервис позволяет провести исследование с анонимностью участников, регистрировать события, а также анализировать результаты, экономя время на организацию информации.
В видеоролике доступна информация о том, как разработать анкету.
4. Как рисовать мышью
В бесплатном онлайн-курсе по обучению детей компьютерной грамотности мы покажем, как мышь помогает не только перемещать указатель, но и создавать изображения. Используя простую программу Paint, дети смогут научиться рисовать базовые объекты, такие как дом или цветок.
Видеоматериалы курса компьютерной грамотности для школьников также включают информацию о функциях и устройстве мышки.
5. Хранение информации на ПК
Компьютер хранит данные разными способами, не ограничиваясь жёсткими дисками. SSD – один из вариантов для долговременного хранения, в то время как ОЗУ используется для временного доступа к данным при работе программ. Все вычислительные процессы осуществляются центральным процессором, который является «сердцем» системы.
Более подробная информация о хранении данных в компьютере представлена в видео.
6. Работа с Google-диском
Компьютерные занятия для школьников охватывают и изучение облачных сервисов. Эти знания позволяют сохранять данные онлайн и доступ к ним со всего мира, что удобно для передачи файлов на расстоянии. Пример такого сервиса – Google Диск, который предлагает 15 ГБ места без оплаты.
Для более детальной информации смотрите видео.
7. Работа с Google-таблицами
Google Sheets предоставляет возможность взаимодействия с электронными таблицами онлайн. Эта платформа поддерживает совместное редактирование, хранение и обмен данными. Функционал аналогичен стандартным программам для работы с таблицами.
Более детальная информация доступна ниже в видео по компьютерной грамотности.
8. Работа с Google-документом
Не только ПК подходит для управления текстовыми файлами с помощью, например, MS Office. Облачные сервисы тоже вне конкуренции, среди которых выделяется Google Docs. Этот сервис позволяет создавать, форматировать тексты и работать над ними коллективно.
Подробности об использовании сервисов можно изучить на видеоуроках по компьютерной грамотности, где материал представлен бесплатно в формате онлайн.
9. Как пользоваться интернетом
Интернет связывает компьютеры и сервера по всему земному шару, позволяя общаться, учиться и трудиться онлайн. Однако, свободный доступ в виртуальном пространстве несет риски, поэтому крайне важно следить за защитой устройств от вредоносных программ.
Чтобы повысить свои знания в области кибербезопасности, рекомендуется просмотреть обучающие видеоуроки по компьютерной грамотности бесплатно.
10. Папки и ярлыки на рабочем столе
Для более удобного доступа к файлам пользователи часто пользуются ярлыками. Это особые указатели, которые не занимают дополнительное пространство и позволяют быстро открыть нужный документ. К примеру, исходный файл может располагаться в системных папках, а для его запуска используется ярлык на рабочем столе. Это облегчает организацию файлов и избегает их смешения.
Как создавать папки и ярлыки, можно узнать из видеоматериалов.
11. Как создать презентации бесплатно
Мы предлагаем бесплатно и онлайн научиться созданию презентаций через Google Презентации. Достаточно посетить сайт google.ru, войти в аккаунт и в меню выбрать нужный инструмент.
Видеоурок научит работать с фонами и раскроет преимущества и недостатки данного сервиса.
12. Запустится ли Minecraft на компьютере
Прежде чем начинать играть в новую игру, важно проверить, подходит ли ваш ПК требованиям этой игры. Например, в случае с «Майнкрафтом», если игра работает нестабильно, вероятно, ваша система не справляется с ней. «Майнкрафт» совместим с Windows, Linux и macOS, что делает его доступным для широкого круга устройств. Видеоматериалы помогут вам улучшить производительность игры, подобрать подходящий процессор, определить необходимый объем свободного места на диске и многое другое.
13. Что такое браузер
На онлайн-курсах в «Пиксель» школьники на уроках ИТ осваивают не только основы компьютера, но и учатся использовать браузеры. Эти программы, названные так из-за английского «просматривать», позволяют не только открывать веб-страницы, но и просматривать файлы, а также системные каталоги. Существует множество таких обозревателей с разным оформлением и функциями, но лидируют те, что построены на Chrome, а также Firefox и Safari.
В видеоматериале предоставлена возможность получить детальную информацию о каждом элементе, а также изучить новые аспекты.
14. Электронная почта
В школе «Пиксель» ученики на уроках ИТ осваивают не только основы компьютера, но и учатся использовать браузеры. Эти программы, названные так из-за английского «просматривать», позволяют не только открывать веб-страницы, но и просматривать файлы, а также системные каталоги. Существует множество таких браузеров с разным оформлением и функциями, но лидируют те, что построены на Chrome, а также Firefox и Safari.
В видеоматериале предоставлена возможность получить детальную информацию о каждом элементе, а также изучить новые аспекты.
15. Антивирусное ПО
Киберугрозы в виде вирусов нарушают нормальную работу компьютерных систем. Обучение школьников информационной безопасности включает в себя освоение методов противодействия таким угрозам. Как и их биологические аналоги, компьютерные вирусы способны распространяться и инфицировать другие девайсы. Для защиты от заражения системы необходимо использовать специализированное антивирусное ПО.
Информацию о мерах защиты от вирусов освоите, просмотрев обучающее видео.
16. Топ-10 нужных программ для детей
Сегодняшний мир требует от подрастающего поколения знаний в области компьютерных технологий. Чтобы помочь детям освоиться в этой сфере, рекомендуется использовать определенные программы.
- Scratch – это визуальная платформа для обучения детей основам кодирования с помощью игр и простых анимаций, доступная с пятилетнего возраста.
- Tux Paint – это удобная программа для новичков в живописи. Она предлагает базовые шаблоны для дальнейшего творчества. Интерфейс элементарен для освоения.
- Kodu Game Lab напоминает Scratch, но работает с трехмерной графикой. Платформа настолько проста, что позволяет даже неопытным в кодировании пользователям легко создавать игры.
- Minecraft– знаменитая игровая вселенная с возможностями безграничного творчества. Взрослые и дети увлечены возведением разнообразных построек, созданием миров. Пользователи свободно исследуют пространство, воздвигают и разрушают конструкции, совершенствуются, а также объединяются в сетевых приключениях
- TypingMaster – эффективный инструмент для изучения слепой печати. Этот навык критически важен в современном мире для эффективной работы с текстами, документами и кодирования, минуя взгляд на клавиши.
- Celestia – это инструмент для виртуального освоения космоса, позволяющий погрузиться в изучение небесных тел.
- GCompris предлагает обучающие игры для детей в возрасте 2–10 лет, идеально подходящие для весёлого и познавательного вечера вместе с ребёнком.
- Stellarium – программа для будущих астрономов, позволяющая ознакомиться с звёздами и созвездиями, исследуя виртуальное ночное небо.
- Kidspiration – инструмент, который стимулирует быстроту реагирования и помогает освоить навыки визуального планирования. Он обучает компоновке идей и поиску связей между концепциями.
- Toon Boom Harmony – это передовая программа для аниматоров, предлагающая широкий спектр инструментов для создания анимационных проектов различной сложности.
Дополнительные сведения доступны в обучающем видеоролике.
17. Подключение Wi-Fi к компьютеру
Два распространенных метода доступа в интернет включают использование медных линий или же оптического волокна, которое способно обеспечить скорости до 1 Гбит/с и выше. Для Wi-Fi распределения необходимо приобрести маршрутизатор с соответствующим гнездом подключения кабеля, отличающимся расположением, и рядом с ним – LAN-портами для прямого подсоединения устройств.
