Windows server в школе

0 / 0 / 0

Регистрация: 07.12.2013

Сообщений: 13

Server 2019

27.03.2024, 20:24. Показов 518. Ответов 3


Подскажите Уважаемые сисадмины. Есть небольшой учебный класс состоящий из сервера и 15 компьютеров. 1 компьютер для преподавателя, 14 компьютеров для студентов. В аудитории учатся разные группы, естественно разные студенты. Я новичок в этом но как-то поднял Windows Server 2019, настроил DHCP, настроил интернет, расшарил общий диск, применил кое-какие групповые политики (фоновая картинка и т.д.). Теперь мне нужно несколько советов от ВАС.
1. Студенты работают над лабораторными работами и им важно чтоб предыдущая работа не удалялась, не менялась. Так как за этим компом сидят и другие, работы пропадают. В связи с этим мне нужно чтоб персональные папки пользователя (раб стол, документы) хранились на сервере. И при этом чтоб для каждого пользователя кто входит через один и тот же комп, на самом компьютере не создались эти папки(они забивают жесткий диск). Как это реализовать?
2. Хотелось бы что с компьютеров студентов был доступ только на определенные сайты( скажем на википедию, сайт университета и т.д.) но с возможностью когда надо им дать интернет чтоб его включать. Что посоветуете?
3. Групповые политики. Какие ограничения поставить? Да и вообще есть ли в сети готовые файлы GPO?
4. Что дополнительно рекомендуете? Ограничения, программы, фишки?
Сразу напишу огромное спасибо кто отозвался! Без ВАС никак!



0



Модератор

5829 / 2718 / 193

Регистрация: 27.06.2011

Сообщений: 11,029

28.03.2024, 07:27

У Вас совершенно разные задачи.
Разграничение прав на папки например вот
С чего начать организацию сети из компов в школе?

Сообщение от M Dukaev

Хотелось бы что с компьютеров студентов был доступ только на определенные сайты

Есть разные программы, есть аппаратные средства настройки…

Сообщение от M Dukaev

Групповые политики. Какие ограничения поставить? Да и вообще есть ли в сети готовые файлы GPO?

У каждого свои задачи…

Ваш пост из серии я бы в охранники пошел, пусть меня научат (с)

Конкретно опишите:
1. Что нужно сейчас (задача непосредственно на сегодня)
2. Что Вы пробовали.
3. Что у Вас не получилось.

Сообщение от M Dukaev

настроил DHCP, настроил интернет

Кто раздаёт интернет (роутер, кабель приходящий непонятно от куда, программа установленная на сервере), короче, чтобы что-то советовать нужно подробности…



0



Супер-модератор

8813 / 4716 / 571

Регистрация: 13.03.2013

Сообщений: 16,761

Записей в блоге: 16

30.03.2024, 21:00

Сообщение было отмечено M Dukaev как решение

Решение

M Dukaev,
1. Для каждого ученика своя учетная запись;
2. Нужен прокси-сервер, либо межсетевой экран, настроенный по белому списку (т.е. запретить все, кроме…);
3. Для студентов и препода обычная учетная запись без прав администратора, реализуйте SRP (политику ограничения запуска программ), отключите автозапуск флешек;
4. Отключите возможность загрузки с внешних носителей в БИОСе, а на сам БИОС поставьте надежный пароль.



0



5001 / 1029 / 144

Регистрация: 29.01.2013

Сообщений: 6,026

30.03.2024, 21:45

Сообщение от Maks

а на сам БИОС поставьте надежный пароль.

и обязательно зафиксируйте его на каком-нибудь доступном носителе, чтобы после отпуска не носиться с программатором.



0



Новые блоги и статьи

Все статьи  

Все блоги / 

Распределенное обучение с TensorFlow и Python

AI_Generated 05.05.2025

В машинном обучении размер имеет значение. С ростом сложности моделей и объема данных одиночный процессор или даже мощная видеокарта уже не справляются с задачей обучения за разумное время. Когда. . .

CRUD API на C# и GraphQL

stackOverflow 05.05.2025

В бэкенд-разработке постоянно возникают новые технологии, призванные решить актуальные проблемы и упростить жизнь программистам. Одной из таких технологий стал GraphQL — язык запросов для API,. . .

Распознавание голоса и речи на C#

UnmanagedCoder 05.05.2025

Интеграция голосового управления в приложения на C# стала намного доступнее благодаря развитию специализированных библиотек и API. При этом многие разработчики до сих пор считают голосовое управление. . .

Реализация своих итераторов в C++

NullReferenced 05.05.2025

Итераторы в C++ — это абстракция, которая связывает весь экосистему Стандартной Библиотеки Шаблонов (STL) в единое целое, позволяя алгоритмам работать с разнородными структурами данных без знания их. . .

Разработка собственного фреймворка для тестирования в C#

UnmanagedCoder 04.05.2025

C# довольно богат готовыми решениями – NUnit, xUnit, MSTest уже давно стали своеобразными динозаврами индустрии. Однако, как и любой динозавр, они не всегда могут протиснуться в узкие коридоры. . .

Распределенная трассировка в Java с помощью OpenTelemetry

Javaican 04.05.2025

Микросервисная архитектура стала краеугольным камнем современной разработки, но вместе с ней пришла и головная боль, знакомая многим — отслеживание прохождения запросов через лабиринт взаимосвязанных. . .

Шаблоны обнаружения сервисов в Kubernetes

Mr. Docker 04.05.2025

Современные Kubernetes-инфраструктуры сталкиваются с серьёзными вызовами. Развертывание в нескольких регионах и облаках одновременно, необходимость обеспечения низкой задержки для глобально. . .

Создаем SPA на C# и Blazor

stackOverflow 04.05.2025

Мир веб-разработки за последние десять лет претерпел коллосальные изменения. Переход от традиционных многостраничных сайтов к одностраничным приложениям (Single Page Applications, SPA) — это. . .

