Windows unix подобная или нет

Время на прочтение7 мин

Количество просмотров111K

Введение

В последнее время наблюдается большой приток пользователей Linux. Как правило это люди уже имеющие вполне приличный опыт в общении с компьютером, но этот опыт в большинстве случаев ограничен одной системой. Естественно, что этой системой является самая распространенная на сегодня на дескотопах операционная система компании Microsoft MS Windows. Большое число пользователей Windows также ставят Linux, или запускают его с «Live CD» «на посмотреть».

И тут возникает сразу несколько проблем, связанных с тем, что новые пользователи Linux ожидают увидеть перед собой «еще один Windows». А Linux — это совсем не клон Windows, это совсем другая система, с другой основой, другими традициями, другими возможностями и другими требованиями к пользователю.

По моему убеждению именно это непонимание и является одним из источником такого количества так называемых «священных войн». Возможно данная статья позволит если не уменьшить количество таких войн, то хотя бы даст большее понимание позиций противников и снизит накал в войнах.

Очень глубоко лезть в устройство этих двух операционных систем нам, я думаю, ни к чему, будем рассматривать их в основном с точки зрения пользователя.

Экскурс в историю (очень краткий)

Для сравнения, думаю невредно освежить в памяти краткую историю сравниваемых операционных систем.

История Unix

Операционная система UNIX была создана еще до эры коммерческого софта. Она писалась инженерами, как система «для себя». Поэтому в нее были заложены передовые на то время концепции. В дальнейшем своем развитии при добавлении новых черт, обычно считалось, что делать нужно «правильно». Т.е. например если нужно было выбирать из двух решений, одно из которых было с инженерной точки зрения «неправильным», например повышало производительность сегодня, но могло принести затруднения в дальнейшем, как правило, такое решение отвергалось и выбиралось «правильное» решение, пусть и с определенной потерей производительности.

Первые версии UNIX были написаны на Ассеблере, затем система была переписана на СИ. Это дало системе уникальную переносимость. На PC UNIX был портирован, а точнее заново написан (Linux) сразу, как только развитие PC, а точнее выпуск PC на процессоре i386, позволило это сделать.

В 1985 году стартовал проект POSIX. Это стандарт на интерфейсы UNIX-подобных ОС. Во многом благодаря наличию такого стандарта, так быстро смог появится на свет и достигнуть зрелости Linux — свободная воплощение UNIX.

Развитие интернета с самого начала и до нашего времени неразрывно связано с серверами под управлением ОС UNIX. Сначала с коммерческими, а теперь все больше и больше со свободными.

С точки зрения коммерциализации развитие UNIX можно разделить на три этапа.

  1. Некоммерческое распространение в университетах.
  2. Распространение коммерческих UNIX систем.
  3. Появление свободных реализаций (Linux, FreeBSD) и вытеснение коммерческих систем (настоящий момент).

До появления системы X Window System UNIX была системой с текстовым интерфейсом, затем добавился графический, но традиционно текстовый интерфейс сохраняет важное значение.

Очень важно то, что UNIX с самого начала был многозадачной и многопользовательской системой. Т.е. на одной машине могут работать сразу несколько пользователей, и выполняться несколько программ одновременно.

Фирменной чертой всех UNIX-подобных ОС была и остается надежность.

Табличка:

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1971 Первая версия UNIX На ассемблере 32 Есть Есть
1973 Третья версия UNIX На Си 32 Есть Есть
1983 TCP/IP 32 Есть Есть
1983 Проект GNU стартовал Подготовил свободную обвязку для UNIX- подобных ОС 32 Есть Есть
1984 X Window System Оконная система 32 Есть Есть
1985 Стартовал проект POSIX Стандарты интерфейсов UNIX-подобных систем 32 Есть Есть
1991 Появление Linux Первая свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть
1993 Появление FreeBSD Еще одна свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть
История Windows

Истоки зарождения операционной системы Windows следует искать в предшествующей ей операционной системе той же самой фирмы — DOS. Все операционные системы компании Microsoft, это прежде всего коммерческие проекты. Об этом нужно помнить всегда, особенно, когда стараешься понять истоки тех или других решений, как коммерческого плана, так и технического.

Первой ОС из этого семейства была DOS. Может показаться, что DOS собственно имеет косвенное отношение к обсуждаемому предмету. Но, многие традиции, база пользователей и разработчиков, их привычки, идут именно оттуда.

DOS была однозадачной однопользовательской операционной системой с текстовым интерфейсом. Первая версия Windows представляла собой нечто, негодное для работы и распространения не получила. Работать стало в Windows стало возможно, начиная с версии 3. В версии Windows For Workgroups 3.1 появилась возможность работы с сетью. Winodws серии 3 представляли собой запускаемую поверх DOS систему. Отличались невысокой надежностью.

В 1995 годы вышла новая версия — Windows 95. Код частично был 32 разрядным, частично 16 разрядным, встроенная сеть. По сравнению с Windows серии 3 это был серьезный шаг вперед. Повысилась надежность, но до надежности UNIX-подобных ОС было еще далеко. В качестве рабочей станции с натяжкой конечно, надежности хватало, в качестве сервера, нет. Позже были выпущены еще две ОС этой линии, Windows 98 и Windows Me. После этого линия была закрыта.

В 1993 году вышла новая версия — Windows NT 3.1. Это уже была полностью 32 разрядная система. Разработана она была с нуля, для ее разработки были наняты известные специалисты. Были внедрены новые концепции. Это подняло надежность почти до уровня надежности UNIX-подобных систем. Эта ОС уже могла работать в качестве сервера. Продолжение этой линии, операционные системы Windows 2000, Windows XP и Windows Vista.

ОС линии NT были многозадачными, начиная с Windows XP появилась и возможность работать нескольким пользователям, хотя и более ограниченная и гораздо менее удобная, чем у UNIX-подобных ОС.

Табличка:

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1981 DOS 16 Нет Нет
1985 Windows 1.0 Надстройка над DOS 16 Нет Нет
1990 Windows 3.0 Надстройка над DOS 16 Нет Есть
1992 Windows For Workgroups 3.1 Надстройка над DOS, сеть 16 Нет Есть
1995 Windows 95 сеть 16/32 Нет Есть
1993 Windows NT сеть 32 с 1998 Есть
2000 Windows 2000 сеть 32 Есть Есть
2005 Windows XP сеть 32 Есть Есть
2007 Windows Vista сеть 32 Есть Есть
Техническое устройство с точки зрения пользователя
UNIX

С точки зрения пользователя UNIX устроен примерно так:

  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами.
  2. Текстовая подсистема, работа с системой через терминал. Причем для управления всеми возможностями ОС достаточно только текстовой подсистемы. Возможно вход через эту подсистему многих пользователей. Богатый набор как встроенных утилит, так и приложений, работающих в текстовом режиме.
  3. Графическая подсистема Xwindow. Запускается как процесс в системе.
  4. Система удаленного доступа в текстовом режиме. Позволяет полноценную работу с ОС в текстовом режиме. Потребляет мало ресурсов. Позволяет работать на сравнительно слабых компьютерах одновременно десяткам и сотням пользователей. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  5. Система удаленного доступа в графическом режиме. Позволяет одновременно работать нескольким пользователям в графическом режиме. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  6. Система передачи графического окна приложения на другой компьютер. Позволяет запустив приложение на одном компьютере, управлять им с другого компьютера, через окно приложения, передаваемое на этот другой компьютер. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
Windows
  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами, управляет графической подсистемой.
  2. Графическая подсистема. Обеспечивает интерфейс с пользователем. Приоритетная система для пользовательского интерфейса.
  3. Текстовая подсистема. Обеспечивает текстовый интерфейс с пользователем. Текстовый интерфейс весьма урезанный. Набор утилит текстового режима как встроенных, так и других производителей весьма куцый. Синтаксис и состав команд текстового режима меняется от версии к версии. Запускается только поверх графического режима.
  4. Система удаленного доступа. Появилась впервые, как встроенная в систему, в Windows NT Server 4.0. До этого были только продукты других фирм. В связи с тем, что запускается полноценная графическая сессия, кушает очень много ресурсов. Наличие системы удаленного доступа и количество одновременных сессий может вообще отсутствовать или быть ограничено в разных версиях из коммерческих соображений.
Сравнение концепций

Давайте теперь рассмотрим, чем отличается подход к работе в этих двух системах.

UNIX: Концепция «Toolbox»

Поскольку UNIX разрабатывалась инженерами и для инженеров, в ее основу была положена концепция toolbox (ящик с инструментами). Что это значит? Это значит, что при создании софта и встроенных утилит для UNIX не делали универсальные программы, каждая из которых выполняла бы внутри себя все, необходимые пользователю действия, а для каждой небольшой задачи создавалась своя утилита, которая выполняла свою задачу, только одну, но делала это хорошо. Дело пользователя было при помощи набора этих утилит выполнить операции, которые ему нужно сделать.