Для подключения к сети Интернет вставьте один конец кабеля с коннектором RJ45 в специальный синий порт на маршрутизаторе. Другой кабель соедините между портом LAN на роутере и компьютером. Это обеспечит доступ к сети на ПК. Умение настраивать сетевые соединения будет ценным для детей 10 лет, так как оно пригодится в различных жизненных ситуациях.
Альтернативный метод соединения – это использование Wi-Fi. Такой подход дает возможность подключаться к сети с помощью различных устройств без проводов, через центральную точку доступа. Для более глубокого понимания данного типа подключения рекомендуется просмотреть обучающее видео.
18. Разрешение экрана
Разрешение монитора – это количество пикселей, из которых состоит изображение. Пиксель – маленькая точка, и чем их больше, тем четче картинка. Представьте экран как мозаику, где каждый кусочек – это пиксель. Чем мельче кусочки, тем точнее рисунок.
Экран с разрешением 1920×1080 способен показывать около 2 млн пикселей – это обеспечивает высокую четкость картинки. При уменьшении разрешения до 640×480 число пикселей сокращается, и изображение становится заметно грубее.
Экран с высоким разрешением позволяет просматривать изображения большего размера без снижения качества. Но если на таком экране отобразить картинку с низким разрешением, например 640×480, она не улучшится. Пользователи могут регулировать разрешение своего экрана, однако чем оно выше, тем лучше будут выглядеть крупные изображения.
Видеоролик даст инструкции по настройке разрешения монитора.
19. Ускорение работы ПК
В видеоролике о бесплатном обучении детей основам работы с компьютером объясняется, как повысить его производительность. Один из самых эффективных способов – модернизация железа. Но есть и более простые приемы, вроде отключения в системе анимации и других графических улучшений – это позволит программам запускаться быстрее, хотя и сделает интерфейс менее привлекательным. Если важна скорость, на такие детали можно не обращать внимание.
Для отключения настроек выполните следующие шаги:
- Нажмите клавишу с логотипом Windows на клавиатуре
- Введите в поиске «Панель управления»
- Поменяйте вид на «Крупные значки»
- Отыщите и кликните на «Система»
- В новом окне слева найдите «Дополнительные параметры системы»
- Откройте раздел «Свойства системы», перейдите во вкладку «Быстродействие» и кликните «Параметры»
- Затем установите галочку на опции «Наилучшая производительность» и подтвердите выбор, нажав «Применить»
Возможно, ПК временно «замрёт» – это реакция на активацию нескольких задач. В результате интерфейс станет более простым.
В видео мы рассмотрим, как улучшить работу компьютера, отключив программы, которые автоматически запускаются при включении. А также как оптимизировать использование виртуальной памяти через настройку файла подкачки. Если эти меры окажутся неэффективными, последним средством будет переустановка ОС.
20. Эксплуатация компьютера и уход
Современный дом редко обходится без компьютера или ноутбука, но многие забывают о важности их регулярного ухода. Пыль, проникая через кулеры внутрь системы, может накапливаться на компонентах, вызывая их перегрев.
Для продления срока службы компьютера важно избавляться от пыли внутри корпуса. Нужно аккуратно открыть крышку системного блока, и с помощью специальных средств, не прибегая к использованию влаги, очистить компоненты. Чтобы избежать повреждений, лучше обратиться за помощью к взрослым.
В случае сложностей с починкой, рекомендуем обратиться к специалистам сервиса. Инструкции по использованию ПК доступны в данном видео.
21. Знакомство с интерфейсом Scratch и создание первого проекта
В данном ролике мы освоим основы графической платформы Scratch, предназначенной для обучения детей программированию. Выясним, что представляют из себя спрайты, разберёмся с системой координат и научимся создавать программы из блоков. В качестве практики запустим нашего первого персонажа – кота Scratch.
22. Изучение звука в Scratch
В следующем учебном видео мы углубимся в раздел настроек звука. Выясним назначение различных компонентов этой вкладки. Обучимся управлению аудио: его воспроизведению, редактированию и остановке. Также покажем, как загружать собственные звуковые файлы или производить запись.
23. Движение спрайтов и внешний вид
В этом обучающем ролике мы освоим технику управления спрайтами на координатной плоскости, научимся их добавлять и удалять в проекте. Разберём, как работать с каждым инструментом секции «Внешний вид»: от методов создания фона до применения эффектов и регулировки масштаба персонажей.
24. Координаты и движение
Исследуем элементы управления перемещением в рамках программирования: настройку длины шага, вращение объекта на заданный угол и создание плавной анимации движения. Применим полученные знания, разработав короткий код.
25. Цикл
В данном ролике мы разберёмся, что представляет собой понятие «цикл». Познакомимся с элементами управления: научимся устанавливать критерии для выполнения операций, работать с циклами с предустановленным количеством повторений и бесконечными циклами. В итоге напишем простую программу, используя все эти компоненты.
26. Цикл и ожидание
В разделе «Управление» есть инструмент, который позволяет задать паузу в работе программы. Этот элемент мы включим в процесс разработки проекта, который мы начали в прошлом уроке.
27. Условие и сенсоры
В данном уроке наша цель — разобраться с понятием условий и разнообразием датчиков. Также мы углубимся в изучение элементов управления. Для усвоения пройденного материала мы напишем короткую программу.
28. Ожидание и цикл с условием
В этом обучающем ролике мы освоим циклы «Выполнять до», команду «Ожидание», а также рассмотрим некоторые элементы раздела «Операторы» — арифметические, сравнительные и логические операции.
Компьютерная грамотность для детей – погружение в мир цифровых технологий
Бесплатное обучение детей работе с компьютерами открывает двери в мир цифровых технологий. Необходимо лишь уделить время и развить терпение. После нескольких занятий ребенок научится основам: создаст свой email, научится защищать ПК средствами антивируса и освоит навыки быстрой печати.
Загрузка …
Опубликовано: 27 мая 2024 1471
Компьютер должен обрабатывать информацию. Но для этого сначала нужно научить его хранить, понимать, и показывать на экране слова, цифры и команды, которые человек вводит с клавиатуры. Этим занимается одна основная программа — операционная система. Именно она отвечает за все действия, которые кажутся такими простыми.
— Но простота эта обманчива, как любит говорить таинственным голосом наш учитель математики, когда задаёт на контрольной маленькую задачку.
Да, простота часто обманчива. Но тут нет подвоха. С помощью хорошей операционной системы иметь дело с компьютером действительно становится просто. Операционная система — мостик между железом компьютера и программами, которые на нём работают, прослойка, берущая на себя все сложности работы с техникой. А вам остаётся всего лишь тыкать мышкой, а теперь уже зачастую и просто пальцами, в экран.
— Операционная система Виндовс, Винды! Я знаю, это такие цветные квадратики, которые появляются, когда включаешь компьютер. Их изобрёл Билл Гейтс. И компьютеры тоже он изобрёл. Он теперь самый богатый человек на Земле!
Да, Билл Гейтс очень богат. Но на самом деле ничего нового он не изобретал. Первые прародители компьютеров появились ещё в девятнадцатом веке.
— Вы обещали начать с двадцатого.
Да, извините. Хотя и в начале двадцатого компьютеры умели выполнять только простейшие арифметические действия.
— Значит, это были калькуляторы.
Постепенно они всё больше и больше совершенствовались. Но даже калькулятор надо научить понимать задания и выдавать полученный результат.
Во второй половине двадцатого века, когда Билл Гейтс ещё только учился в школе, уже существовали и успешно работали большие компьютеры, и к ним были написаны операционные системы. Стояли такие вычислительные машины в основном в университетах и научных центрах, и ученые выполняли на них свои сложные научные расчеты.