Реализация шаблонов проектирования GoF на C++

NullReferenced 04.05.2025

«Банда четырёх» (Gang of Four или GoF) — Эрих Гамма, Ричард Хелм, Ральф Джонсон и Джон Влиссидес — в 1994 году сформировали канон шаблонов, который выдержал проверку временем. И хотя C++ претерпел. . .

C# и сети: Сокеты, gRPC и SignalR

UnmanagedCoder 04.05.2025

Сетевые технологии не стоят на месте, а вместе с ними эволюционируют и инструменты разработки. В . NET появилось множество решений — от низкоуровневых сокетов, позволяющих управлять каждым байтом. . .

Наверх

Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.

Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.

Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.

Сервер в школе

destro2980 Дата: Пятница, 02.11.2018, 17:00 | Сообщение # 1
Сообщений:

1

Награды: 0
Статус: Offline
У кого в школе есть сервер/сервера, как вы их используете? Нашел в кладовке две машины марки DEPO, один 3350 (Xeon 6 ядер, 4гб RAM), второй 3450 (Xeon 12 ядер, 8гб RAM), жесткие диски в обоих на 500 гб, лицензионная Windows Server 2008 R2 с акцизой на корпусе. Происхождение этих серверов в школе никто объяснить не может, понятия не имею для чего их выделили, привезли по словам коллеги в 2013 (может программа какая от МО была?).
В общем что полезного для школы можно сделать на их базе?

02.11.2018

iyugov Дата: Пятница, 02.11.2018, 22:08 | Сообщение # 2
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
Одна лицензия на Windows Server 2008 и ещё на 2-3 какие-то программы предоставлялась нам почти одновременно с комплектом «Первая ПОмощь», в рамках отдельной поддержки школ, реализующих некие инновационные проекты. Лицензии не бессрочные, до 2013 года точно истекли. Я тогда успел попробовать Windows-сервер как контроллер домена. Возможностей у этого сервера, как теперь понимаю, было немного; кроме того, к домену нельзя было присоединить имеющиеся машины на Windows Starter и Windows Home.
По поводу «что полезного сделать». Сейчас у нас серверы на Ubuntu Server 14.04. Вот что они умеют:
— сервер DHCP с раздачей IP-адресов по MAC-адресам;
— сервер DNS для разрешения имён хостов в локальной сети;
— сервер Jabber для обмена мгновенными сообщениями между компьютерами пользователей;
— сервер Samba — сетевые каталоги;
— сервер NTP — просто для собственной синхронизации времени;
— веб-сервер: работает для «Электронной учительской» (что-то вроде внутренней доски объявлений, сконструированной на Drupal), системы учёта IT-активов GLPI, для отдельных статических страниц, а также веб-админок;
— FTP-сервер;
— SSH-сервер — для удалённого доступа;
— кэширующий прокси-сервер Squid — для фильтрации доступа в интернет с ученических компьютеров;
— сервер авторизации FreeRadius — для централизованной авторизации пользователей имеющейся беспроводной сети;
— шлюз между аплинком (провайдером) и внутренними сетями.
На самом деле всё это умеет один физический сервер. Второй сервер делает бэкапы настроек и данных первого. А третий сервер — бэкапы (резервные копии) пользовательских данных: на него периодически копируются данные с самых важных компьютеров — администрации и т. п.
Я бы предложил вам поговорить с сотрудниками и с учётом имеющихся возможностей реализовать что-то в первую очередь. Например, сервер бэпаков. Ставите Ubuntu Server 18.04 с сервером Samba, создаёте на нём сетевой каталог, а на клиентских машинах используете любое ПО для отправки в этот каталог резервных копий файлов. Основной ресурс, который требуется от такого сервера, — объём жёстких дисков.
А с той Windows Server всё не так просто. Кроме серверной лицензии для работы требуются ещё и клиентские. А наклейка на корпусе ничего не значит. Наличие лицензии подтверждается документами — например, о приобретении компьютера с предустановленной ОС.
Не знаю, чем можно загрузить 12 ядер и 8 Гб памяти. У наших серверов по 4 ядра, и 8 Гб мало чем загружены. А у сервера бэкапов 2 ядра и всего 1 Гб памяти — и ничего.

02.11.2018

Сообщение отредактировал iyugovПятница, 02.11.2018, 23:03

berlingo1983 Дата: Вторник, 11.12.2018, 23:34 | Сообщение # 3
Сообщений:

3

Награды: 0
Статус: Offline
А в каждой ли школе должен быть сервер?

11.12.2018

iyugov Дата: Среда, 12.12.2018, 00:11 | Сообщение # 4
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
berlingo1983, сервер никому ничего не должен. Сервер обслуживает технические потребности организации. Имеет смысл обсуждать сначала потребности, а потом рассматривать варианты их удовлетворения.

12.12.2018

iyugov Дата: Среда, 12.12.2018, 13:31 | Сообщение # 5
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
berlingo1983, ответ на ваш вопрос, видимо, есть в моём предыдущем сообщении:

Цитата iyugov ()

Я бы предложил вам поговорить с сотрудниками и с учётом имеющихся возможностей реализовать что-то в первую очередь. Например, сервер бэпаков.

Топикстартер правильно поставил вопрос:

Цитата destro2980 ()

В общем что полезного для школы можно сделать на их базе?

Ответом на этом был список возможностей сервера. Дальше — только по конкретной школе. Школам нужно разное. Вот ещё такие возможности используют:
— сервер терминалов (бездисковые клиенты), но на это в Windows тоже надо много лицензий;
— сервер загрузки по сети;
— обработка видео (уроки информатики, записи мероприятий, «школьное телевидение») — формально не сервер, а обычный рабочий компьютер, но для скорости лучше взять компьютер с незаурядными характеристиками.