При этом из этого набора утилит можно составлять цепочки и последовательности действий, что позволяет легко автоматизировать рутинные, часто повторяющиеся операции.

Для того, чтобы утилиты могли обмениваться между собой результатами своей работы, в качестве носителя информации был выбран текстовый файл. Для обмена информацией между утилитами были изобретены «pipes» (трубы). При помощи «труб» информация с выхода одной команды может быть передана на вход второй, та ее обрабатывает, выдает свою информацию на выход, которая может быть передана на вход третьей и так далее.

В общем, в результате UNIX позволяет пользователю легко создавать простые программные комплексы, выполняющие повторяющиеся действия как по команде пользователя, так и в автономном режиме.

Такой подход имеет как плюсы, так и недостатки. С одной стороны он дает больший контроль над системой, гибкость в настройке, но при этом повышается порог вхождения в систему, или говоря простыми словами, прежде, чем что нибудь сделать, как правило, нужно изучить основы.

Windows: Концепция «Тостер»

В Windows доминирует другая концепция. Эта концепция — максимально облегчить вхождение пользователя в задачу. Программы в Windows как правило большие, на каждое действие есть пункт в меню или иконка. В системы программы связываются как правило с большим трудом.

Ухудшает ситуацию о построением комплексов на базе Windows то, что большинство программ — коммерческие и используют свои, бинарные и как правило закрытые форматы данных и файлов. Такой подход превращает компьютер в устройство, которое может выполнять ограниченный изготовителем ПО набор функций, в пределе в этакий своеобразный «тостер», который выполняет только то, что задумал его изготовитель.

Плюс такого подхода — легкость вхождения неподготовленного пользователя. Минус — то, что обманутый кажущейся легкостью пользователь вообще не хочет ничему учиться и не выполнять необходимых действий. На поводу идут и производители софта. Это одна из причин такого обилия документов отформатированных пробелами, пренебрежения безопасностью и как следствие вирусных эпидемий.

Заключение

Конечно, в обоих системах не доминирует свой подход на 100 процентов. Как в Windows есть возможность пользоваться текстовой консолью и создавать .bat файлы, так и в UNIX есть большой набор программ, со свойствами присущими скорее «тостерному» подходу. И все таки описанная разница в подходах есть и она достаточно ярко выражена.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/UNIX
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Windows
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ДОС
4. http://posix.ru/
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/POSIX

«Чтобы найти истину, каждый должен хоть
раз в жизни освободиться от усвоенных
им представлений и заново построить
систему своих взглядов»
— Рене Декарт.

Статья, которая сейчас открыта в вашем браузере, посвящена детальному рассмотрению архитектуры UNIX и Windows. В ней мы постарались заглянуть внутрь этих двух операционных систем, опустившись на уровень ядра. Без внимания не остались и ошибки (исключения), которые могут возникнуть во время работы ОС. В заключение мы попросили сравнить различия между Windows и UNIX экспертов российской компании ASPLinux (www.asplinux.ru), которым каждый день на практике приходится сталкиваться с операционными системами на низком уровне.

Структуру UNIX проще всего представить в виде двух слоев. Первым является ядро. Оно непосредственно взаимодействует с железом и обеспечивает переносимость всего остального ПО на компьютеры с разным аппаратным обеспечением. Ядро предоставляет программам определенный набор системных API, с помощью которых производятся создание процессов, управление ими, их взаимодействие и синхронизация, а также файловый ввод/вывод. Вторым слоем является программное обеспечение, прикладное или системное: командный интерпретатор, графическая оболочка и т. д.



Структура ОС UNIX

Заглянем глубже в ядро системы. Оно позволяет всем остальным программам общаться с периферийными устройствами, регулирует доступ к файлам, управляет память и процессами. Ядро — это связной, к которому обращаются посредством системных вызовов (запрашивая какую-то услугу). Связь эта — не односторонняя: ядро может и возвращать в случае необходимости какие-то данные. Основным достоинством ядра является строгая стандартизация системных API. За счет этого во многом достигается переносимость кода между разными версиями UNIX и абсолютно различным аппаратным обеспечением.


Структура ядра UNIX

Все обращения к ядру системы можно разделить на две категории: программа вызывает подсистему управления файлами или подсистему управления процессами. Первая отвечает за все, что связано с файлами: управление, размещение, доступ. Процессы же — это, в общем случае, любые запущенные программы. Поэтому подсистема управления процессами служит для их жизнеспособности, синхронизации и управления. Важно так же и то, что файловая подсистема и подсистема управления процессов могут общаться друг с другом: любой процесс может вызывать системные API для работы с файлами. Прелесть UNIX состоит в том, что эти API универсальны (да и в Windows наблюдается та же картина). Вот самые главные из них: open, close, read, write, stat, chown, chmod (суть почти всех вызовов интуитивно понятна из названия, кроме, разве что, последних трех, поэтому поясню — они служат для управления атрибутами файлов, информации о владельце и прав доступа) и др. Каждый из этих системных вызовов в программе на языке С является обычной функцией. Информацию по любому из них можно запросто найти в man.
Подсистема управления файлами — почти единственная из всех работает с драйверами, которые являются модулями ядра. «Почти», потому что есть еще и сетевая подсистема, которая работает, например, с драйвером сетевой карты и с драйверами различных современных сетевых устройств. Ее, однако, мы рассматривать не будем. Обмен данными с драйверами может проходить двумя способами: с помощью буфера или потока. Суть первого метода заключается в том, что для информации выделяется кэш (или сверхоперативная память, как его называли раньше), в который заносится необходимый блок данных. Далее информация из кэша передается к драйверу. Драйвер — единственный элемент ядра, способный управлять периферийными устройствами. Но подсистема управления файлами может взаимодействовать с драйвером и через поток. Поток представляет собой посимвольную передачу данных драйверу. Следует отметить, что способ взаимодействия с драйвером определяется не пользователем и не приложением. Он является характеристикой того устройства, которым управляет драйвер. Очевидно, что потоковое общение позволяет взаимодействовать более оперативно, чем общение через буфер. Ведь на заполнение буфера тратится время и, следовательно, возрастает время отклика.

Теперь более подробно рассмотрим подсистему управления процессами. Она отвечает за синхронизацию и взаимодействие процессов, распределение памяти и планирование выполнения процессов. Для всех этих целей в подсистему управления процессами включены три модуля, которые наглядно продемонстрированы на схеме. Хорошим примером взаимодействия подсистем управления файлами и процессами является загрузка файла на исполнение. В этом случае подсистеме управления процессов требуется обратиться к коллеге, чтобы считать исполняемые файлы.

Чуть выше мы перечисляли системные API для управления файлами. Теперь рассмотрим вызовы, служащие для работы с процессами: fork (создает новый процесса), exec (выполняет процесс), exit (завершает исполнение процесса), wait (один из способов синхронизации), brk (управляет памятью, выделенной процессу), signal (обработчики исключений) и др.

Следующие два модуля являются очень важными в понимании всей подсистемы управления процессами. Первый — модуль распределения памяти, позволяет избежать нехватки оперативной памяти. Хотя механизм свопинга и файлов подкачки (технически правильно это, кстати, называется виртуальной памятью) уже ни для кого не секрет, в тени остается другой факт: операционная система (в лице описываемой подсистемы) может либо скидывать все данные, относящиеся к конкретному процессу, на диск, либо скидывать страницы памяти (страничное замещение). Таким образом, модуль распределения памяти выполняет очень важную функцию — он определяет какому процессу сколько выделить памяти.

Виртуальная память была изобретена в 1962 году, в Англии при создании суперкомпьютера Atlas. В большинстве современных компьютеров оперативная память не так велика, как используемое процессором адресное пространство. Размер ОЗУ типичного персонального компьютера варьируется от десятков до сотен мегабайт. При запуске программа загружается с какого-либо накопителя в оперативную память. Если же программа не помещается в ОЗУ, то те её части, которые в данный момент не выполняются, хранятся во вторичном запоминающем устройстве, чаще всего винчестере, и такая память называется виртуальной. Безусловно, перед выполнением необходимая часть программы должна быть перемещена в оперативную память. Данные функции выполняет ядро операционной системы (диспетчер виртуальной памяти, находящийся в микроядре). И для программы и для пользователя эти действия прозрачны. Естественно, на запросы к виртуальной памяти уходит гораздо большее время, нежели к ОЗУ.