Компьютеры эти были очень большого размера, занимали целую комнату, и стоили, конечно, очень дорого.
— Ничего себе. Папа вряд ли согласился бы, чтобы в нашей квартире один компьютер занимал целую комнату.
Были компьютеры, размещавшиеся даже на нескольких этажах.
Новая коммерческая идея заключалась в том, чтобы сделать компьютеры маленькими и дешёвыми, не для учёных, а для обычных людей — в каждый дом. Может, сначала такому компьютеру было бы не по силам посчитать траекторию движения космического корабля, но зато на нём дети могли бы играть в игры.
— Взрослые тоже не прочь поиграть в игры.
Ну и взрослые тоже могли бы играть в игры.
В общем, так появились персональные компьютеры. Вернее, они тоже уже существовали — корпорация Эппл Макинтош и ещё несколько фирм выпускали небольшие компьютеры. Но фирма АйБиэМ решила поставить производство на поток. По-английски названия этих фирм пишутся как «Apple Macintosh» и «IBM».
Так вот IBM сделала ставку на дешевизну и широкую доступность новых компьютеров.
— Дешевизна и доступность это хорошо. Им надо ещё над этим поработать.
Кроме того IBM первая решилась не держать в тайне секреты производства, а объявила открытые стандарты — опубликовала все технические данные и призвала других производителей выпускать вычислительную технику по этим стандартам.
На рынке готовы были появиться удобные и доступные компьютеры. Для них не было только программного обеспечения, не было операционной системы, а значит, и не было игр.
— Тяжёлая ситуация.
— Просто критическая.
Компьютеры назвали английской аббревиатурой IBM PC. Произносится «АйБиэМ ПиСи». IBM — название фирмы производителя, PC от слов Personal Computer — Персональный Компьютер. А Билл Гейтс как раз и получил заказ на написание операционной системы для этого компьютера. Поскольку разработка такой большой программы — дело трудоёмкое, он основал целую корпорацию и назвал её Майкрософт.
— И всё закончилось хорошо?
Да, как в голливудских фильмах. Хотя, как и в этих фильмах, можно сказать, что продолжение следует.
Первая операционная система для IBM PC называлась MS DOS, а второй была создана система Windows. Она и захватила мировой рынок. А дальше Microsoft стала улучшать Windows и писать к ней разные программы-приложения для рисования, для работы с текстами, с таблицами цифр и много-много других.
— И игры, конечно.
Ну конечно. Куда же без них. В первую версию Windows уже входило несколько игр. Карточный пасьянс и искателя мин я помню точно.
— Сами помните? Ведь это было так давно!
Ну всё-таки не так уж давно, в 1985. Почти сорок лет назад. Впрочем я начал не с самой первой версии. Ведь тогда персональный компьютер был большой редкостью, и я далеко не сразу смог его себе позволить.
— Как я вас понимаю!
Спасибо.
С тех пор многие фирмы, производящие вычислительную технику, стали выпускать персональные компьютеры и делать их «IBM совместимыми», то есть такими же, как компьютеры IBM. А многие люди и фирмы, пишущие и продающие программы, стали писать их «под Windows» или «на платформе Windows». То есть программы были рассчитаны на совместную работу именно с операционной системой Windows.
— «На платформе Windows». Так и представляю себе железнодорожную платформу, на которой красивыми буквами написано «Windows».
Тут скорее более уместна аналогия с земной платформой. Windows — это основа и опора для остальных программ.
— А я знаю, что слово «window» по-английски значит «окно», а «windows» это, получается, «окна»!
Да ты, Петя, просто знаток английского.
— А ещё я знаю, почему она так называется!
И почему же?
— Папа мне говорил, это потому, что все программы открываются каждая в своей рамочке-окне!
Правильно. Основной элемент Windows — это именно окна. Их можно открывать и закрывать. Каждая программа работает в своём собственном окне. И, кстати, окна тоже придумал не Билл Гейтс. Эта идея уже была в операционной системе Macintosh, разработанной корпорацией Apple под руководством Стива Джобса.
— Я знаю, Эппл — это айфон и айпад. Они такие красивые, беленькие. Я так хочу себе такой телефон.
Да, Маша, совершенно верно. Сейчас продукция Apple очень популярна. Но в те времена Windows удалось вырваться вперед. IBM PC не были такими красивыми, но зато были гораздо дешевле и доступнее.
Обычно у окна в правом верхнем углу есть специальная кнопка с крестиком, для того, чтобы его закрыть, и кнопка, чтобы убрать окно с экрана — это называется свернуть или минимизировать. Рядом есть кнопка, которая разворачивает окно во весь экран монитора или же уменьшает его до средних размеров, так, чтобы были видны и другие открытые окна. Тогда размер окна можно менять, растягивая его рамку мышкой.
— Какие умные окна, столько всего умеют.
А ещё обычно у окон сверху написаны их имена.
— Имена? К окнам надо обращаться по имени? Может у них ещё и отчества есть?
Ты будешь смеяться, но у окон действительно есть понятие родительского окна, то есть окна, откуда его открыли. А в качестве имени окна обычно используется название запущенной в нём программы, открытого документа или какое-то понятное описание.
Вообще набор элементов на экране, которые человек использует для общения с компьютером, называется пользовательским интерфейсом. Так что окна — это часть интерфейса.
— «Интерфейс» красиво звучит.
Слово «интерфейс» означает лицевую сторону чего-либо. Связь предмета с внешним миром. Вам не нужно разбираться, что там внутри, главное знать, как добиться желаемого результата.
Интерфейс автомобиля — это руль, а также педали газа и тормоза. Можно ещё добавить ручку переключения скоростей, крышку для заправки топливного бака и приборы вроде спидометра. С помощью всего этого человек управляет машиной. А технические детали внутреннего устройства двигателя водителю знать не обязательно.
Интерфейс телевизора — это пульт управления. А интерфейс водопровода для вас — это ручка на кране с водой.
— А у меня на кране с водой две ручки.
Тогда ещё важно знать, какая из них для холодной воды, а какая для горячей.
— Но, если интерфейс телевизора — это его пульт, то получается, что интерфейс компьютера — это клавиатура.
Нет, Маша, немного не так.
Каждая кнопка телевизионного пульта — это определённая команда: переключить канал, сделать погромче и тому подобное. На клавиатуре компьютера нет кнопок «создать файл» или «запустить игру».
— А что, полезная была бы кнопка.
Кстати, и в случае с телевизором используется не только пульт, но и, например, меню на экране. Оно тоже входит в состав интерфейса.
Интерфейс компьютера — это то, что помогает нам общаться с ним. Windows предоставляет пользователю графический интерфейс.
— Что такое графический?
Имеется в виду интерфейс в виде картинки, с нарисованными на экране окнами, кнопками и различными меню.
Понятие пользовательского интерфейса относится не только к операционной системе, а ко всем программам. Ведь и игры должны что-то спрашивать у пользователя.
— Конечно, должны! Например, какое оружие я хочу выбрать.
Если работа с программой легка, удобна и не требует каких-то специальных знаний, значит интерфейс хороший. Его в таком случае ещё называют дружественным.
— А бывает не дружественный, а вражественный, то есть вражеский интерфейс?
Ну, вражеский это слишком сильно сказано. Хотя бывает так, что интерфейс рассчитан на специалистов, иногда говорят «продвинутых пользователей». В этом случае, прежде чем начать работать с программой, надо заранее выучить специальные команды. Есть даже понятие — работа из командной строки. Это когда команды приходится печатать с клавиатуры, а не выбирать мышкой из списка на экране.
Ещё одно понятие, относящееся к интерфейсу Windows, это «десктоп». По-русски говорят «рабочий стол».