12.12.2018

Сообщение отредактировал iyugovСреда, 12.12.2018, 13:46

Михаил5100 Дата: Четверг, 20.12.2018, 13:42 | Сообщение # 6
Сообщений:

287

Награды: 0
Статус: Offline
А как подключится к аверс экж по локальной сети, если экж стоит на машине с vipNet? Вообще возможно ли это?

20.12.2018

iyugov Дата: Четверг, 20.12.2018, 16:54 | Сообщение # 7
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
Михаил5100, а просто отключить VipNet — не помогает? Это же не приговор.

20.12.2018

Михаил5100 Дата: Пятница, 21.12.2018, 10:05 | Сообщение # 8
Сообщений:

287

Награды: 0
Статус: Offline
Так ведь защищёный канал, попробуй отключи…

21.12.2018

iyugov Дата: Пятница, 21.12.2018, 11:46 | Сообщение # 9
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
Михаил5100, если подключение к электронному журналу не требует защиты VipNet, то почему нет? Мы его отключаем, когда нужно. Особенно в тех случаях, когда нужно включить другой защищённый канал.

21.12.2018

Михаил5100 Дата: Четверг, 27.12.2018, 13:31 | Сообщение # 10
Сообщений:

287

Награды: 0
Статус: Offline
А как обойти Dallas Lock 8? Я думаю, из-за него не могу подключится к экж.

27.12.2018

iyugov Дата: Четверг, 27.12.2018, 14:58 | Сообщение # 11
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
Михаил5100, руководство по эксплуатации Dallas Lock 8.0, раздел 1.3:

Цитата

12. Для удобства и облегчения настройки ЗПС и мандатного доступа, реализованы:

— «неактивный режим» – режим, в котором возможно полное или частичное отключение подсистем СЗИ НСД Dallas Lock 8.0. Режим используется для диагностики нежелательного вмешательства СЗИ НСД в работу ОС и сторонних приложений. Для включения/настройки режима, пользователю нужно право на деактивацию СЗИ НСД.

Наверное, где-то в инструкции написано про то, как конкретно отключать межсетевой экран.

27.12.2018

11sv Дата: Воскресенье, 19.05.2019, 19:30 | Сообщение # 12
11sv

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Пользователи

Сообщений:

4

Награды: 0
Статус: Offline
Сервер только на linux и ничего больше.работает 4 год без выключения .все функции работают которые удовлетворяют школу учителей и администрацию

19.05.2019

iyugov Дата: Воскресенье, 19.05.2019, 20:45 | Сообщение # 13
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
11sv, какие именно сервисы он предоставляет?

19.05.2019

11sv Дата: Воскресенье, 19.05.2019, 23:13 | Сообщение # 14
11sv

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Пользователи

Сообщений:

4

Награды: 0
Статус: Offline
Вам что надо ?

19.05.2019

iyugov Дата: Понедельник, 20.05.2019, 08:26 | Сообщение # 15
iyugov

Ранг: Доцент (?)

Группа: Активисты

Должность: Инженер, учитель

Сообщений:

1191

Награды: 12
Статус: Offline
11sv, надо следующее:
— прозрачное зеркалирование основного сервера на резервный, чтобы в случае отказа основного можно было ввести в строй резервный с сохранением всех данных с основного;
— сервер VPN, чтобы можно было нормально работать удалённо;
— какая-нибудь СЭД;
— какая-нибудь несложная ERP-система.
У вас что-то из этого есть?
Также меня интересуют отдельные моменты настройки серверов, перечисленных в моём первом сообщении.

20.05.2019

Организация компьютерной сети в школе — это важный шаг для обеспечения современного образовательного процесса и эффективного управления школьными ресурсами.

Вот пошаговая инструкция, с которой можно начать:

Планирование и анализ:

Определите цели и задачи сети. Рассмотрите, какая информация и ресурсы будут доступны через сеть, и как она будет интегрирована в образовательный процесс.
Проанализируйте потребности в сети: количество пользователей (учителей, учеников, администрации), типы устройств (компьютеры, планшеты, смартфоны), объем передаваемых данных и приложений.

Инфраструктура:

Разработайте сетевую инфраструктуру: расположение коммутаторов, маршрутизаторов, беспроводных точек доступа и серверов.
Рассмотрите вопросы безопасности: установите брандмауэры, антивирусное программное обеспечение, VPN для удаленного доступа и другие меры для защиты сети и данных.

Выбор оборудования и ПО:

Определитесь с брендами и моделями сетевого оборудования в соответствии с потребностями и бюджетом. Учтите возможности масштабирования.
Выберите подходящее программное обеспечение для управления сетью, мониторинга, аутентификации пользователей и других функций.

Кабельная инфраструктура:

Подготовьте кабельные трассы для подключения оборудования. Обратитесь к специалистам для прокладки кабелей и установки розеток.

Конфигурация сети:

Настройте сетевое оборудование: IP-адреса, подсети, наименования устройств.
Создайте виртуальные локальные сети (VLAN) для разделения сети на различные группы пользователей (учителя, ученики, администрация).

Беспроводная сеть:

Установите беспроводные точки доступа для обеспечения Wi-Fi-подключения.
Защитите Wi-Fi сеть с помощью WPA2-PSK или более надежных методов шифрования.

Серверы и службы:

Разверните сервера для хранения данных, управления пользователями, обеспечения доступа к онлайн-ресурсам и других необходимых функций.
Настройте службы, такие как DNS, DHCP, Active Directory (если используется), файловые серверы и другие.

Обучение и поддержка:

Проведите обучение для учеников, учителей и администрации по работе с сетью и использованию ресурсов.
Создайте механизм поддержки и решения проблем для пользователей сети.