Второй модуль — планировщик. Его задача не менее важна. UNIX — мультизадачная ОС, то есть одновременно может выполняться множество процессов. Мы, однако, знаем, что в фиксированный момент времени на одном процессоре может выполняться только одна команда. Именно поэтому нужен виртуальный рефери, который будет определять, какому процессу исполняться сейчас, а какому — через секунду. На практике же планировщик переключает контекст, то есть перед тем, как остановить исполнение какого-то процесса, он запоминает состояние регистров, памяти и т. д., а уже после этого запускает другой процесс в его собственном адресном пространстве. И еще один тонкий момент: каждый запущенный процесс «думает», что он единственный. Дополнительно существует механизм приоритетов. Очевидно, чем выше приоритет, тем быстрее начнет исполняться процесс. Процессы могут также обмениваться между собой информацией. В случае их синхронного взаимодействия синхронизацию осуществляет модуль взаимодействия (например, функция wait).

Вот мы и подошли к последнему уровню — аппаратному контролю. На данном уровне происходит обработка прерываний и связь ядра с железом. Здесь следует отметить лишь пару моментов, во-первых, прерывания могут «прерывать» работу процессора и требовать внимания к себе (после этого процессор без проблем возвращается к выполнению оставленных процессов), а, во-вторых, обработку прерываний осуществляют специальные функции ядра.

Windows 2000/XP построены на архитектуре микроядра (microkernel architecture). ОС Windows 95/98 используют монолитное (monolithic) ядро. Микроядра являются сравнительно небольшими и модульными. Благодаря последнему новые устройства зачастую добавляются как модули, которые можно загружать/выгружать на этапе исполнения без перекомпиляции ядра. На архитектуре микроядра построены также FreeBSD и Mac OS X. Монолитные же ядра используются еще и в Linux. Они оптимизированы для более высокой производительности с минимальными контекстными переключениями. Такая архитектура упрощает поддержку кода ядра для разработчиков, но требует перекомпиляции ядра при добавлении новых устройств. Следует отметить, что описанные здесь различия являются «классическими», на практике монолитные ядра могут поддерживать модульность (что зачастую и происходит), а микроядра могут требовать перекомпиляции.

Архитектура Windows

Структура Windows 2000/XP не отличается оригинальностью: ядро системы (исполняется на максимально приоритетном уровне процессора) и пользовательские подсистемы (исполняются на минимально приоритетном уровне).

Ядро системы является критичной частью кода, любые ошибки, происходящие в ядре, приводят к фатальному краху системы — «синему экрану». Фактически — это ошибки типа «Нарушение общей защиты». Как только код ядра начинает обращаться в запрещенные для него области памяти (попытка прочитать или записать данные, исполнить неверную инструкцию, переход на запрещенную область), срабатывает система защиты памяти процессора, и управление передается системному обработчику исключений. Обработчик исключений не может восстановить корректное поведение кода. Все, что он делает — это вывод дампа на синий экран с указанием типа ошибки и содержимого памяти в области, где сработала защита.
Пользовательские подсистемы не столь критично влияют на работу системы в целом, так как они изолированы друг от друга и от ядра средствами управления памятью и собственно процессором. Ошибки, возникающие в приложениях, исполняются на уровне пользователя, то есть на менее привилегированном уровне, нежели ядро. Поэтому, система в состоянии контролировать процесс. При возникновении же ошибки или сбоя управление передается обработчику ошибок, который называется «Doctor Watson». Он принудительно завершит приложение. Ядро системы и остальные подсистемы остаются в целости и сохранности.

Ядро UNIX/Linux имеет два вида исключений, которые обычно называют «oops» и «panic». Почти в каждой операционной системе паника происходит в тех случаях, когда ядро обнаруживает серьезную неисправность. Если система каким-либо образом повредила сама себя, ей требуется остановиться немедленно, пока она не произведет необратимых критических изменений (типа уничтожения файловой системы). Везде, где только возможно, UNIX/Linux пытается детектировать проблему и справиться с ней без остановки всей системы. Например, многие ситуации типа «oops» приводят к завершению процесса, который нормально запустился, но потом зациклил систему. Бывают, однако, ситуации, когда все настолько плохо, что полная паника является наилучшим выходом. Считается, что пользователи стабильных версий ядра не должны встречать ни «паник», ни «oops». Но в реальном мире они иногда происходят.

Недавно найденный «TF-баг» (смотрите здесь) является хорошим примером паники. Процессор пытается передать управление процессу, которого не существует. Это приводит к краху всей системы. В данном случае, у системы нет другой альтернативы, чем запаниковать.

Ядро, поставляемое с Red Hat Linux 7.3 (и некоторыми другими дистрибутивами), содержит баг в файловой системе ext3. Эта ошибка приводит к «oops», завершая время от времени некоторые процессы (также этот баг приводит к замедлению всей системы). Хотя данная ошибка уже исправлена (патч есть и в обновлении от Red Hat), этот случай познакомил многих пользователей с ошибками типа «oops».


Ядро Windows 2000/XP состоит из нескольких системных компонентов, каждый из которых отвечает за определенный набор задач. Основные компоненты ядра:

Микроядро (Microkernel) — компактный код, можно сказать, сердце системы. В рамках микроядра работают ключевые службы: диспетчер памяти, диспетчер задач и другие.

Слой абстрагирования (Hardware Abstraction Layer, HAL). Полностью абстрагирует код системы от конкретного аппаратного оборудования. Использование HAL позволяет обеспечить переносимость 99% кода системы между различным оборудованием.

Диспетчер Ввода/Вывода (Input/Output Manager). Полностью контролирует потоки обмена между системой и устройствами. Драйверы устройств работают в контексте I/O Manager. Если драйвер написан с ошибками и может привести к сбою — это вызовет фатальный крах ядра и всей системы. 70% случаев фатальных сбоев («синий экран») — есть результат некорректного поведения драйверов устройств.

Windows XP содержит встроенный механизм контроля драйверов: правильно написанный и тщательно протестированный драйвер поставляется с цифровой подписью (Driver Signing). Правильная настройка системы заключается в запрещении установки драйверов без корректной подписи.

Модуль управления объектами (Object Manager), управления виртуальной памятью (Virtual Memory Manager), управления процессами (Process Manager), управления безопасностью (Security Reference Monitor), управления локальными вызовами (Local Procedure Calls Facilities) — важные компоненты ядра системы подробно рассматриваться не будут.

Наконец, особое по значению и важности место в ядре системы занимает модуль графического интерфейса — Win32k.sys. Фактически — это часть подсистемы Win32, отвечающая за прорисовку и управление графическим интерфейсом. Этот модуль расположен в ядре специально для того, чтобы существенно повысить производительность графических операций ввода/вывода. Однако размещение столь критической части в ядре накладывает чрезвычайно строгие требования к корректности его исполнения. Фактически, ошибка в коде Win32k.sys приведет к краху системы. Разработчики Windows уделяют огромное внимание этому модулю, и именно он наиболее тщательно протестирован. Опыт эксплуатации систем Windows показывает, что код Win32k.sys работает абсолютно корректно и не содержит фатальных ошибок. Однако некорректный драйвер видеосистемы может все испортить.

В Windows также реализованы дополнительные функции для повышения стабильности работы ОС. Система защиты файлов Windows автоматически предотвращает случайные изменения системных файлов операционной системы, вносимые пользователем или приложениями, эффективно защищая всю систему в целом. То есть, когда какая-то программа внесла изменения или просто заменила системные файлы Windows, считая, что у программы более новые, Windows отслеживает изменения и уведомляет об этом пользователя, говоря, что для стабильности системы желательно восстановить исходные файлы. Так же существует поддержка нескольких версий DLL, что повышает совместимость приложений и повышает стабильность.

Итог

Различия между Windows и UNIX для нас прокомментировали разработчики из компании ASPLinux.

«Операционные системы Unix и Windows достаточно сильно отличаются в реализации различных сервисов и служб. В соответствии с темами, затронутыми в этой статье, можно отметить несколько глобальных различий.

В Unix/Linux графическая система существует отдельно от ядра и функционирует как обычное приложение. В операционных системах Windows графическая система интегрирована в ядро. В случае использования операционной системы на рабочей станции, особенно при запуске графикоемких приложений, возможно, лучше, когда графическая система входит в ядро — в этом случае она может быстрее работать. А при работе на сервере предпочтительней отделение графической системы от ядра ОС, так как она загружает память и процессор. В случае Unix/Linux графическую систему можно просто отключить, к тому же, если системный администратор ее все-таки хочет использовать, в Linux есть несколько графических оболочек на выбор, некоторые из них (например, WindowMaker) достаточно слабо загружают машину. Эта же особенность Unix-образных операционных систем позволяет запускать эти ОС на машинах с весьма скромными объемами ОЗУ и т.п. В случае Windows же графическая система слишком тесно интегрирована в ОС, поэтому она должна запускаться даже на тех серверах, на которых она вовсе не нужна.