Рабочий стол Windows — это экран монитора, не заслонённый открытыми окнами. Экран, который открывается сразу после включения компьютера. Обычно по умолчанию он однотонно голубенького цвета, но пользователь может положить на него свою любимую картинку, фотографию, или просто выбрать какой-то другой цвет. Картинки для десктопов ещё иногда называют обоями.
— Логичнее было бы называть скатертями, раз их на стол кладут.
Да, пожалуй. Это ты, Маша, забавно подметила.
Идея рабочего стола заключается в том, что на нём, как на настоящем столе в своём кабинете, человек, сидящий за компьютером, раскладывает всё, что ему нужно, и так, как ему удобно.
— А что и как он раскладывает?
Как раскладывает? Просто мышкой передвигая. А что, мы сейчас обсудим.
Во-первых, на рабочем столе имеется мусорная корзина.
— Прямо на столе? Обычно мусорные корзины ставят под столом.
В данном случае нет понятия «под столом», поэтому приходится держать мусор вместе со всем остальным имуществом на десктопе. Но ведь корзина такая маленькая и симпатичная, к тому же, что бы в ней не лежало, плохо пахнуть не будет.
Для того чтобы удалить файл, достаточно просто мышкой перетащить его в эту корзину. Причём её саму можно, как и в жизни, опустошать отдельно — выделить курсором и, нажав правую кнопку мыши, выбрать команду «очистить». Пока же корзина не очищена, удалённые файлы лежат в ней. С одной стороны это хорошо — их можно восстановить, но с другой плохо — эти файлы продолжают занимать место на диске. Поэтому периодически корзину всё-таки приходится чистить.
— У нас дома тоже мусорное ведро опустошается по команде «очистить» — папа мне командует. Говорит, что это моя обязанность по дому.
Обязанности надо выполнять, ничего не поделаешь. В твоём случае даже не обязательно ждать команды.
— Жалко, что нельзя обычный мусор в компьютерную корзину выбрасывать.
Да, это было бы удобно.
Ещё на десктопе могут лежать файлы и папки с файлами. У каждого файла и у каждой папки есть своё собственное имя. Файл — это примерно как картинка или листок бумаги с текстом на вашем столе, а папка, как и в жизни, предназначена для того, чтобы картинки и листки не были разбросаны в беспорядке.
Кроме мусорной корзины, файлов и папок на рабочем столе ещё обычно лежат ярлыки для вызова программ.
— Кто ещё лежит?
Ярлык — это иконка прямого доступа к объекту, а для программ — средство их быстрого запуска. Если какая-то программа часто используется, то, чтобы не ходить каждый раз в папку, где она записана, или не вызывать её через меню, можно выложить иконку программы на десктоп. Дальше программа вызывается двойным кликом, то есть двойным щелчком мыши, на эту иконку.
— Иконку. Слово-то какое забавное, как в церкви.
Оно здесь от английского слова «icon», что означает просто «изображение», и не имеет отношения к церкви.
Имейте в виду, что ярлык это не сама программа, а всего лишь ссылка на неё, поэтому ярлык можно удалять безбоязненно — с программой ничего не случится. И наоборот, если вы хотите удалить программу, перетаскивания ярлыка в мусорную корзину будет недостаточно.
Чтобы посмотреть, на что ссылается ярлык, нужно нажать правую кнопку мыши и выбрать в появившемся меню пункт «Свойства». Для файлов через функцию «Свойства» можно посмотреть их размер, дату создания, дату последнего изменения и другие атрибуты.
Кстати, вы можете сказать, что значит слово «контекст»?
— Вообще-то можем, но не хотим.
Ладно, не буду настаивать, скажу сам.
Контекст — это обстановка, окружение, информация необходимая для полной ясности, если сразу не понятно, о чём идёт речь. Ведь иногда понять смысл слова или даже фразы можно, только зная контекст. Например, мышь — животное или компьютерное устройство, вирус — компьютерный или гриппа.
— А это вы к чему?
К тому, что меню, которое вызывается по нажатию правой кнопки мыши, называется контекстным. Оно не одинаковое всё время, а зависит от окружающих обстоятельств: от того, на какой объект указывает мышь, и где он находится.
Контекстное меню содержит список команд доступных для работы с выбранным объектом. Например, для всех файлов в меню предлагаются команды открытия, копирования и удаления.
— Меню? Это как в ресторане?
Да, почти. Только здесь это перечисление не вкусных блюд, а полезных функций.
Например, как мы уже говорили, у мусорной корзины, и только у мусорной корзины, есть команда «Очистить», а также возможность вернуть выброшенные файлы.
Кстати, имеется ещё одна очень удобная контекстная штука — всплывающая подсказка. Вы подносите курсор к какому-то объекту — кнопке, ярлыку, папке, пункту меню, и ждёте. Обычно через секунду на экране появляется прямоугольничек с небольшим пояснением о том, что это за объект.
— Вот это я понимаю! Нам бы в школе такие подсказки к каждому вопросу. Учитель вызывает к доске, а у тебя прямоугольничек с пояснением перед глазами всплывает.
— А ещё в учебнике тыкаешь курсором в вопрос, и тебе сразу ответ подсвечивается.
— И на контрольной под условием задачи сразу решение!
Что-то вы размечтались. Но, пока в школе интерфейс не дружественный, придётся самим задачки решать.
— Может когда-нибудь прогресс и до школ дойдёт.
Ага, подождём. А пока дальше про Windows поговорим.
Где-нибудь с краю, обычно в нижней части рабочего стола, расположена узкая полоска, называемая панелью задач. На этой панели находится кнопка «Пуск», дальше перечисляются все открытые окна, а совсем в уголочке имеются часы, щёлкнув на которые, можно посмотреть и календарик.
По кнопке «Пуск» открывается меню, только уже не контекстное.
— А какое?
Это меню называется основным. В нём перечисляются функции, доступные для повседневной работы, а также для настройки Windows. Если у какого-то пункта меню сбоку нарисована небольшая стрелочка, то к ней можно поднести мышку, и раскроется следующее меню, называемое подменю, и так далее.
— Что далее? Под-под-меню?
По сути да, хотя так не говорят, конечно. Такое меню красиво называют каскадным.
— А какие ещё бывают меню?
Если меню расположено наверху экрана, оно называются выпадающим. Нажмешь на заголовок, и под ним дополнительные функции появляются.
— Надо было назвать такое меню вываливающимся.
Да, пожалуй. Но вернемся к основному меню. Оно же у нас главное.
Обычно для каждой программы, в том числе и игры, которую вы устанавливаете на компьютер, в основном меню, в пункте «Программы», появляется своя собственная строчка для вызова.
— Я как раз в Зомби так играю — иду в «Программы», потом в «Игры» и выбираю строчку «Зомби».
Как я уже говорил, можно сделать на десктопе ярлык для вызова, и тогда даже в меню ходить не придётся.
При запуске каждой программы, например твоей игры в зомби, внизу экрана, на панели задач появляется её личная кнопка. Нажав эту кнопку, вы можете быстро перейти в выбранное окно, а при выходе из программы кнопка исчезает.
Ещё на панели задач есть индикатор языка. Когда вы пишете что-то, печатая на клавиатуре, то, если буквы английские, в небольшом квадратике высвечивается «EN», а если русские — «RU». Для других языков предусмотрены свои обозначения. Переключать буквы с русских на английские и наоборот можно щелчком мыши на этот квадратик. Если говорить компьютерным языком, это называется переключать раскладку клавиатуры.
— Раскладку? Как будто буквы по клавиатуре разложены.
Да, Маша, совершенно правильно. То английские буквы разложены, то русские.