Мониторинг и обновления:

Внедрите систему мониторинга сети для выявления проблем и незапланированных сбоев.
Регулярно обновляйте программное обеспечение сетевого оборудования и серверов для обеспечения безопасности и стабильности работы.

План масштабирования:

Создайте план на будущее для расширения сети в случае увеличения числа пользователей, добавления новых технологий и ресурсов.

Доклад был посвящен тому, что Microsoft делает
для образовательных учреждений с точки
зрения выпуска специализированных
продуктов. Сфера применения этих продуктов
и технологий не ограничивается одними лишь
образовательными учреждениями. Они могут
применяться и в корпоративном секторе, и в
высших учебных заведениях, поэтому консультант
MCS Microsoft
Дмитрий Старостин с самого начала
подчеркнул, что речь пойдет о продуктах,
которые Microsoft предлагает для обучения через
Internet, так называемых решениях eLearning, так или
иначе связанных с обучением. Вместе с
представителем консалтингового
департамента Microsoft в докладе принимал
участие Дмитрий Матвеев, менеджер проектов
КРОК, компании, которая занимается
продвижением продуктов в области
образования.

Интересно, что, по словам самого Дмитрия
Старостина, он впервые услышал название Class
Server
около года тому назад и для него стали
открытием как сам продукт, так и те
возможности, которые он предлагает. Было
отмечено, что решение Learning Gateway базируется в
первую очередь на Microsoft Class Server 3.0, о чем
Дмитрий пообещал рассказать в своем
докладе. Решение Learning Gateway позволяет
сформировать единое информационное
пространство для организации процесса
обучения в учреждениях самого широкого
профиля.

Для чего создавался Class Server, какие в нем
предусмотрены функции, какие задачи он
позволяет решить?

Говоря о внедрении
технологии в образовательный процесс
,
следует понимать, что информационные
технологии не могут (и не должны) заменить
ни методические подходы, ни сам процесс
обучения. Скорее, они должны помогать, — как
преподавателям, так и учащимся, — осваивать
предмет за счет новых способов работы с
учебными материалами. Если говорить о
преподавателях, то информационные
технологии могут освободить их от рутинной
работы. Когда учитель проверяет домашние
задания, понятно, что при определенных
условиях часть такой работы можно
переложить на программное обеспечение и
специализированные системы. За счет
высвобождения времени преподаватели могут
лучше концентрироваться и уделять больше
времени собственно процессу обучения. Они
могут гибко настраивать процесс обучения в
соответствии с потребностями учеников той
или иной группы даже в рамках одного класса.

Первоначально Class Server создавался как
программное обеспечение для школ, но
постепенно он превратился в инструмент,
который может использоваться и в
корпоративном секторе, и в высших учебных
заведениях. Поэтому в рамках презентации
между понятиями преподаватель-учитель и
учащийся-ученик был поставлен знак
равенства.

Решения eLearning последние 20 лет развиваются
очень активно. Microsoft тоже не остается в
стороне и выпускает собственный продукт,
Class Server, который представляет собой
платформу для управления учебным процессом.

Данная версия Class Server — уже третья; хотя
этот продукт выпускается на протяжении
пяти лет, в нашей стране он был совершенно
неизвестен, поскольку не был локализован.
Если говорить о внедрении продукта в
процесс обучения, естественно, первое, что
требуется, это локализация — продукт должен
«уметь говорить» на языке, понятном для
обучающихся. В октября 2004 года появилась
русская версия Microsoft Class Server 3.0 и сейчас она
доступна заказчикам Microsoft.

Что представляет собой Class Server с
точки зрения предоставляемых возможностей?

Class Server позволяет автоматизировать
базовые процессы в обучении
:

  • Планирование учебного процесса.
    Здесь под планированием понимается не
    управление ресурсами — не составление,
    скажем, расписания управления аудиторным
    фондом, управление загрузкой учителей, — а
    планирование учебного курса как такового:
    из каких материалов должен состоять
    учебный курс, как это соотносится с теми
    или иными методиками, стандартами,
    которые предлагаются для данного
    учебного заведения и т.д.
  • Подготовка учебных материалов и
    контрольных заданий.
    Естественно,
    решение класса eLearning должно содержать
    средства, которые позволяют не только
    публиковать материалы, созданные с
    помощью других продуктов, но и иметь
    встроенные инструменты для подготовки
    этих материалов, контрольных заданий,
    опросников и, естественно,
    автоматического учета ответов на эти
    вопросы, ведение журналов и т.д.
  • Распространение учебных материалов и
    заданий.
    Ученики заранее уведомляются
    о доступных новых материалах и заданиях,
    причем материалы могут быть сразу же
    связаны с заданиями. Помимо уведомления,
    у учащихся есть возможность
    экспортировать созданные учебные
    материалы и обмениваться ими со своими
    коллегами в принятых форматах.
  • Наконец, это контроль знаний и
    мониторинг успеваемости
    . Class Server
    позволяет вести мониторинг успеваемости,
    выполнения контрольных заданий по
    различным курсам и т.д. Фактически данная
    задача перекладывается на программное
    обеспечение.

Очевидно, что далеко не все процессы
реализованы в Microsoft Class Server, и в этом смысле
Microsoft не претендует на исчерпывающее
решение, которое покрывает все потребности
в автоматизации в образовательном
учреждении. Дмитрий Старостин еще раз
подчеркнул, что реализуются только базовые
аспекты обучения, которые позволяют быстро
автоматизировать основные процессы и
вместе с тем предоставить открытую
платформу как для интеграции с другими
приложениями, так и для развития готового
продукта с помощью собственных решений,
либо решений независимых компаний.

Как основные процессы реализуются с
помощью Class Server?

Для учителя поставляется отдельное
приложение, так называемое «рабочее
место учителя». Это Windows-приложение,
которое может работать в автономном режиме.
При подключении к Class Server данные учителя и
сервера синхронизируются.