Отметим также методику разделения прав доступа в Windows 2000 и Unix/Linux. В первом — разделение прав доступа основано на ACL (access control lists), то есть, к примеру, можно настроить систему таким образом, чтобы администратор не имел возможности управлять файлами пользователей. У Unix/Linux же всегда есть суперпользователь — root, который имеет доступ абсолютно ко всему. То есть теоретически модель безопасности в Windows лучше: чтобы полностью завладеть хорошо настроенной системой Windows, хакеру придется ломать больше, в Unix/Linux же достаточно взломать доступ к root. (В Unix/Linux используются более старые технологии, тем не менее, некоторые дистрибутивы Linux сейчас начинают поддерживать ACL, среди них — ASPLinux 7.3 Server Edition). Но теория несколько смазывается практикой с той стороны, что в Windows не так быстро, как в Linux, заделываются «дыры», что уже относится к плюсам открытой модели разработки. В результате оказывается, что в Windows по статистике больше дыр, через которые злоумышленник может пробраться в систему. Но, опять же, точно о количестве дыр в Linux и Windows можно будет сказать только тогда, когда количество пользователей обоих видов ОС будет примерно одинаковым.

В Linux поддерживаются несколько файловых систем, наиболее продвинутые — это Ext2, Ext3, XFS. ОС Windows завязана по большому счету на одну файловую систему — NTFS или FAT 32. Файловые системы Ext2, Ext3, XFS по оценкам работают быстрее. Принципиальное же отличие в том, что в UNIX/Linux вообще нет понятия диска, физического или логического. Вся работа с устройствами хранения данных организуется через специальные файлы устройств, которые отображают физический носитель (диск, лента и т. п ) или его части (разделы) в файловую систему.

Важное отличие — наличие в Windows технологии ActiveX, нечто подобное в Unix/Linux реализуется с помощью CORBA и Bonobo. Эта технология, с одной стороны, предоставляет пользователю множество удобств, с другой стороны — она же допускала в свое время такие вещи, как автоматический запуск Outlook’ом вируса, пришедшего по почте. Одно из важных отличий этих технологий в том, что элементы ActiveX могут внедряться в текст HTML, что имеет как ряд достоинств, так и недостатков.

Можно перечислить еще ряд отличий Unix-подобных операционных систем от Windows, например, встроенную поддержку удаленного доступа в Unix и отсутствие оной в Windows по умолчанию (она реализуется в серверных версиях Windows, а также с помощью дополнительных средств, например, Citrix). В Unix/Linux и Windows сильно различаются сетевые подсистемы (IP-stack), по ряду оценок сетевая подсистема Unix/Linux эффективнее.

Можно было бы упомянуть богатый набор ПО, которое может поставляться вместе с Linux, между тем, Windows также развивается в этом направлении. Дополнительные отличия же в архитектуре в основном сводятся к отличиям работы монолитных и модульных ядер, которые также зачастую не являются преимуществами или недостатками, а просто отличиями. При всем при этом можно с уверенностью сказать, что характеристики работы Windows или Linux гораздо больше зависят от аккуратности и квалификации пользователя, чем от архитектуры той или иной ОС».

Мы искренне надеемся, что нам удалось описать основные различия двух систем. Если вы считаете, что какой-то аспект «анатомии» Windows или UNIX незаслуженно пропущен, милости просим в наш форум. Автор статьи (e-mail в начале) с удовольствием выслушает все ваши мысли.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2013;
проверки требуют 72 правки.

Это список известных операционных систем. Операционные системы могут быть классифицированы по базовой технологии (UNIX-подобные, пост-UNIX/потомки UΝΙΧ), типу лицензии (проприетарная или открытая), развивается ли в настоящее время (устаревшие или современные), по назначению (универсальные, ОС встроенных систем, ОС PDA, ОС реального времени, для рабочих станций или серверов), а также по множеству других признаков.

Содержание

  • 1 Проприетарные
    • 1.1 Ранние
    • 1.2 Acorn
    • 1.3 Операционные системы, разработанные в СССР
    • 1.4 Операционные системы для БЭСМ
    • 1.5 Atari ST
    • 1.6 Apple
    • 1.7 Корпорация Be
    • 1.8 Control Data Corporation
    • 1.9 DEC/Compaq/HP
    • 1.10 IBM
    • 1.11 ICT/ICL
    • 1.12 Microsoft
    • 1.13 Mediatek
    • 1.14 Novell
    • 1.15 Strawberry Development Group
    • 1.16 Sun Microsystems
    • 1.17 Другие Unix-подобные и POSIX-совместимые
  • 2 Свободные
    • 2.1 Unix-подобные
    • 2.2 не-Unix-подобные
  • 3 Авторские/внутренние, не-UNIX и другие
    • 3.1 Siemens AG
  • 4 «Домашние» OS
  • 5 Для БК
  • 6 Для Spectrum
  • 7 Прикладные системы
    • 7.1 Наладонный компьютер (PDA)
    • 7.2 Смартфоны
    • 7.3 Нетбуки, смартбуки, MID
    • 7.4 Маршрутизаторы
    • 7.5 МиниАТС
    • 7.6 Для микроконтроллеров, встраиваемые и ОС реального времени
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Проприетарные[править | править вики-текст]

Ранние[править | править вики-текст]

  • CTSS (The Compatible TimeShare System, разработанная в MIT — Массачусетском технологическом институте).
  • Incompatible Timesharing System (The Incompatible Timeshare System, разработанная в MIT для серверов DEC 10 / 20).
  • THE (разработана Эдсгером Дейкстрой и другими).
  • MULTICS (проект Bell Labs, GE, и MIT).
  • Master programme, разработанная LEO computer, Leo III в 1962 году.
  • Business Operating System (BOS) — кросс-платформенная, основанная на командной строке.
  • Sinclair Micro и QX, и подобные.
  • TRS-DOS, ROM OS (улучшенный интерпретатор Microsoft BASIC с поддержкой файловой системы).
  • FLEX от Technical Systems Consultants для микрокомпьютеров, построенных на Motorola 6800 и 6809: SWTPC, Tano, Smoke Signal Broadcasting, Gimix и других.
  • HDOS — Heath DOS, для микрокомпьютеров.
  • Cray Operating System для суперкомпьютеров Cray Research.

Acorn[править | править вики-текст]

  • Arthur
  • ARX
  • MOS (на BBC Micro и BBC Master)
  • RISC OS
  • RISCiX

Операционные системы, разработанные в СССР[править | править вики-текст]

  • Демос (операционная система)
  • ОС Мир
  • ОС ЕС
  • ОС ФЕЛИКС
  • ОС Немига
  • ОС ДВК
  • ФОБОС (операционная система)
  • РАФОС (операционная система)

Операционные системы для БЭСМ[править | править вики-текст]

  • Диспетчер-68
  • НД-70
  • ДИСПАК

Atari ST[править | править вики-текст]

  • TOS
  • MultiTOS
  • MiNT

Apple[править | править вики-текст]

  • A/UX
  • Apple Darwin
  • Apple DOS
  • GS/OS
  • Mac OS
  • Mac OS 8
  • Mac OS 9
  • Mac OS X
    • 10.0 Cheetah
    • 10.1 Puma
    • 10.2 Jaguar
    • 10.3 Panther
    • 10.4 Tiger
    • 10.5 Leopard
    • 10.6 Snow Leopard
    • 10.7 Lion
    • 10.8 Mountain Lion
    • 10.9 Mavericks
    • 10.10 Yosemite
  • iOS
  • ProDOS
  • SOS

Корпорация Be[править | править вики-текст]

  • BeOS
  • BeIA
  • Zeta

Control Data Corporation[править | править вики-текст]

  • CDC KRONOS
  • CDC NOS
  • CDC SCOPE

DEC/Compaq/HP[править | править вики-текст]

  • AiS
  • OS-8
  • ITS (для PDP-6 и PDP-10)
  • TOPS-10 (для PDP-10)
  • TOPS-20 (для PDP-10)
  • WAITS
  • TENEX (от BBN)
  • RSTS/E (работала на нескольких типах машин, в основном PDP-11)
  • RSX-11 (многопользовательская многозадачная ОС для PDP-11)
  • RT-11 (однопользовательская для PDP-11)
  • RTE-II (система реального времени для HP-2000/2100 и ДОС РВ для М-6000/7000, СМ-1)
  • RTE-IV (система реального времени для СМ-2M, наследница RTE-II)
  • RTE-6 (система реального времени для СОУ-6, наследница RTE-IV)
  • VMS (от DEC для серии компьютеров VAX, позднее переименована в OpenVMS)
  • HP-UX от HP
  • NonStop OS — разработана компанией Tandem Computers, впоследствии приобретённой фирмой Compaq
  • OSF/1 (от DEC; дважды переименована, сначала в Digital UNIX, затем в Tru64 UNIX)