Ну что, может достаточно на сегодня? Вы, кажется, уже притомились.
— Ага. А то столько умных слов: интерфейс, да ещё и дружественный, рабочий стол весь в ярлыках, кнопках и панелях. Одна только мусорная корзина простая и понятная.
Ну, чтобы вам стало всё окончательно понятно про мусорную корзину, скажу, что на самом деле это ни что иное, как специальная папка на диске. Эта папка так и называется «Recycle Bin» — по-русски «мусорная корзина». Именно в неё складываются удалённые файлы. А специальная картинка для удобного доступа в корзину с рабочего стола — это как раз элемент дружественного интерфейса. А вообще даже сам десктоп — это тоже папка на диске, и папка эта называется «Desktop».
— Всё почему-то оказывается папкой на диске.
В общем да. Все настройки, картинки, ярлыки и прочее в компьютере — это в том или ином виде информация, то есть данные. Данные надо хранить. И хранят их именно на диске, ведь он как раз для этого и предназначен. А все данные на диске записаны в файлы. Файлы же сгруппированы в папки. А чтобы ещё больше вас запутать, скажу, что и папки на самом деле — это тоже данные о находящихся внутри файлах.
— А мы вовсе и не запутались.
Молодцы. Ладно, на этом всё, выключаем компьютер.
— По кнопке «Пуск» в основном меню говорим «Завершить работу»? Меня так папа научил.
Да, верно. Это мы, кстати, как раз системе Windows говорим. А поскольку компьютер не может работать без операционной системы, то Windows, закрываясь сама, и компьютер выключает. Поступать наоборот — выключать компьютер нажатием кнопки на корпусе, не завершив корректно работы Windows, не рекомендуется.
— Ну, мы всё выключили правильно, как рекомендуют лучшие собаководы, то есть компьютероведы.
Это ты кого имеешь в виду? Ладно, компьютер выключился, бегите домой.
Веселая переменка
Компьютерная грамотность без прописей и диктантов!
Билл Гейтс тоже когда-то не знал, что такое Windows. Обучение информатике по современной методике!
Операционная система — ваш друг и помощник!
На вашем рабочем столе скопилось много мусора, а вам хочется убрать всё лёгким движением руки? С компьютером это возможно!
Загадка: всплывает и разговаривает, но не золотая рыбка. Отгадка: всплывающая подсказка.
Мы не поручаем спасение утопающих самим утопающим! Всплывающие подсказки удержат вас на плаву.
Новое слово в ремонте. Смена обоев одним щелчком мыши.
Не бойтесь дождя и ветра. Операционная система Windows — откройте окна нараспашку!
Цифровизация мира растет в геометрической прогрессии. С ранних лет дети держат в руках планшеты и телефоны, а в начальных классах готовятся к урокам, используя компьютеры и ноутбуки.
Базовые знания ПК требуются уже с 7 лет — к примеру, для подготовки доклада или презентации в школу. В этом возрасте детям полезно начинать осваивать компьютер: раннее знакомство с техникой поможет в будущем не тратить на это время и силы, сосредоточившись на выполнении домашних заданий.
Компьютерная грамотность — навык, сегодня необходимый каждому. Компьютерное образование не только дарит новые знания, но и способствует адаптации в технологичном обществе. Детская IT-школа «Пиксель» подготовила серию бесплатных уроков компьютерной грамотности. Курс подойдет детям без опыта контакта с ПК. Объяснить материал с нуля непросто — а специально записанные уроки по компьютерной грамотности онлайн и бесплатно справятся с этой задачей.
Из роликов ребята 7–10 лет узнают, что такое компьютер, познакомятся с его составляющими, научатся работать с электронными документами и таблицами при участии облачных сервисов Google. Пройдя бесплатное обучение компьютерной грамотности, ребенок сможет быстро освоиться при знакомстве с новыми гаджетами и при этом чувствовать себя уверенно.
Изучив азы компьютерной грамотности с видеоуроками, углубить и расширить знания о работе компьютера для детей можно на занятиях в группе или индивидуально с педагогом.
Урок 1. Как устроен системный блок
В ролике преподаватель знакомит детей с устройством ПК и его разновидностями. Школьники узнают о том, как появился первый компьютер, услышат занимательные факты о технике.
В видеоуроке рассказывается о назначении и принципе работы компонентов ПК: процессоре, оперативной памяти, жестком диске, блоке питания, материнской плате и видеокарте. Затрагиваются и периферийные составляющие: клавиатура и мышь, монитор и принтер, модем, видеокамера и флешка. И, наконец, благодаря видео дети освоят понятие операционной системы.
Урок 2. Основные клавиши на клавиатуре
Клавиатура — инструмент контакта с ПК: о ней и идет речь в этом видеоролике из онлайн-курса компьютерной грамотности. В ходе урока ребята столкнутся с типами клавиш: символьные, функциональные, модификаторы, с управлением курсором и дополнительные.
Преподаватель предлагает попрактиковаться в создании папки и текстового документа на рабочем столе, а также их переименовании. Дети научатся набирать и стирать текст в «Блокноте», используя изученные клавиши. Попутно школьники освоят взаимодействие с окнами на рабочем столе — например, смогут сворачивать и раскрывать окна на весь экран.
Урок 3. Google Формы. Создание опроса
Видеоурок курса компьютерной грамотности познакомит с Google Формами, с помощью которых формируются опросы и собираются ответы.
В ролике показана инструкция по процессу создания новой формы на примере теста о любимой игре. Ребенок узнает, как делать вопросы с выбором вариантов ответа, использовать оценочную шкалу, определять возможность отправить не до конца заполненную форму. А еще сможет выбрать шрифт и цветовое оформление, добавить медиафайлы.
Продвигаясь по предложенному маршруту, школьник настроит форму на Google, протестирует ее и научится анализировать статистику опроса, прежде чем предложить заполнить поля друзьям.
Урок 4. Как рисовать мышью
Программа компьютерной грамотности для детей включает знакомство с периферийным устройством компьютера — мышью.
В ролике преподаватель рассказывает о компьютерной мыши: для чего она нужна и какие имеет кнопки. Ребята познакомятся с подоплекой названия устройства и его возникновением: от первой деревянной мыши и модели с клавиатурой в комплекте до нынешних моделей. Ребенок соприкоснется с термином DPI и узнает о видах компьютерных мышей.
Увлекательная часть видео — встреча с графическим редактором Paint. Школьникам показывают, как рисовать при помощи мыши — можно сразу попрактиковаться в изображении домика и цветка.
Урок 5. Хранение информации на ПК
Без хранения данных сложно вообразить использование компьютера. Онлайн-урок компьютерной грамотности поможет подробно изучить устройство памяти ПК, узнать о принципах хранения информации и разобраться в понятии облачного хранилища.
Школьники выяснят, как компьютер хранит различные сведения и каким образом использует их, зачем нужен процессор. Педагог презентует схему работы ПК и поведает, как функционирует эта цепочка.
Затем дети познакомятся с предназначением, сутью, плюсами и минусами облачного сервиса, позволяющего хранить данные. В видеоролике представлен способ взаимодействия с Google Диском: как работать с Диском, хранить на нем информацию, создать документ, загрузить данные с ПК.
Урок 6. Как пользоваться Google Диском
В рамках обучения детей компьютерной грамотности продолжаем исследовать Google Диск. В видео рассказывается о том, какие еще сервисы Google существуют и как их использовать.
Рассматриваются элементы меню Google Диска: «Мой диск», «Компьютеры», «Доступные мне», «Недавние», «Помеченные» и «Корзина». Посмотрев ролик, ребенок научится создавать файл с нуля, будь то документ, таблица, форма или презентация. Заодно педагогом упоминается, для чего предназначен тот или иной сервис.