Class Server — это Web-решение, и
основные рабочие места реализованы в виде
Web-интерфейса.
Но рабочее место учителя
существует в двух вариантах: в виде Web-интерфейса
и в виде автономного приложения. Это
сделано для того, чтобы учителя могли
работать дома, выполняя часть работы без
подключения к центральному серверу. Для
этого создано автономное приложение,
которое может синхронизироваться с
центральным сервером непосредственно при
подключении.

Учитель работает с учебными материалами,
которые публикуются на самом Class Server. При
этом предусмотрена возможность
автоматического поиска доступных
материалов либо в Internet, либо на специальных
страницах сайта Microsoft, где подготовлены
материалы для публикации на Class Server по той
или иной тематике, или же поиск может
осуществляться на Class Server, установленных в
других школах. В последнем случае речь идет
о решении, развернутом не в одной школе, а,
например, на уровне района, когда несколько
школ образуют сообщество, и Class Server
внедряется во всех школах и контролирующих
органах, которые управляют этими школами.
Здесь достигается наивысший эффект за счет
взаимодействия преподавателей и учеников,
работающих в разных школах, за счет
разделения информации и материалов,
публикуемых в каждом из Class Server.

После того, как учитель нашел материалы
или подготовил их самостоятельно с помощью
инструментов, поставляемых вместе с Class Server,
на основании этих материалов он задает
контрольные задания, которые публикуются
отдельно или вместе с материалами для
учащихся. После этого происходит
публикация задания и рассылка материалов
ученикам. Ученики имеют доступ к Class Server
через Web-интерфейс. У каждого из них есть
учетные данные. Ученики авторизуются в Class
Server, получают текущие задания, могут
просматривать материалы и выполнять
предложенные задания. При этом, поскольку
речь идет о Web-интерфейсе, отсутствует
ограничение по тому месту, откуда ученик
может выполнить задание: это может быть
компьютер в классе или дома — нужен лишь
доступ к Class Server через Internet.

В процессе общения с Class Server ученик
изучает материалы и выполняет задание,
после чего информирует об этом учителя. У
учителя всегда есть полная картина того,
как ученики выполняют задания, с какими
проблемами они сталкиваются. Учитель может
видеть ответы учащихся и либо
автоматически оценить выполняемые задания,
либо просмотреть их вручную. Ученик тут же
видит свою оценку и, что немаловажно, оценку
могут посмотреть родители (специально
предусмотрена функция, когда для каждой
учетной записи, создаваемой для ученика,
генерируется соответствующая учебная
запись для родителя) — они могут даже
пообщаться с учителем.

Подготовка материалов осуществляется с
помощью инструментов, содержащихся в самом
Class Server. Но можно приобретать готовые
материалы, созданные независимыми
компаниями-производителями. При этом
поддерживаются основные стандарты
в области электронного образования
,
так называемые IMS (Instructional Management Systems) и SCORM
(Shareable Content Object Model Reference).

Оба стандарта фактически определяют
порядок разметки метаинформации на основе
содержимого учебных материалов. Стандарты
не диктуют жестко, в каком формате
материалы будут созданы. (Их можно
подготовить и при помощи офисных
приложений; стандарты определяют то, как
материалы будут размечены атрибутами,
чтобы системы, работающие с eLearning, могли
правильно их опубликовать, могли
осуществлять поиск таких материалов и
соотносить их с теми или иными стандартами
в области образования.) В Microsoft Class Server 3.0
поддерживаются два основных стандарта
eLearning. То есть материалы, подготовленные с
участием этих стандартов, могут быть
импортированы в Class Server и опубликованы на
нем. Надо отметить, что материалы
независимых фирм не могут быть
отредактированы в Class Server — они могут быть
только импортированы и опубликованы.

Предусмотрена и возможность
лицензирования обучающих ресурсов. Понятно,
что создание учебных материалов — это
ключевой фактор успеха для продвижения
технологии eLearning, и если говорить об
англоязычных версиях продукта, то
существуют целые библиотеки ресурсов,
публикуемые различными издателями в
форматах, подготовленных для Class Server. Class Server
позволяет помимо всего прочего
осуществлять лицензирование таких
материалов. В этом случае они будут
доступны только на определенной версии Class
Server, на определенное время, для
определенной школы или группы школ. Microsoft
Class Server 3.0 вышел совсем недавно, но ресурсы
для русской версии готовятся —
маркетинговое подразделение Microsoft уже
работает над этим.

Демонстрация Class Server 3.0

«Class Server очень прост в установке и
эксплуатации», — заявил Дмитрий Матвеев,
менеджер проектов КРОК, заметив при этом,
что то же самое говорят и первые
пользователи продукта — учителя. В школах он
обычно не ставится, а ставится в органах
управления образования района или региона,
и уже на этой базе создается некоторое
количество виртуальных школ (или школ
фактических), которые начинают
использовать единый сервер.

Основной режим
преподавателя.
Работа с электронными
образовательными материалами не
предполагается. Class Server применяется для
регистрации оценок учащихся. Нет
необходимости создавать и использовать
электронные ресурсы.

Расширенный режим
преподавателя.
Предусмотрена
возможность создавать учебные материалы и
назначать их для работы ученикам и
студентам.

Главная страница портала
школы.
Здесь видно, кто к какому
классу относится. Существует две модели
использования — либо по принадлежности тому
или иному классу, либо с привязкой к
предметам и преподавателям. Через этот
интерфейс ученик получает задания,
работает с ними и отправляет на проверку
преподавателям. Через тот же интерфейс
доступ получают родители и отличие
интерфейса родителя от интерфейса ученика
состоит только в том, что родитель не может
вносить никаких изменений.

Вид учебного материала.
Здесь ученик отвечает на вопросы и
отправляет задание на проверку учителю.