IBM[править | править вики-текст]

  • IBSYS
  • OS/2
    • OS/2 v1.0 — выпущена в декабре 1987 года. Одна из первых операционных систем с поддержкой многозадачного режима процессора 80286.
    • OS/2 v1.10SE — выпущена в октябре 1988 года. SE = Standard Edition.
    • OS/2 v1.10EE — 1989 год.
    • OS/2 v1.20 — 1989 год. Редакции SE и EE. Улучшенный Presentation Manager.
    • OS/2 v1.30 — 1991 год. Также редакции SE и EE.
    • OS/2 v2.00 — весна 1992 года. Первая версия OS/2, которой для работы необходим процессор 80386 с его защищённым режимом.
    • OS/2 v2.10 — май 1993 года.
    • OS/2 v2.11 — конец 1993 года. Не содержит подсистемы Win-OS/2 и устанавливается поверх Windows 3.1. Стоит дешевле других версий OS/2.
    • OS/2 v3.0 «Warp» и «Warp Connect» — октябрь 1994 года.
    • OS/2 v4.0 «Merlin» — сентябрь 1996 года.
    • OS/2 Warp 4.5 Server for E-business «Aurora» — апрель 1999 года. Дальнейшие обновления получили имена CP1 и CP2 (Convenience Package) и базировались на Aurora.
    • eComStation
  • AIX — Unix-подобная ОС
    • AIX/RT
    • AIX/6000
    • AIX PC
    • AIX/ESA
    • AIX/370
    • AIX 5L
  • DYNIX — Unix-подобная ОС, разработана компанией Sequent Computer Systems, которая позже была поглощена IBM
  • OS/400
  • VM
  • DOS/360
  • DOS/VSE
  • OS/360 — первая ОС для архитектуры System 360
  • MFT — позднее переименована в OS/VS1
  • MVT — позднее переименована в OS/VS2
  • SVS
  • MVS — разновидность MVT
  • Transaction Processing Facility
  • ALCS
  • OS/390
    • z/OS — следующая версия после IBM OS/390
  • z/VM — разновидность VM
  • z/VSE — разновидность VSE
  • Basic Operating System — первая ОС для архитектуры System 360
  • PC DOS — OEM-версия MS-DOS, впоследствии дорабатывалась самостоятельно.
  • ОС ЕС, СВМ, МВС, ДОС ЕС, МОС ЕС — IBM-совместимые операционные системы (клоны) советского производства

ICT/ICL[править | править вики-текст]

  • GEORGE
  • VME
  • DME
  • TME

Microsoft[править | править вики-текст]

  • MSX-DOS
  • MS-DOS
  • Xenix — лицензированная версия Unix; продана SCO в 1990-х
  • Microsoft Windows
    • Windows 1.0
    • Windows 2.0 (для 80286)
    • Windows 3.0 — первая версия, имевшая коммерческий успех
    • Windows 3.1 — выпущена 18 марта 1992 года
    • Windows for Workgroups 3.11
  • Windows 9x — версии Windows 4.x, новое семейство, сохранявшее преемственность с Windows 3.x
    • Windows 95 (версия Windows 4.00.950)
    • Windows 98 (версия Windows 4.10.1998)
    • Windows Me (версия Windows 4.90.3000)
  • Windows NT — ОС, разрабатываемая в Microsoft с 1988 года командой во главе с Дэвидом Катлером под рабочим названием OS/2 Version 3.
    • Windows NT 3.1 — первая версия Windows NT, выпущена 27 июля 1993
    • Windows NT 3.5 (варианты поставки: Workstation — для рабочих станций и Server — для серверов)
      • Windows NT 3.51 — отлаженная версия Windows NT 3.5
    • Windows NT 4.0 (варианты поставки: Workstation — для рабочих станций и Server — для серверов)
    • Windows 2000 (версия Windows NT 5.0, варианты поставки: Professional — для рабочих станций, Server, Advanced Server и Datacenter Server — для серверов)
    • Windows XP (версия Windows NT 5.1 — внутренне основана на ядре Windows 2000); варианты поставки: Home, Professional, Tablet PC Edition, Media Center Edition, Embedded
      • Windows Server 2003 (версия Windows NT 5.2) — вариант Windows XP для работы на серверах
      • Windows Compute Cluster Server 2003 — вариант Windows XP для работы в кластерных системах
      • Windows XP Embedded — вариант Windows XP для встраиваемых систем
    • Windows Vista (версия Windows NT 6.0)
      • Windows Server 2008 (версия Windows NT 6.0) — вариант Windows Vista для работы на серверах
      • Windows HPC Server 2008 — замена Windows Compute Cluster Server 2003 для кластерных систем
      • Windows Home Server
      • Windows Vista for Embedded Systems — вариант Windows Vista для встраиваемых систем
    • Windows 7 (версия Windows NT 6.1)
      • Windows Server 2008 R2 (версия Windows NT 6.1) — вариант Windows 7 для работы на серверах
    • Windows 8 (версия Windows NT 6.2) — имеются версии на планшетные компьютеры и на персональные компьютеры.
    • Windows Server 2012 — серверная ОС от Microsoft. Поддержка драйверов Windows 8. Полная совместимость с Windows Server 2008, Windows Server 2008 R2.
    • Windows 8.1 (версия Windows NT 6.3) — самая новая ОС от Microsoft. Отличается обновленным ядром, повышенным быстродействием, стабильностью и безопасностью.
  • Windows CE (compact edition — компактная редакция) — операционная система реального времени для встраиваемых систем, мобильных телефонов, наладонных компьютеров и даже роботов.
    • Windows Mobile, Pocket PC — версии Windows CE для мобильных телефонов и планшетных компьютеров.
    • Windows Embedded — версии Windows CE для встраиваемых систем, включая роботов.

Mediatek[править | править вики-текст]

  • MtkOS — операционная система для мобильных телефонов на MTK (ARM) процессорах

Novell[править | править вики-текст]

  • NetWare — сетевая ОС
    • NetWare 3.x, в том числе Netware v3.12
    • NetWare 4.x
    • NetWare 5.x
    • NetWare 6.x
  • Novell DOS (см.: Клоны MS-DOS)
  • UnixWare — разработана на основе UNIX System V, в 1995 году Novell продала права на дальнейшую разработку компании Santa Cruz Operation.
  • openSUSE — дистрибутив свободной операционной системы Linux, разработчиком которого является корпорация Novell, Inc.
  • Open Enterprise Server — сетевая ОС, включает в себя Novell NetWare, openSUSE и набор сетевых служб.

Strawberry Development Group[править | править вики-текст]

  • EROS
  • CapROS

Sun Microsystems[править | править вики-текст]

  • SunOS — Unix-подобная ОС, основана на реализации BSD Unix
    • SunOS 4.x — (Solaris 1.x)
  • Solaris — Unix-подобная ОС, основана на реализации UNIX System V Release 4 + наработки из SunOS
    • SunOS 5.x — (Solaris 2.x, 7.x и более поздние)
    • OpenSolaris — SunOS 5.11

Другие Unix-подобные и POSIX-совместимые[править | править вики-текст]

  • Aegis/OS (Apollo Computer)
  • CLIX от Intergraph
  • Cromix (Unix-emulating OS from Cromemco)
  • Coherent (Эмулирующая Unix ОС от Mark Williams Co. для персональных компьютеров)
  • DNIX
  • DYNIX — Unix-подобная ОС, разработана компанией Sequent Computer Systems, которая позже была поглощена IBM
  • Idris
  • IRIX от SGI
  • NeXTStep — своё развитие получила в ОС Mac OS X после объединения компаний NeXT и Apple
  • OPENSTEP
  • OS-9 — Unix-подобная RTOS, эмулирующая Unix от Microware для процессора Motorola 6809
    • OS-9/68k (Эмулирующая Unix от Microware для процессора Motorola 680×0; создана из OS-9)
    • OS-9000 (портативная эмуляция Unix от Microware; одна из реализаций предназначена для Intel x86)
  • QNX (POSIX, микроядерная операционная система; используется, в основном, во встроенных системах реального времени)
  • Rhapsody
  • RiscOS
  • SCO UNIX (от Santa Cruz Operation, куплена компанией Caldera, позже переименованной в SCO)
  • System V (реализация AT&T Unix, ‘SVr4’ 4й релиз). Фактически последний «чистый» UNIX. Всё остальное обычно называют UNIX-подобным.
  • UNIflex (Эмулирующая Unix ОС от TSC для DMA-совместимых, Motorola 6809 с расширенной адресацией; например, SWTPC, GIMIX, …)
  • Ultrix (первая версия Unix для VAX и PDP-11 от DEC, основана на BSD)
  • Unicos (Unix для суперкомпьютеров Cray Research Inc.)
  • Venix