Обучаясь совместной работе над файлами, школьник овладеет способом назначать открытый или закрытый доступ пользователям.
Урок 7. Как создать Google-таблицу
В седьмом уроке мы сконцентрируемся на электронных таблицах — важном типе файла, который пригодится школьникам уже в начальных классах.
В ходе занятия мы разберем, как устроен сервис Google Таблицы, как в нем создать новый проект, сделать базовое форматирование таблицы. Мы покажем, как использовать автозаполнение данных, закреплять строки, создавать новые листы и т. д. И самое сложное — познакомим вас с формулами и расскажем, как применять их, чтобы сделать работу с таблицей проще.
Урок 8. Как создать Google-документ и отформатировать его
Google-документы — удобный сервис для создания и редактирования текстовых файлов в облачном хранилище. В этом видеоуроке мы научим вас работать с таким типом документов.
Мы разберем, как устроена программа, как создать в ней новый файл, как настроить базовое форматирование текста. Покажем, как изменить шрифт и размер текста, как выделить заголовок. Отдельное внимание уделим спискам: расскажем, какие виды списков можно добавить и как это сделать. А в конце урока покажем, как скачать файл на ПК.
Урок 9. Как пользоваться сетью Интернет
Интернет — глобальная сеть, которая объединяет людей со всех точек мира. Здесь собрано практически неограниченное количество информации и сервисов, которые будут полезны в учебе, работе и для развлечения. Дети начинают пользоваться Интернетом с раннего возраста, осваивая сеть интуитивно. Однако таких самостоятельно полученных знаний может быть недостаточно. Давайте попробуем структурировать всю базовую информацию о сети.
В этом уроке мы разберем принципы работы Интернета: как устроены компьютерные сети, что такое межсетевые соединения и т. д. Вы узнаете, за счет каких трех компонентов работает Интернет, кто такой провайдер и что такое браузер, а также получите базовые знания об информационной безопасности.
Урок 10. Как создать папку на ПК
Мы уже знакомили вас с системой хранения файлов в компьютере и понятием облачного хранилища в предыдущих уроках. Давайте теперь разберемся, как настроить максимально удобную систему папок, чтобы упростить навигацию. Так все необходимые инструменты и файлы всегда будут под рукой.
Из этого урока вы узнаете, как разгрузить «Диск C», что такое ярлык, как создать папку на рабочем столе, как закрепить папку на начальном экране. Наши несложные лайфхаки облегчат работу с документами и научат грамотно располагать файлы на компьютере. Мы покажем все на примере операционной системы Windows.
Плейлисты по компьютерной грамотности и другим направлениям обучения регулярно пополняются на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые выпуски!
***
Желающих ближе познакомиться с ПК и интернетом школа «Пиксель» приглашает на курс компьютерной грамотности для детей. Под руководством опытного наставника дети научатся искусству общения с компьютером и смогут с легкостью выполнять даже сложные задачи, связанные с техникой. Ждем вас на занятиях!
С компьютером на Ты
Основы основ
Что такое Windows
Для того чтобы продолжить рассказ о мыши и клавиатуре, нам нужно немного забежать вперед и поговорить о Windows.
Итак, что же такое Windows?
Как я упоминал ранее, для работы на компьютере не нужно знать его устройство или быть программистом. И все это благодаря Windows, точнее не Windows, а программам, которые получили общее название — операционные системы. Просто Windows стала самой популярной операционной системой, а так есть ещеLinux, Android и Mac OS.
Что же это за чудо — операционная система и зачем она нужна.
Операционная система (сокращенно ОС) является своеобразным посредником между железяками, установленными внутри вашего компьютера, и вами. ОС — это переводчик, помогающий перевести непонятный обычным пользователям язык компьютерных устройств на русский (и не только русский). Т.е. мы отдаем команды на понятном нам языке, а операционная система переводит их на понятный компьютеру язык и наоборот.
Поскольку мы в этом курсе будет рассматривать операционную систему Windows 7, то без лишних слов переходим сразу к ней.
Сейчас нас будут интересовать только основные ее элементы, чтобы мы, познакомившись с ними, могли продолжить практиковаться в работе с мышью.
Итак, обычно, после загрузки компьютера вы видите на экране приблизительно следующее:
Рис. 9. Основные элементы Windows 7 |
Внизу вы видите полоску, на которой находится уже известное нам меню Пуск, часы и различные значки, о которых мы поговорим позже. Эта полоска в нижней части экрана называется Панелью задач.
Вся остальная область экрана — это так называемый Рабочий стол. Это название появилось из-за аналогии с обычным физическим столом, на котором вы храните различные бумаги и документы.
На Панели задач и на Рабочем столе могут находиться значки программ и скорее всего они у вас там уже есть.
Итак, теперь мы знаем, из каких основных элементов складывается внешний вид операционной системы, но перед тем, как мы вернемся к изучению мыши, давайте разберемся с файлами, папками и программами.
Что такое файлы и папки
Абсолютно все, что содержится на вашем компьютере – это и есть файлы с папками, точнее папки с файлами.
Файл по сути своей – это информация, представленная в определенном виде. Например, видео-файл, аудио-файл или текстовый файл.
Проведем аналогию с реальным миром. Помните кассеты? Так вот, их аналог – аудио-файлы. Видеокассеты – видеофайлы. Газеты, журналы, книги – текстовые файлы разных форматов (о форматах поговорим позже).
Книги, журналы и кассеты хранятся обычно на полках, в шкафах и ящиках. Вот и файлы обычно хранятся в папках.
Папка – это такой объект, который специально предназначен для хранения файлов. Т.е. чтобы не было бардака на компьютере можно воспользоваться виртуальными ящичками – папками.
Как и в реальном мире вы можете раскладывать свои файлы (музыкальные, видео, фотографии или книги) по папкам. С помощью папок очень удобно структурировать информацию и поддерживать порядок на компьютере.
Что такое программа
В реальной жизни, для того чтобы посмотреть фильм, послушать музыку или распечатать фотографию, нам понадобится дополнительное устройство (DVD-плеер, магнитофон или принтер).
В компьютерном мире также не обойтись без инструментов, которые помогают визуализировать информацию. Эти инструменты называютпрограммами.
Программ существует бесчисленное множество и все они решают своизадачи. Есть программы, предназначенные для редактирования видео, прослушивания музыки, просмотра и редактирования изображений и т.д. и т.п.
Как было сказано выше, программа – это инструмент, а это значит, что как только появляется необходимость в новом или более специализированном инструменте, то сразу появляется и новая программа.
Так что же такое программа с точки зрения ее внутреннего устройства?
Любая программа – это набор все тех же файлов и папок. Каждый файл хранит в себе определенный объем информации, который нужен для работы программы.
Чем отличаются файлы программ от наших собственных?
Файлы программ создаются людьми. Программы пишутся на специальных языках программирования и файлы программ содержат этот код. При установке программы на компьютер ее файлы копируются в папки, которые так же создаются при установке программы. Порядок расположения файлов и папок программы определен заранее программистами и нам не следует удалять или перемещать файлы из этих папок, так как это повлияет на нормальную работу программы.
Файлы, которые мы создаем на компьютере с помощью программ, являются нашим собственным произведением и мы их можем удалять, копировать и перемещать из папки в папку сколько нашей душе будет угодно.
Так, мы разобрались с тем, что вся наша информация на компьютере – это всего лишь файлы разложенные по папкам и поэтому работа на компьютере сводится к работе с файлами и папками.