Интерфейс администратора.
Существуют разделы — «Преподаватели»,
«Классы» и «Учащиеся».
Предусмотрена возможность аутентификации
администраторов, преподавателей и учеников
через Active Directory — создаются соответствующие
учетные записи на сервере Windows. Но этого
можно и не делать, например, из экономии, и
завести на сервере только преподавателей и
администраторов, а студентов оставить для
аутентификации в Class Server. Это позволяет
экономить средства на лицензии.

Создание учебного
стандарта
(авторского,
индивидуального и т.д.). Разрабатывается с
помощью приложения, входящего в состав Class
Server. Например, то, что должен изучить
учащийся в 6-9 классе по геометрии.

Между требованиями стандарта и
контрольным заданием устанавливается
связь и формируется конкретный учебный
ресурс
. Здесь есть свой редактор, можно
добавлять вопросы. Существуют самые разные
варианты контроля знаний (простой и
множественный выбор вопросов, прикрепление
файлов — с сочинением, например, — заполнение
пустых мест, перестановки и т.д.).

Многие возможности в Class Server реализованы в
виде помощников, для
облегчения работы преподавателей. Назначив
задание, его можно раздать немедленно,
можно предоставить меньшее количество
времени на его выполнение, и, таким образом,
оно появится у ученика в тот момент, когда
это необходимо учителю.

Результат работы учителя по назначению
заданий классу помещается на страницах
заданий учеников
.

Ученик работает с заданием, отсылает
преподавателю и при первом подключении
преподавателя и синхронизации с Class Server у
учителя появляется информация о том, что
ему на проверку поступили задания, и он
получает возможность их
проверить
. Система может проверить
присланные работы автоматически и
выставить определенный балл, но учитель
всегда может сделать это и сам, или, по
крайней мере, понять, в чем у учащегося
проблема. Таким образом, учитель получает
возможность делать срезы знаний как угодно
часто. Получая срезы в процессе обучения,
учитель может управлять этим процессом.

В результате формируется итоговый
журнал
, в котором видно, кто и как
сдавал материал, какие оценки получил.

Модели использования Class Server

Возможно использование Class Server в самых
разных моделях. Он может устанавливаться и
использоваться администрацией школы — для
ведения, например, электронного журнала. В
другой модели с ним могут работать только
учителя, когда собирается та или иная
статистика успеваемости. С Class Server могут
работать отдельные классы в школе, когда
компьютеры стоят не во всех классах (или
только ряд предметов автоматизируется с
помощью Class Server — тогда ученики получают
материалы в электронном виде только по этой
тематике). И, наконец, модель, когда школа
целиком работает с Class Server. В этом случае
основной упор делается на Internet-доступ к Class
Server из дома. Следующий уровень —
территориальные объединения школ. Здесь
выигрыш получается не только за счет
внедрения Class Server в отдельной школе, но и за
счет разделения ресурсов, обмена
материалами между школами и получения
статистики в управляющем органе.

Модель, на которую стоит обратить
внимание при использовании Class Server — хостинг
у провайдера. То есть Class Server в школе
физически не устанавливается, а
развертывается в специальной компании,
которая занимается хостингом ресурсов в
Internet. У провайдера для конкретной школы
развертывается Class Server, учетные записи
учеников и преподавателей ведутся удаленно
через доступ в Internet, при этом ученики
регистрируются на сервере, который
физически стоит у провайдера. Эта модель,
может быть, была бы наиболее оптимальной с
точки зрения обеспечения ресурса. При этом
не обязательно предоставлять оперативный
доступ из школы к Internet-провайдеру (при
условии, что ученики и учителя могут
работать из дома). В этом случае получается
дополнительный ресурс для распространения
учебных материалов и для оценки знаний
учеников через доступ к Class Server в
независимой организации, работающей в
интересах конкретной школы либо группы
школ.

На какой архитектуре и каких
технологиях построен Class Server?

Microsoft Class Server 3.0 является Web-приложением,
построен он на Microsoft IIS и работает на Windows Server
2003. При этом в качестве базы данных для
хранения учетных записей может
использоваться MSDE (Microsoft SQL Server Desktop Edition,
поставляется бесплатно и устанавливается
вместе с Class Server), либо, если база данных
очень большая, рекомендуется использовать
полноценный сервер SQL. Для школы и даже для
нескольких школ бесплатного MSDE вполне
достаточно. Обучающие ресурсы лежат на Class
Server в виде файлов, а связи между ними
хранятся в базе данных.

С точки зрения масштабирования за счет использования
платформы
Microsoft у Class Server проблем не
возникает. Можно на одном сервере создавать
виртуальные Web-серверы для нескольких школ —
поддерживается «массовый сервер»:
физически на одном компьютере создается
несколько виртуальных серверов для
нескольких единиц обучения, и это решение
можно масштабировать, используя технологии
Windows Server 2003 и SQL Server, на несколько
компьютеров. В простейшем случае Class Server
устанавливается на одном компьютере. При
этом архитектура
открытая, описаны интерфейсы для
взаимодействия с Class Server. Интерфейс Web-страниц,
которые Class Server генерирует, можно изменять;
также можно интегрировать
внутрикорпоративные приложения в Class Server (это,
скорее всего, потребуется компаниям,
которые будут устанавливать Class Server для
внутреннего обучения).

Говоря об интеграции, необходимо
упомянуть, что есть API-интерфейсы в виде
библиотеки класса .NET и в виде служб XML;
поддерживается стандарт SIF (School Integration Framework,
это XML-стандарт обмена данными об учениках и
учителях между школами) и утилиты экспорта
и импорта данных для связи с другими
приложениями Class Server. Сам Class Server построен на
технологии .NET и является, кстати, одним из
первых популярных приложений, построенных
на этой технологии. .NET вышел в 2002 году, и
прошло некоторое время, прежде чем стали
появляться продукты, созданные в Microsoft с
использованием этой технологии.