Свободные[править | править вики-текст]

Unix-подобные[править | править вики-текст]

  • BSD (Berkeley Software Distribution, реализация Unix для DEC VAX) и её вариации: 386BSD, DesktopBSD, DragonFly BSD, FreeBSD, MidnightBSD, NetBSD, OpenBSD, PC-BSD, TrianceOS, TrueBSD,
  • GNU/Hurd (ОС, реализованная как набор серверов, работающих на микроядре Mach): Hurd/L4 (ОС, реализованная как набор серверов, работающих на микроядре L4)
  • Linux: Linux (наиболее популярное свободное Unix-подобное ядро), Cosmoe (основана на ядре Linux и использует много кода AtheOS, подобна BeOS), Объединённое ядро Linux, Ubuntu, Debian.
  • OpenSolaris (проект по открытию кодов Solaris): AuroraUX, BeleniX, Jaris, MilaX, marTux, Nexenta OS, NexentaStor, OpenIndiana, OpenSolaris for System z, OSUNIX, Polaris, SchilliX, StormOS.
  • Plan 9 (распределённая ОС, разработана Bell Labs): Plan B (распределённая ОС, произошедшая от Plan 9), Off++ (распределённая ОС, произошедшая от Plan 9), Inferno (ОС на основе виртуальной машины, произошла от Plan 9)
  • SSS-PC (разработана в Токийском Университете)
  • Minix (учебная ОС от Эндрю Таненбаума)

не-Unix-подобные[править | править вики-текст]

  • ReactOS[1] — open-source OS, ReactOS® — это современная, свободная и открытая операционная система, основанная на лучших принципах архитектуры Windows NT® (такие продукты компании Microsoft, как Windows XP, Windows 7, Windows Server 2012 построены на архитектуре Windows NT). Система была разработана с нуля, и таким образом не основана на Linux и не имеет ничего общего с архитектурой UNIX.
  • FreeDOS
  • Haiku

Авторские/внутренние, не-UNIX и другие[править | править вики-текст]

  • A2 — ОС, созданная в рамках проекта «Oberon — операционная система и компилятор» (Оберон (операционная система))
  • AROS (AROS Research Operating System), свободная портируемая (в том числе для процессорной линейки x86) операционная система, идейный потомок AmigaOS
  • AtheOS
  • BellOS
  • CP/M (Control Program/Monitor)
    • CP/M-80 (CP/M для Intel 8080/8085 и Zilog Z80 от Digital Research))
    • CP/M-86 (CP/M для Intel 8088/86 от Digital Research)
    • MP/M-80 (многопрограммная версия CP/M-80 от Digital Research)
    • MP/M-86 (многопрограммная версия CP/M-86 от Digital Research)
    • МикроДОС (создана в СССР на основе CP/M 2.2)
  • UCSD P-System (портативная среда программирования/операционная система/виртуальная машина, разработана студентами университетов Калифорнии в Сан-Диего; управляется профессором Ken Bowles, написана на языке Паскаль)
  • FLEX9 — от TSC для Motorola 6809, наследница FLEX, работавшей на Motorola 6800.
  • JavaOS — основным компонентом является Java VM.
  • SSB-DOS — от TSC для Smoke Signal Broadcasting, разновидность FLEX.
  • DESQView многозадачная надстройка над MS-DOS для запуска MS-DOS приложений в режиме вытесняющей многозадачности с API кооперативной многозадачности, 1985 год. Текстовый интерфейс. Последняя версия 2.70.
  • DV/X — развитие DESQView, заимствовавшее интерфейс и протокол X Window System.
  • GEOS
  • NewOS open source
  • Оберон (операционная система), разработана ETH-Zurich (Никлаусом Виртом и другими) для рабочих станций Ceres и Chameleon. См. также Оберон (язык программирования).
  • osFree — open-source-вариант OS/2.
  • TripOS, 1978
  • VisiOn (первый графический пользовательский интерфейс для PC, коммерческого успеха не имел.)
  • VME от International Computers Limited (ICL)
  • MorphOS (на микроядре Quark, с поддержкой API AmigaOS 3.1)
  • NetWare (от Novell)
  • Pick (лицензирована и переименована)
  • Primos от Prime Computer (иногда пишется PR1MOS или PR1ME)
  • OSD/XC от Fujitsu-Siemens (BS2000 портирована для эмуляции на Sun платформы SPARC)
  • OS-IV от Fujitsu (базируется на ранней MVS от IBM)
  • MSP от Fujitsu (наследник OS-IV)
  • Haiku — свободный клон BeOS
  • SkyOS — коммерческая ОС для PC.
  • Syllable (развивается на базе AtheOS)
  • TinyOS
  • TSX-32 многозадачная 32-битная операционная система для DOS-приложений, частично заимствовавшая идеи OS/2, DESQView и операционных систем фирмы DEC. ~1993 год. Отличалась самой быстрой реализацией файловой системы FAT16 из известных.

Siemens AG[править | править вики-текст]

  • BS1000
  • BS2000
  • BS3000 (функционально похожа на OS-IV и MSP от Fujitsu)
  • VM2000
  • SINIX — Unix-подобная ОС, ранее называлась Reliant UNIX, разработана на основе DC/OSx
  • DC/OSx — DataCenter/OSx, доставшаяся Siemens AG после поглощения компании Pyramid Technology

«Домашние» OS[править | править вики-текст]

  • KolibriOS (проект основан на MenuetOS и помещается на одну дискету)
  • LainOS — проект основан на FreeBSD. Навеян GUI Navi из Serial Experiments Lain
  • MenuetOS (помещается на одну дискету)
  • Miraculix
  • Panalix
  • Syllable (почти полностью совместима с POSIX)
  • Trion Operating System
  • Висопсис (VISOPSYS — Визуальная операционная система)
  • UzhOS
  • XSKernel[2] — проект ядра операционной системы под кодовым названием XSystem.
  • FOS[3] — микроядерная операционная система.
  • ExeOS (проект операционной системы, основанной на микроядерной архитектуре)
  • SymbOS — многозадачная графическая ОС для Amstrad CPC, Amstrad PCW и MSX.
  • FlopOS — open-source OS, написанная на чистом ассемблере (помещается на одну дискету).

Для БК[править | править вики-текст]

Операционные системы, работавшие на БК-0010, БК-0010-01, БК-0011 и БК-0011М

  • ANDOS
  • MK-DOS
  • CSI-DOS
  • NORD
  • ОС БК-11 (вариант RT-11)
  • AO-DOS
  • BASIS
  • DOSB10
  • PascalDOS
  • MicroDOS
  • DX-DOS
  • HC-DOS
  • RT-11 (во внешнем ПЗУ)
  • NORTON-БК
  • РАМОН
  • KMON
  • Turbo-DOS
  • BKUNIX
  • Фокал

Для Spectrum[править | править вики-текст]

  • +3DOS
  • C-DOS
  • CP/M
  • Doors
  • IS-DOS
  • PinkFloyd
  • TASiS
  • TR-DOS

Прикладные системы[править | править вики-текст]

Наладонный компьютер (PDA)[править | править вики-текст]

  • Palm OS от Palm Inc; теперь подразделения PalmSource
  • Pocket PC, Windows Mobile от Microsoft
  • EPOC — изначально от Psion (Великобритания), в настоящее время разрабатывается Symbian, под маркой Symbian OS.
  • Windows CE от Microsoft
  • Linux в Sharp Zaurus

Смартфоны[править | править вики-текст]

  • Linux
    • Google Android;
    • Open webOS;
    • Maemo в Nokia 770 Internet Tablet, Nokia N800, N810 и Nokia N900;
    • OpenMoko в устройствах Neo 1973 и Neo FreeRunner;
    • MontaVista Mobilinux в Motorola A760, E680;
    • EZX Linux в Motorola A1200, A1600, E6;
    • MOTOMAGX в Motorola ZINE ZN5;
    • LiMo Platform;
    • Access Linux Platform в Edelweiss;
    • MeeGo;
    • Tizen;
    • Ubuntu Phone;
  • bada — (ошибочно считается OS Linux)[прояснить] OS, разработанная компанией Samsung[4]
  • Symbian OS
  • Apple iOS — ОС для Apple iPhone, iPod touch, iPad
  • BlackBerry OS
  • JavaFX Mobile
  • Windows Mobile на базе Windows CE
  • Windows Phone
  • Firefox OS на базе Android и Gecko

Нетбуки, смартбуки, MID[править | править вики-текст]