Изучаем Windows
Как настроить Рабочий стол в Windows
Вы убедились, что контекстное меню есть практически у всего? А это значит, что практически все можно настроить! Так что вперед! Давайте же настроим наш Рабочий стол по своему желанию.
Что у вас сейчас за картинка на Рабочем столе? Стандартный флажок на синем фоне? А хотите установить туда какую-нибудь фотографию из отпуска? Давайте научимся настраивать внешний вид Рабочего стола по своему желанию.
Для этого вызываем контекстное меню, кликнув правой кнопкой мыши в свободной областиРабочего стола (рис.13) и выбираем последний пункт Персонализация. Как понятно из названия сейчас мы будем делать свои персональные настройки! Откроется окно:
Рис. 14. Окно Персонализация |
Вы уже подготовили фотографию или изображение, которое хотите разместить на Рабочем столе? Нужно, чтобы оно было на компьютере и, самое главное – нужно знать, где оно находится.
Если у вас еще такого изображения нет, не беда! Мы воспользуемся стандартными изображениями Windows, а к концу этого курса, когда вы научитесь копировать свои фотографии на компьютер, вы сможете повторить все эти действия вновь.
Итак, мы с вами изменим цвет оформления окон и Панели задач, а также установим новую картинку на Рабочий стол. Поехали!
Сначала картинка. Кликаем по Фон рабочего стола и переходим к следующему окну (рис.15).
Рис. 15. Выбор изображения |
В этом окне мы можем выбрать изображение, из предложенных в виде миниатюр. Это стандартные изображения, которые устанавливаются с Windows. Но мы обратимся к кнопкеОбзор, для того, чтобы выбрать произвольное изображение (рис.16). Откроется окно Обзор папок. С таким или очень похожим окном вы будете часто сталкивать при работе на компьютере. Практически все программы используют подобные окна для того, чтобы дать вам возможность найти и выбрать какой-то конкретный файл, с которым вы хотите работать именно сейчас.
Установим произвольную картинку, и возьмем ее из стандартных изображений, которые уже есть в Windows. Нажимаем на папку Библиотеки, затем на папку Изображения и снова на папку Образцы изображений (см. рис.16).
Такими действиями указsdftv Windows папку, в которой находятся фотографии. Теперь достаточно нажать кнопку ОК для того, чтобы все изображения из этой папки появились в окне настроек Рабочего стола (рис.17). Причем первое изображение из этой папки сразу было установлено на Рабочем столе.
Чтобы установить на Рабочий стол ваше собственное изображение, вы должны в окне Обзорнайти ту папку, в которой оно находится, и выбрать именно ее. Тогда содержимое этой папки отобразится в окне персонализации и вы сможете выбрать свое изображение.
Рис. 16. Окно Обзор папок |
Рис. 17. Настройка Рабочего стола |
Обратите внимание на галочки, которые установлены около каждого изображения (на рис.17 обозначены стрелкой 1). По умолчанию, т.е. сразу после загрузки изображений из папки, все картинки имеют эту галочку. Это значит, что все эти изображения будут устанавливаться наРабочий стол по очереди с интервалом в 30 минут. Интервал, т.е. время, через которое изображения будут меняться, можно изменить.
Рис. 18. Положение изображения |
Для этого выберите подходящий интервал из выпадающего спискаСменять изображения каждые (см. стрелку 2 на рис.17). Изображения будут меняться в том порядке, в котором они отображаются в окне.
Если вы хотите выводить на Рабочий стол изображения в случайном порядке, то установите соответствующую галочку (стрелка 3 на рис.17).
Еще в этом окне можно выбрать положение изображения на экране (см. стрелку 4 на рис. 17). Для этого нужно выбрать необходимый вариант из одноименного списка (рис.18).
Что же все эти варианты значат и какой выбрать? Давайте сделаем небольшое отступление от темы и разберемся с размерами изображений. Уверен, что эта информация будет вам полезна в будущем.
Итак, если вы возьмете обычную фотографию, распечатанную на фотобумаге, то эта фотография будет иметь какие-то, как правило, стандартные размеры, например, 10×15 или 9×13 сантиметров. Т.е. в реальной жизни мы измеряем миллиметрами, сантиметрами и метрами, а вот в компьютерном мире нет сантиметров. Здесь изображение складывается из точек, точнее из миллионов точек. Представьте себе тетрадный листок в клетку, где вы с помощью цветных карандашей закрашиваете клеточки и этим самым создаете рисунок. Вот и наши цифровые фотографии построены по этому принципу. Их размеры определяются не сантиметрами, а пикселями, по-русски – точками (pixel — минимальный элемент изображения).
Обычно размер цифрового изображения указывается так – 1024×768, это значит, что изображение состоит из 1024 точек в длину и 768 в ширину. Ну а если вы умножите ширину на длину, то получите – 1024*768 = 786432, что приблизительно равно 0,8 мегапикселя. Знаком вам термин «мегапиксель»? Этот параметр указывается в цифровых фотоаппаратах и как мы теперь понимаем, показывает, какого размера фотографии умеет снимать фотоаппарат. Так если на вашем фотоаппарате написано 12 мегапикселей, то это значит, что фотография, получаемая с такого фотоаппарата, содержит 12 миллионов точек (мега – приставка, обозначающая миллион). А это в свою очередь означает, что максимальный размер фотографии будет 4000×3000 точек (пикселей).
Так, с изображением вроде разобрались, а вот еще один интересный вопрос – как формируется изображение на вашем мониторе?
Возможно вы будете удивлены, но точно также как и на фотографии. Экран вашего монитора так же состоит из пикселей, и размеры экрана обычно указываются в руководстве к монитору, например, 1024×768 или 1280×1024. Так же как и в фотоизображениях эти цифры означают количество точек-пикселей, которые формируют изображение на экране.
И тут-то получается не состыковка. Вы хотите установить фотографию, которую вы сделали в отпуске на свой 12-мегапиксельный фотоаппарат, на Рабочий стол вашего компьютера, но у вас 17-дюймовый монитор с размерами экрана 1280×1024. Что же делать? (Кстати, размеры мониторов, также как и телевизоров, обычно мерят в дюймах по диагонали экрана).
Вот тут-то и приходит на помощь параметр Положение изображения. Около каждого варианта этого параметра есть небольшая картинка, демонстрирующая его действие. Так, если размеры фотографии больше экрана, то фотография будет просто «наложена» на экран и вы на своемРабочем столе будете видеть только ту часть изображения, которая попала в размеры экрана. Если выберете вариант По размеру, то изображение будет подогнано по размерам экрана, так чтобы оно полностью поместилось на экране. Если размеры изображения не кратны размерам экрана, то вариант Растянуть позволит именно растянуть изображение по экрану, что заполнит весь экран, но вызовет искажения в изображении. Ну а если изображение меньше экрана, то можно как плиткой Замостить экран изображением, или же поместить изображениеПо центру экрана.
Итак, изображение мы разместили, теперь поменяем цвет оформления окон и Панели задач. Для этого выберем пункт Цвет окна (рис.14). Мы попадем в окно, содержащее готовую палитру цветов, которую мы можем применить просто выбрав нужный цвет мышкой. Кроме этого вы можете самостоятельно подстроить параметры цветов, перемещая бегунки интенсивности,оттенка, насыщенности и яркости (см.рис.19). После того, как все настроите не забудьте нажать кнопку Сохранить изменения, чтобы все ваши настройки были сохранены и применены.
Рис. 19. Цвет окон |
Что такое разрешение экрана
Помните, мы только что выяснили, что у экрана есть размер? Так вот, разрешение экрана – это количество точек, из которых будет формироваться изображение на экране вашего монитора.
Вы можете спросить – а разве размер экрана и разрешение экрана – это не одно и тоже? Нет, не совсем.