Несмотря на то, что локализованная версия
появилась только в октябре, пилотные
проекты уже начались и сейчас компания КРОК
ведет такой проект в Высшей Школе Экономики,
проект по внедрению Class Server для учебного
процесса. Другой партнер Microsoft курирует
пилотный проект в Пермском департаменте
образования, ведутся переговоры с
корпоративными заказчиками. Компания КРОК
является для Microsoft выделенным партнером для
продвижения Class Server. Специалисты КРОК
организовали центр компетенции и обладают
всеми необходимыми знаниями для
развертывания Class Server, консультирования по
этому продукту, и, что немаловажно, по
расширению функциональности Class Server. Class Server
— это платформа. Далеко не все процессы,
которые могут показаться необходимыми для
обучающей организации, реализованы в Class
Server, но, тем не менее, данная платформа
позволяет расширять Class Server, интегрировать
его с другими приложениями и создавать
собственные дополнительные модули,
интегрирующиеся с Class Server.

Microsoft Learning Gateway

Когда речь идет о Class Server, все-таки
предполагается некоторая автоматизация
учебного процесса в рамках одной школы или
достаточно небольшой организации,
ориентированной на обучение. Зачастую
встает задача объединить в общем
информационном пространстве гораздо
большее количество ресурсов, направленных
на обучение. Для этого предназначен Microsoft
Learning Gateway. Это не продукт как таковой; это
решение, которое поставляется либо через
партнеров Microsoft, либо через Microsoft Consulting Services,
которые объединяют в себе использование
многих продуктов и технологий компании
Microsoft, для организации единого пространства
в процессе обучения.

Прежде всего, это масштабируемое решение,
и проектировалось оно изначально для
поддержки миллиона зарегистрированных
пользователей с различными видами
развертывания — централизованного и
децентрализованного — и единого интерфейса
взаимодействия пользователей. В этом
решении задействованы многие продукты
компании Microsoft.

Microsoft Class Server 3.0 занимает центральное
почетное место, поскольку он как раз и
предоставляет функциональность,
предназначенную для автоматизации
основных процессов обучения. Но все другие
составляющие, и в первую очередь SharePoint Portal
Server 2003, обеспечивают возможность доступа к
различным ресурсам и организацию единого
интерфейса для всех участников процесса
обучения.

Microsoft Learning Gateway — это
решение либо для крупных организаций, либо
для корпораций со сложной иерархической
региональной структурой, либо для
объединения школ не на уровне района, а на
уровне области или даже страны. Собственно,
впервые Microsoft Learning Gateway был внедрен в
Австралии — несколько регионов было
автоматизировано с помощью Microsoft Learning Gateway.

Олег Лохин — Администратор, занимается
сетями на базе Windows NT c 1994 года.

Когда разработчик создает сайт — перед отправкой на внешние сервера он тестирует его локально. Для этого ему нужен собственный веб-сервер: ПО, которое работает на его личном ПК и позволяет обмениваться HTTP-запросами. Такой сервер называется локальным: к нему нет доступа ни у кого, кроме самого программиста и людей, которым он предоставит доступ.

Мы уже писали, как установить сервер — но для операционной системы Linux. Теперь разберем процесс с более привычной для многих ОС Windows.

Какая версия Windows понадобится

Существует серверная версия ОС Windows. Она называется Windows Server и предназначена для администрирования сетей из нескольких компьютеров. Ее используют в корпоративной инфраструктуре — чтобы управлять рабочими устройствами. Для нее существуют и веб-сервера, которые позволяют запускать сайты — но обычно речь идет о больших проектах.

Для установки локального веб-сервера Windows Server не нужна. Достаточно обычной пользовательской операционной системы. Желательно — одной из новых версий, например Windows 10. Старые системы вроде Windows XP больше не поддерживаются, и обновлений ПО для них не выпускают.

Какие есть веб-сервера для Windows

В качестве локального сервера обычно используют одну из трех программ:

  • XAMPP — ее мы разбирали в статье про установку сервера на Ubuntu;
  • Denwer — популярное, но довольно сложное для начинающих ПО с консольным интерфейсом;
  • Open Server — на ее примере мы и будем показывать процесс. 

Open Server — бесплатное ПО, которое не требует установки. В отличие от Denwer, оно довольно легко настраивается и поэтому подходит для новичков. Но весит немало: убедитесь, что на диске свободно как минимум несколько гигабайт.

Еще одно преимущество Open Server — его создали русскоязычные разработчики из стран СНГ. Поэтому официальный сайт и техническая документация по проекту — полностью на русском.

В перечисленных трех инструментах уже есть все необходимое для работы: поддержка языка PHP и баз данных, веб-сервер, позволяющий запускать сайты. Но можно вместо них использовать собственные конфигурации: установить компоненты по отдельности и настроить среду. Это продвинутый вариант — он сложнее, но позволяет более гибко конфигурировать сервер.

Как установить локальный сервер на Windows

Мы не будем подробно останавливаться на установке ОС Windows. Если человек — пользователь этой системы, скорее всего она уже установлена у него на компьютере. Кроме того, процесс обычно проще, чем в случае с Linux. Поэтому сразу перейдем к тому, как поставить сервер.