  • Linux
  • EPOC32 Release 5 в Psion netBook 1999 года;
  • Microsoft Windows CE в Psion Teklogix netBook Pro 2003 года, в Elonex Smartbook и др.
    • Microsoft Windows CE MID в Toshiba JournE;

Маршрутизаторы[править | править вики-текст]

  • SROS от Alcatel-Lucent
  • CatOS от Cisco
  • IOS от Cisco
  • IOS XR от Cisco на основе QNX
  • JUNOS от Juniper Networks
  • LinkBuilder от 3Com
  • MikroTik RouterOS от MikroTik
  • Cisco PIX от Cisco
  • ScreenOS от Juniper Networks
  • RapidOS от Riverstone Networks
  • freesco — бесплатная и свободная замена коммерческим роутерам (в частности, от Cisco]), поддерживающая до 10 Ethernet/ARCnet/Token Ring/Arlan-сетевых карт и до 10 модемов.
  • ZyNOS от ZyXEL
  • SeOS от Ericsson

МиниАТС[править | править вики-текст]

  • Orix от Avaya

Для микроконтроллеров, встраиваемые и ОС реального времени[править | править вики-текст]

  • AMX OS KADAK
  • Contiki (поддерживается Atmel AVR)
  • eCos
  • FreeRTOS
  • Integrity
  • ITRON
  • LynxOS
  • Montavista Linux
  • Nucleus
  • QNX
  • OS-9 — от Microware
  • OS-9000 — от Microware
  • OSA[5] — для микроконтроллеров PIC (Microchip) и AVR (Atmel)
  • OSE от ENEA
  • OSEK
  • RDOS
  • RTEMS — первоначальная разработка велась по заказу МО США, сейчас свободная (GPL-like лицензия).
  • RTOS
  • ThreadX
  • TRON OS разработчик — Ken Sakamura
  • uC/OS-II для микроконтроллеров
  • uOS разработчик — Сергей Вакуленко
  • scmRTOS[6] — для микроконтроллеров
  • μClinux
  • VxWorks
  • Snake OS
  • Salvo[7] — для микроконтроллеров

См. также[править | править вики-текст]

  • Хронология операционных систем
  • Список дистрибутивов Linux
  • Аппаратная платформа компьютера
  • Вымышленные операционные системы

Примечания[править | править вики-текст]

  1. ReactOS Project
  2. XSystem Kernel Project
  3. http://fos.osdev.ru/
  4. Mobile-review.com Мобильная платформа Bada — стратегия Samsung на новом рынке
  5. OSA : Документация [PIC24]
  6. ScmRTOS
  7. Pumpkin: Salvo, the RTOS that runs in tiny places

Литература[править | править вики-текст]

  • Вильям Столлингс. Операционные системы = Operating Systems: Internals and Design Principles. — М.: Вильямс, 2004. — 848 с. — ISBN 0-13-031999-6.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Операционные системы в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  Операционные системы (история • список)
Для серверов
или рабочих станций
Unix-подобные

AIX • BSD • GNU • HP-UX • Linux • OS X • Minix • Plan 9 • QNX • SCO OpenServer • Solaris • Tru64

Не Unix-подобные

A2 • AROS • FreeDOS • Haiku • KolibriOS • OS/2 • osFree • ReactOS • Syllable Desktop • Windows

Встраиваемые

BlackBerry OS • iOS • PSP OS • Symbian OS • Windows (Embedded, Mobile, Phone)

Самыми известными и популярными операционными системами общего назначения в настоящее время являются операционные
системы семействWindows и UNIX, а также их ответвления. Операционные системы семейства МХ являются одной из старейших
ветвей операционных систем, при этом до сих пор UNIX-подобные
операционные системы широко применяются и не теряют своей
актуальности.

Причина того, что речь идет о семействе операционных систем
UNIX, а не об одной операционной системе, заключается в том, что
UNIX-семейство развивалось значительное время в различных, за-
частую не связанных друг с другом, коллективах разработчиков.

Первый вариант ОС UNIX был создан в 1969 г. несколькими программистами лаборатории Bell Labs фирмы АТ&Т и работал на компьютере РОР-7. Операционная система использовалась для решения практических задач сотрудников лаборатории, и широкое ее
распространение не планировалось. Через некоторое время большая часть операционной системы была переписана с языка ассемблера на язык С, что дало возможность перенести ее на большое
количество разных платформ. В настоящее время МХ работает
на большинстве существующих архитектур и для многих из них является основной ОС.

Дальнейшее развитие УМГХ-систем, разработанных в АТ&Т,
и их производных называется System V (пятая версия), сокращенно
SysV (иногда используется название АТ&Т-версия UNIX).

В середине 1970-х гг. исходный код УМХ попал в университет
Беркли, где была создана своя версия ОМПХ, получившая название
BSD UNIX (Berkeley Software Distribution).

В настоящее время большинство вариантов МХ основаны или
на System V, или на BSD (рис. 1.3}.

Обе ветви в той или иной степени удовлетворяют различным
стандартам, в частности стандарту POSIX, и в последнее время вырабатываются единые стандарты. Наиболее современные варианты
UNIX, удовлетворяющие требованиям этих стандартов, нельзя чет-
ко отнести ни к той ни к другой ветви. В их число входят IRIX (разработка Silicon Graphics), Digital OSF (разработка DEC) и Linux,
ранние версии которой были основаны на MINIX, разработанной
Энди Таненбаумом.

Рис 1.3. Генеалогическое древо различных вариантов UNIX

Рис 1.3. Генеалогическое древо различных вариантов UNIX

Кроме того, к общему генеалогическому древу ОС семейства
ОМХ следует отнести отечественные разработки: операционные
системы МОС ЕС для ЕС ЭВМ. АЕМОС для ВС ЭВМ и СМ ЭВМ,
ИНМОС для СМ ЭВМ.

Совершенно другая ситуация наблюдается, когда речь заходит
об операционных системах семейства Windows. Данные операционные системы разрабатывались и разрабатываются однойединственной компанией — Microsoft— на протяжении вот уже
более 20 лет.

История операционных систем Windows начинает свой отсчет
с 1985 г., когда была разработана ОС Windows 1.0. Эта система
не являлась полноценной ОС, а была по большей части лишь графической оболочкой для операционной системы МS DOS. Она реализовывала ограниченную поддержку многозадачного режима для программ под ОС MS DOS. В это же самое время Microsoft совместно с фирмой IВМ разрабатывала полноценную многозадачную
операционную систему с графическим интерфейсом — ОS/2. Из-
начально именно операционная система ОS/2 была призвана заме-
нить устаревающую МS DOS, но в начале 1990-х гг. пути Microsoft
и IВМ разошлись и Microsoft сконцентрировалась исключительно
на развитии своей собственной операционной системы на основе
Windows.

В 1990 г. на свет появилась ОС Widows 3.0, которая стала существенным шагом в развитии операционных систем семейства
Windows. В 1992 г. вышла значительно переработанная версия ветки Windows 3.х — Windows 3.1, в которой появились поддержка
шрифтов TrueType, печать в режиме WYSVIG, была повышена
стабильность работы, добавлены мультимедийные свойства и т.д.

Следующим этапом в развитии ветви операционных систем
Windows является семейство Windows 9х. В это семейство входят три версии операционной системы: Windows 95, Windows 98
и Windows МЕ. Эти операционные системы привнесли обновленный пользовательский интерфейс, поддержку длинных имен файлов, поддержку 32-битных приложений, поддержку стека ТСР/IР.
Данные операционные системы вызывали достаточно большие нарекания в плане стабильности работы. Фактически ядро этих операционных систем поддерживало так называемую вытесняющую
многозадачность (свопинг), позволяющую изолировать процессы
друг от друга и в идеале исключить зависания системы из-за зависания одного-единственного процесса. Но из-за того, что реализация части ядра мало отличалась от ядра ОС Windows 3.х, зависание,
например, единственного 16-битного приложения в системе приводило к зависанию всей операционной системы.

Совершенно на других принципах создавались системы на основе ветви Windows NT (Net Technology). Разработка этой ветви операционных систем семейства Windows началась в 1988 г. Это семейство оказалось наиболее удачной ветвью в развитии операционных систем Windows.

Первая версия, Windows NT 3.1, появилась в 1993 г. Затем с разницей в год последовательно выходили версии Windows NT 3.5,
3.51, 4.0. Версия Windows NT 4.0 имела интерфейс в стиле Windows
935, но страдала отсутствием поддержки DirectX — библиотеки для
программирования игровых приложений.

В 2000 г. вышла новая версия операционной системы на основе
ядра Windows NT — Windows 2000. Эта система включала новый
пользовательский интерфейс, поддерживала файловую систему
NTFS 3.0, а также содержала другие существенные изменения.