Помните пример про листок в клетку и рисунок?
Так вот, представьте себе, что вы рисуете аналогичный рисунок, но закрашиваете не одну клетку, а сразу четыре. Т.е. ваш рисунок складывается из точек, которые состоят из четырех клеток каждая.
Вот также и на мониторе. У вас может быть размер экрана 1600×1200, а разрешение вы можете установить 800×600 и все изображения на экране будут формироваться по тому же принципу, что и ваш рисунок с точками из четырех клеток.
Но это все теория… Мои рекомендации просты – устанавливайте разрешение экрана равное размеру экрана вашего монитора, которое обычно указано в инструкции, и никаких проблем у вас с изображением не будет.
Рис. 20. Разрешение экрана |
Материалы использованы из электронной книги Андрея Сухова «Компьютер с нуля» pc-azbuka.ru
2
УРОК №9:
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS.
Цели и задачи урока
Ø
сформировать у обучающихся понятия «программное обеспечение»,
«операционная система»;
Ø
указать на виды программного обеспечения и назначение;
Ø
познакомить обучающихся с видами, назначением, составом и этапами
загрузки операционной системы, настройками ОС.
ХОД УРОКА
Самой популярной на
сегодняшний день является Операционная система Windows. Ее возможности
намного превосходят вышерассмотренные системы. Это обработка текстовой,
графической информации; одновременная работа с несколькими программами;
производство вычислительных процессов в удобном для пользователя режиме;
подключение большого количества дополнительных устройств; поддержка
национальных клавиатур и так далее.
Как и любая другая
система ОС Windows имеет способы
запуска:
1.
Автоматическая
загрузка при включении компьютера.
2.
Из
MS DOS:
данная команда может не
всегда приводить к желаемому результату. Это зависит от версии ОС Windows, которую мы
используем. Поэтому рекомендуется использование первого варианта перехода.
3.
Из
Norton Commander:
— нажимается F10 и на запрос
отвечаем «Да»
— если при нажатии не
происходит выход в WINDOWS, то следует
выполнить переход из DOS.
После загрузки на экран
выводится окно ОС, которое носит название «Рабочий стол»:
На Рабочем столе
располагаются значки и Панель задач.
Значки подразделяются
на папки и ярлыки.
Папки
предназначены для хранения документов, имеющих схожее смысловое содержание.
Например, в папке «Отчеты» хранятся ежемесячные, квартальные, полугодовые или
годовые отчеты. В папке «Статьи» — научные статьи, написанные автором и т.п.
Для создания папки
необходимо выполнить следующий набор команд:
1. Подвести указатель мыши
в свободное место экрана
2. Щелкнуть правую кнопку
мыши (ПКМ)
3. В появившемся окне
выбрать пункт «Создать»
4. Далее щелкнуть левую
кнопку мыши (ЛКМ) на параметре «Папку»
5.
На
Рабочий стол выведется новая папка. Необходимо будет вписать имя папки и нажать
либо ЛКМ, либо ENTER.
Ярлыки необходимы для
быстрого запуска программ. Это эффективный инструмент в работе. Каждая
программа имеет свой ярлык и если она довольно часто применима, то лучше всего
вывести ее ярлык на Рабочий стол. Для этого необходимо проделать путь:
1. Подвести
указатель мыши
в свободное место экрана
2. Щелкнуть правую
кнопку мыши (ПКМ)
3. В появившемся
окне выбрать пункт «Создать»
4. Далее щелкнуть
левую кнопку мыши (ЛКМ) на параметре «Ярлык»
5. В новом окне,
если мы знаем путь ярлыка, вписываем его в окно и идем по указанию мастера.
Но, если нам путь не известен, то для
этого нужно проделать следующие шаги:
— нажать кнопку «Обзор»
— нажать на параметре «Мой компьютер»
— выбрать «Локальный
диск (С:)»
— выбрать «»
— выбрать «»
— выбрать «»
— выбрать один из
ярлыков программы, который необходимо установить. А так как это офисная папка,
то здесь выбирается ярлык программы MS Word (WINWORD), либо MS Excel, либо MS Power Point, либо MS Access.
Внизу экрана находится
Панель задач. Вся выполняемая работа не обходится без её участия. Для этого в
данной панели имеются такие инструменты, как кнопка «ПУСК», Панель быстрого
запуска программ, Панель открытых программ, Регистр перевода языка, Указатель
времени. Остановимся поподробнее на каждом из них.
I. Кнопка ПУСК – с нее
начинается вся работа или, по крайней мере, так предлагает компьютер. Для
открытия данного инструмента существует ряд способов. Рассмотрим наиболее часто
используемые:
— использование Windows-клавиши. Это
наиболее быстрый способ открытия;
— если таковая
отсутствует, то есть Windows-клавиша, то
необходимо использовать мышь. Для этого нужно подвести указатель мыши к кнопке
ПУСК, далее нажать левую кнопку мыши;
— если нет Windows-клавиши или
плохо работает мышь, то можно воспользоваться клавишей Tab. Для этого
необходимо нажимать данную клавишу до тех пор, пока на кнопке ПУСК не появится
рамка:
|
далее нажимается клавиша Enter.
После нажатия клавиши
поверх нее открывается окно, которое содержит набор команд. Каждая команда
имеет свою специфику работы:
1. Команда «Программы» — выводит список
установленных на компьютере программ.
2. Команда «Документы» — выводит список
последних открытых документов.
3. Команда «Настройки» — используется для
настройки устройств компьютера.
4. Команда «Найти» —
используется для установки режима поиска папок и документов.
5. Команда «Справка и
поддержка» — является справочным материалом по работе с ПК.
6. Команда
«Выполнить» — осуществляет специальный запуск программ из отдельного окна.
7. Команда
«Выключить компьютер» (Завершение работы) – готовит компьютер к режиму
ожидания, выключению или перезагрузке. Выбрав пункт необходимо ответить на запрос
компьютера.
II. Панель быстрого
запуска программ:
Данная панель может
находиться в Панели задач, а может быть, что ее не будет. Если данная панель
отсутствует, и если у вас установлен на Windows-95, то ее можно вывести. Это происходит
следующим образом:
1. Вначале
необходимо подвести указатель мыши в свободное место Панели задач.
2. Затем нажать
правую кнопку мыши.
3. Из открывшегося
окна выбрать команду «Свойства».
4. Далее выбрать пункт
«Панель быстрого запуска» и нажать кнопку «ОК».
5. После чего на Панели
задач появится Панель быстрого запуска программ.
III. Далее идет
Панель открытых программ – она обеспечивает быстрый переход с одной программы в
другую и позволяет следить за тем, чтобы открытая программа вновь не запускалась.
Ведь каждое открытие программы уменьшает скорость обработки информации. это в
конечном счете влияет на нашу производительность.
IV. Следующим
инструментом является Регистр перевода языка – с его помощью можно установить
язык на котором можно выполнить работу
Для перевода языка лучше воспользоваться
сочетанием клавиш Alt + Shift (в некоторых
случаях это достигается Ctrl + Shift).
V. Указатель времени –
показывает текущее время компьютера. При этом с его помощью можно настроить
день, месяц, год, часы, минуты, секунды, а также установить часовой пояс.
Для
изменения параметров необходимо войти в нужный объект.
: стр. 105-115 – читать
Использованная литература:
1. М.П. Лапчик, И.Г.
Семакин, Е.К. Хеннер «Методика преподавания информатики». М.,
«ACADEMA», 2001
2. К.Т. Камилов Работать
на персональным компьютером просто. Ош, К-УУ, 2006, 249-с.
3. л.и. Легостаева http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-3-12.html