  1. Перейдите на официальный сайт Open Server и скачайте последнюю стабильную версию ПО. Обратите внимание: для его работы нужно, чтобы у вас стояла Windows 10. Старые ОС поддерживаются ограниченно: некоторые функции будут недоступны.
  2. Начнется загрузка файла с расширением .exe — подождите, пока она завершится, и после этого запустите его.
  3. Выберите путь для установки сервера. Разработчики рекомендуют устанавливать его в корень диска: C:\OSPanel. Если у вас есть SSD — лучше использовать его, так как он быстрее.
  4. Если вы хотите, чтобы сервер был портативным — можете установить его на съемный диск. Тогда понадобится выбрать вариант «Портативная установка». В других случаях лучше выбирать стандартную.
  5. Подождите, пока программное обеспечение установится. Затем запустите утилиту System Preparation Tool — она идет в комплекте с Open Server и помогает подготовить компьютер к запуску сервера. Запускать ее нужно с правами администратора.
  6. Добавьте Open Server в список исключений своего антивируса, чтобы тот не мешал работе сервера. Это важно, потому что антивирус будет замедлять работу ПО — а иногда и вовсе останавливать ее.

После завершения установки перезагрузите компьютер. Теперь локальный сервер можно запускать. 

Как запустить сервер в первый раз

В отличие от System Preparation Tool, сам сервер не обязательно запускать от имени администратора. Более того: сами разработчики не рекомендуют так делать.

Запустить локальный сервер можно двумя способами:

  • через меню «Пуск»;
  • с помощью команды .\bin\ospanel.exe в консоли — этот способ рекомендуют, если ПО установили портативно.

В трее — области уведомлений в меню операционной системы — должен появиться значок Open Server. Это будет значить, что ПО успешно запустилось. Можете кликнуть по значку и перейти в интерфейс программы.

При первом запуске разработчики рекомендуют открыть CLI — интерфейс командной строки — и проверить, все ли в порядке. Вот что понадобится сделать:

  1. выбрать в программе пункт Меню → Интерфейс командной строки;
  2. посмотреть логи с помощью команды osp log general — проверить, не описаны ли там какие-то ошибки;
  3. создать корневой сертификат, если не сделали этого при установке, с помощью команды osp cacert init.

Корневой сертификат нужен, чтобы пользоваться безопасным соединением с помощью протокола SSL. Без него протокол работать не будет.

Если при запуске CLI выдает ошибку The system cannot write to the specified device — значит, в командной строке вашей системы используется неподходящий шрифт. Нужно заменить его на шрифт в кодировке, совместимой с UTF-8 — сами разработчики Open Server рекомендуют Consolas.

Как установить модули в Open Server

Open Server поддерживает множество модулей для веб-разработки — но по умолчанию после установки все они отключены. Чтобы работать с серьезными проектами, понадобится подключать их по мере необходимости.

  • Если модуль уже установлен, достаточно активировать его для нужного проекта через меню Open Server.
  • Если модуль не установлен — понадобится поставить его с помощью инсталлятора, который вы использовали при установке самого сервера.
  • Модули можно создавать и самостоятельно — но это уже более продвинутая задача, которая вряд ли понадобится на первых этапах работы.

Обычно, если Open Server устанавливали полностью, модули уже есть в инструменте. Но если при установке вы сняли галочки с некоторых модулей, а затем они вам понадобились, — нужно будет запустить файл установщика еще раз и поставить галочки только рядом с необходимыми компонентами.

Как создавать проекты и работать с ними

Open Server предлагает начинающим несколько тестовых проектов — чтобы потренироваться и набить руку. Для каждого проекта, как тестового, так и своего собственного, нужно сделать две вещи:

  • выбрать версию PHP, которая будет использоваться в проекте;
  • активировать нужные модули, например веб-сервер Nginx — его часто используют в связке с Apache как прокси-сервер.

Сам веб-сервер Apache используется по умолчанию. Активировать для него какие-либо модули не нужно.

Чтобы создать проект, нужно сформировать для него каталог внутри папки home. Назовем его firstproject. Внутри этого каталога необходимо создать папки:

  • osp — там будут находиться файлы с настройками и конфигурацией веб-сервера;
  • public — создается по необходимости и содержит файлы самого сайта.

В папке osp нужно создать файл под названием project.ini. Там будет находиться конфигурация. Содержимое файла должно быть таким:

[имя_домена]

public_dir = {base_dir}\public

php_engine = PHP-X.Y

Вместо [имя_домена] нужно подставить желаемое доменное имя для сайта, а вместо PHP-X.Y — нужную версию языка PHP.

Управлять сервером можно с помощью меню в интерфейсе Open Server. Там есть команды, позволяющие подключить новые модули, изменить версию PHP и сделать многое другое. А чтобы посмотреть, как выглядит сайт, достаточно перейти по его доменному имени — оно написано в файле project.ini вместо [имя_домена].

Например, для тестового проекта, который создан и настроен в Open Server по умолчанию, доменное имя — example.local.

Теперь вы можете создавать веб-страницы и тестировать их — открывать на собственном веб-сервере. А если нужны более сложные функции Open Server, можете ознакомиться с официальной документацией последней версии ПО.

Краткие выводы

  • Локальный веб-сервер на Windows может понадобиться разработчику, чтобы тестировать сайты перед отправкой на основной сервер.
  • Обычно локальный сервер запускают на собственном компьютере, а доступ к нему имеет только сам владелец.
  • Устанавливать серверную версию Windows не нужно — достаточно обычной системы, желательно новой версии.
  • Существует много вариантов ПО для веб-серверов: Denwer, XAMPP, Open Server и другие. Они уже содержат все необходимое для запуска сайта на домашнем ПК.
  • Процесс установки и настройки для каждого сервера отличается. В случае с Open Server нужно скачать установщик, выбрать параметры установки и дождаться ее окончания. После этого — настроить окружение и сам сервер.
  • Проекты лежат в отдельной папке — там находятся файлы сайта и конфигурации. В файле конфигурации описано, какая версия PHP используется в проекте и как называется домен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Как ускорить работу компьютера windows 10 64 bit
  • The mss dll file is installed in the windows or windows system
  • Windows arm 64 bit
  • Скринсейвер матрица для windows 10
  • Средства просмотра фотографий windows jpg