В 2001 г. появилась операционная система Windows ХР. Эта вер-
сия была призвана заменить операционные системы Windows 2000,
а также предлагалась в качестве замены операционных систем
ветви Windows 9х, разработка которой к тому времени была прекращена. Эта операционная система получила новый графический
интерфейс, широкую поддержку всевозможных мультимедийных
функций. функции восстановления системы, улучшенную совместимость со старыми программами и играми,

В 2006 г. была выпущена в свет операционная система Windows Vista. Эта система поддерживала новый пользовательский интерфейс Windows Aero на основе DirectX, появилась система User
Account Control (UAC} для контроля за действиями, выполняемыми пользователями, применялись технологии предотвращения использования эксплойтов Data Execution Prevention и Address Space Layout Randomization (ASLR) и т.д.

Несмотря на все нововведения данная версия подвергалась широкой критике и не получила достаточно широкого распространения в мире. В качестве замены этой версии в 2009 г. была выпущена операционная система УЛп4 ом 7. Эта система получила новую,
11-ю, версию Windows, улучшилась совместимость со старыми приложениями (по сравнению с Windows Vista}, был снова изменен пользовательский интерфейс системы ит. д.

В 2012 г. фирма Microsoft подготовила к выпуску операционную
систему Windows 8. Эта система содержит дополнительные улучшения в механизмах распознавания голоса, улучшенную систему
защиты от внедрения вредоносных программ, измененный интерфейс, напоминающий интерфейс мобильной версии Windows Phone 7, и т.д.

Помимо пользовательских версий операционных систем семейство Windows содержит и специальные версии для серверов, больших центров обработки данных и т.п. Фактически выход каждой
новой версии пользовательской операционной системы Windows,
особенно на основе ядра Windows NT, сопровождается выходом
{практически на том же ядре} серверной версии операционной
системы. Так, были выпущены серверные версии Windows Server
2003, Windows

Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии

Unix-подобная операционная система
Веб-сайт Stack Exchange unix.stackexchange.com

Генеалогическое древо Unix-подобных операционных систем
Создано на основе UNIX
 Медиафайлы на РУВИКИ.Медиа

Unix-подобная операционная система (иногда сокр. как *nix или UN*X) — операционная система, которая образовалась под влиянием Unix. Термин включает свободные/открытые операционные системы, образованные от Unix компании Bell Labs или эмулирующие его возможности, коммерческие и запатентованные разработки, а также версии, основанные на исходном коде Unix. Нет стандарта, определяющего термин, и допустимы различные точки зрения о том, считать определённый продукт Unix-подобным или нет.

The Open Group обладает торговой маркой UNIX и управляет разработкой стандарта Single UNIX Specification, где слово «UNIX» используется как знак соответствия. Они не приветствуют употребление термина «UNIX-подобный» и считают, что это злоупотребление их товарным знаком. Руководства, изданные группой, требуют использования заглавных букв в названии UNIX либо выделение другим способом от остального текста, одобряют использование слова «UNIX» как прилагательного в сочетании с такими словами, как «система», и не одобряют написание через дефис (относится к английским текстам). Наиболее близкий термин, который они сочли бы корректным, был бы Unix system-like[1].

В 2007 году Wayne R. Gray пытался оспорить в суде возможность использования слова «UNIX» как товарного знака, но проиграл процесс. Суд поддержал статус товарного знака и право собственности на него.[2][3]

Также в 2007 году X/Open Company Ltd. настояла на том, чтобы немецкий Университет Касселя не использовал UNIX в качестве сокращения[4].

Деннис Ритчи, один из создателей Unix, выразил своё мнение, что Unix-подобные системы, такие, как Linux, являются де-факто Unix-системами. Эрик Рэймонд предложил разделить Unix-подобные системы на 3 типа:

  • Генетический Unix: Системы, исторически связанные с кодовой базой AT&T. Большинство, но не все коммерческие дистрибутивы Unix-систем попадают под эту категорию. Так же, как и BSD-системы, которые являются результатами работы университета Беркли в поздних 1970-х и ранних 1980-х. В некоторых из этих систем отсутствует код AT&T, но до сих пор прослеживается происхождение от разработки AT&T.
  • UNIX по товарному знаку, или бренду: эти системы, в основном коммерческого характера, были определены The Open Group как соответствующие Единой спецификации UNIX, и им разрешено носить имя UNIX. Большинство этих систем — коммерческие производные кодовой базы UNIX System V в той или иной форме (например, Amiga UNIX), хотя некоторые (например, z/OS компании IBM) заслужили торговую марку через слой совместимости с POSIX, не являясь, по сути, Unix. Многие старые Unix-системы не подходят под это определение.
  • Unix по функциональности: В целом, любая система, поведение которой примерно соответствует спецификации UNIX. К таким системам можно отнести Linux, Minix и BSD/OS, которые ведут себя подобно Unix-системе, но не имеют генетических связей с кодовой базой AT&T. Большинство свободных/открытых реализаций Unix, являясь генетическим Unix или нет, подпадают под ограниченное определение этой категории в связи с дороговизной сертификации The Open Group, которая стоит несколько тысяч долларов.

Cygwin, не являясь операционной системой, предоставляет Unix-подобную среду в Microsoft Windows; также существуют сервисы Microsoft Windows для Unix.

Unix-системы начали появляться с поздних 1970-х и ранних 1980-х. Много проприетарных версий, таких, как Idris (1978), Coherent[en] (1983) и UniFLEX[en] (1985), ставили целью обеспечить нужды бизнеса функциональностью, доступной обученным пользователям Unix.

Когда AT&T разрешила коммерческое лицензирование Unix в 1980-х, множество разработанных проприетарных систем основывалось на этом, включая AIX, HP-UX, IRIX, Solaris, Tru64 UNIX, Ultrix и Xenix. Это во многом вытесняло проприетарные клоны. Растущая несовместимость между системами привела к созданию стандартов взаимодействия, в том числе POSIX и Единой спецификации UNIX.

Между тем в 1983 году был запущен проект GNU, благодаря которому удалось сделать операционную систему, которую все пользователи компьютера могли свободно использовать, изучать, исправлять, пересобирать. Различные Unix-подобия разрабатывались аналогично GNU, часто с теми же основными компонентами. Они, прежде всего, служили дешёвым замещением Unix и включали 4.4BSD, Linux и Minix. Некоторые из них послужили основой для коммерческих Unix-систем, таких, как BSD/OS и macOS. Примечательно, что Mac OS X 10.5 (Leopard) сертифицирован Единой спецификацией UNIX[5].

Большинство разработчиков открытых Unix-систем не добивается сертификации UNIX для своего продукта даже в качестве компромисса, так как стоимость сертификации считается недопустимо высокой. Для таких систем иногда используют термин «Freenix». Примером являются GNU, Linux, Minix, OpenSolaris, Plan 9 и BSD со своими потомками, такими, как FreeBSD, NetBSD и OpenBSD.

  • Unix (разработана Bell Labs в 1970 году, идея Кена Томпсона)
  • Mach (от разработчиков ядер ОС в CMU; см.: NeXTSTEP)
  • xv6 (учебная ОС, сделанная в MIT)
  • K42 (разрабатывается в IBM)
  • MISS (первая отечественная Unix-подобная операционная система)
  • ДЕМОС (советский клон Unix)
  • ИНМОС (Инструментальная мобильная операционная система — разработана в СССР в 1985 году в ИНЭУМ Институт электронных управляющих машин, головное КБ Минприбора).

Есть множество запатентованных Unix-подобий, таких, как: AIX, HP-UX, IRIX, macOS, LynxOS, QNX, SCO OpenServer, Solaris, Tru64 UNIX, UnixWare, Xenix и VxWorks.

  1. Trademark Guidelines Архивировано 23 сентября 2006 года., About The Open Group.
  2. Gray v. Novell, X/Open Company, The SCO Group (11th Cir. 7 January 2011). Text
  3. More Wayne Gray. No! Again? Still?! Yes. He Wants to Reopen Discovery in the USPTO Dispute. Groklaw (22 апреля 2011). Дата обращения: 5 февраля 2013. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года.
  4. Universität Kassel: publik. Kasseler Hochschulzeitung Архивная копия от 11 марта 2012 на Wayback Machine, 2007-04-17.
  5. Apple — Mac OS X Server Snow Leopard — UNIX. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 9 июня 2011 года.
  • Unix-like Definition Архивная копия от 12 июня 2016 на Wayback Machine (англ.) — The Linux Information Project
  • Unix History Архивировано 29 декабря 2010 года. (англ.)
  • Grokline’s Unix Ownership History Project (англ.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Техникал превью windows 10
  • Обновить java windows 10 для майнкрафт
  • Html редактор для windows
  • Шрифт word for windows
  • Sql server windows nt 64 bit что это