Инструкция обновлена и повторно опубликована по просьбам читателей.
С выходом Windows 10 Mobile Creators Update Microsoft резко сократила список поддерживаемых устройств. Все Lumia 3-его поколения официально не получат Creators Update и последующие версии системы — 1709 и более поздние. С выходом Fall Creators Update из списка поддерживаемых была исключена также Lumia 640. В этой статье мы расскажем, как установить последние билды Windows 10 Mobile на неподдерживаемые устройства.
Инструкция предназначена только для неподдерживаемых устройств, на которые уже установлена Windows 10 Mobile. Для того, чтобы применить это руководство, вам следует сначала обновить ваш смартфон до Windows 10 Mobile.
- Устройства, которые официально получили обновление до Windows 10, могут быть обновлены до этой версии системы с помощью официального приложения Помощник по обновлению. Это Lumia 430, 435, 532, 535, 540, 635 (1 ГБ), 636 (1 ГБ), 638 (1 ГБ), 640, 730, 735, 830, 929, 930 и 1520.
- Устройства, которые не получили обновление до Windows 10, сначала придётся каким-либо образом обновить до этой версии системы. Это Lumia 520, 525, 620, 625, 630, 635 (512 МБ), 720, 820, 920, 925, 1020, 1320 и другие смартфоны.
Отметим, что последние версии системы (1709 по состоянию на октябрь 2017) не оптимизируются под эти устройства. Вы можете столкнуться со специфическими багами, присущими только неподдерживаемым девайсам, и вряд ли разработчики из Microsoft будут их исправлять. Некоторые дополнения, вроде Glance Screen, могут вовсе не заработать. Мы не несём никакой ответственности за проделанные вами действия. Все операции вы выполняете на свой страх и риск.
Учтите, что после сброса настроек все изменения в реестре пропадут, и вам придётся выполнять все операции заново.
Как установить Windows 10 Mobile на неподдерживаемые Lumia
- Сделайте Interop Unlock.
- Отключите автоматическое обновление приложений в настройках Магазина. После того, как вы проделаете все операции, ни в коем случае не обновляйте приложение Extras+Info (Информация).
- Зайдите в Interop Tools, выберите раздел This Device и откройте Registry Browser.
- Перейдите в следующую ветвь: HKEY_LOCAL_MACHINE \ SYSTEM \ Platform \ DeviceTargetingInfo.
- Запишите себе куда-нибудь или сделайте скриншоты значений ключей PhoneManufacturer, PhoneManufacturerModelName, PhoneModelName и PhoneHardwareVariant.
- Измените их так, как указано немного ниже.
- Перезагрузите смартфон.
- Пройдите в Параметры — Обновление и безопасность — Программа предварительной оценки и включите получение предварительных сборок. Возможно, смартфон необходимо будет перезагрузить. После перезагрузки убедитесь, что выбран круг Fast.
- Перезагрузите смартфон.
- Проверьте наличие обновление в Параметрах — Обновление и безопасность — Обновление телефона.
- Установите последнюю доступную сборку.
Как изменить значения в реестре для установки Fall Creators Update (1709)
Это зависит от того, какой у вас смартфон: односимочный или двухсимочный.
Односимочный
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1085_11302
- PhoneModelName: Lumia 950 XL
- PhoneHardwareVariant: RM-1085
Двухсимочный
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1116_11258
- PhoneModelName: Lumia 950 XL Dual SIM
- PhoneHardwareVariant: RM-1116
Для экспертов
Если вы — эксперт, то можете воспользоваться ключами других поддерживаемых смартфонов для подмены. Мы приводим их ниже.
Lumia 550
- PhoneHardwareVariant: RM-1127
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1127_15206
- PhoneModelName: Lumia 550
Lumia 650
- PhoneHardwareVariant: RM-1152
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1152_15637
- PhoneModelName: Lumia 650
Lumia 650 DS
- PhoneHardwareVariant: RM-1154
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1154_15817
- PhoneModelName: Lumia 650 DUAL SIM
Lumia 950
- PhoneHardwareVariant: RM-1104
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1104_15218
- PhoneModelName: Lumia 950
Lumia 950 DS
- PhoneHardwareVariant: RM-1118
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1118_15207
- PhoneModelName: Lumia 950 DUAL SIM
Краткие характеристики этих устройств
- Lumia 550: Snapdragon 210; 1/8 GB; 4,7» IPS HD.
- Lumia 650: Snapdragon 212; 1/16 GB; 5» AMOLED HD.
- Lumia 950: Snapdragon 808; 3/32 GB; 5,2» AMOLED QHD.
- Lumia 950 XL: Snapdragon 810; 3/32 GB; 5,7» AMOLED QHD.
Как изменить значения в реестре для установки Creators Update (1703)
Односимочный (Lumia 640):
- PhoneManufacturer: MicrosoftMDG
- PhoneManufacturerModelName: RM-1072_1062
- PhoneModelName: Lumia 640 LTE
- PhoneHardwareVariant: RM-1072
Как установить Windows 10 Mobile на неподдерживаемые Lumia с помощью DHT Upgrade Advisor
Фанаты Windows 10 Mobile, которые по совместительству являются разработчиками, выпустили специальное приложение для обновления неподдерживаемых смартфонов до последних сборок Windows 10 Mobile. Оно проводит все операции с реестром, которые мы описали выше, автоматически, а заодно может само создать резервную копию существующих значений ключей. Расскажем, как им воспользоваться.
- Сделайте Interop Unlock.
- Отключите автоматическое обновление приложений в настройках Магазина. После того, как вы проделаете все операции, ни в коем случае не обновляйте приложение Extras+Info (Информация).
- Установите зависимости приложения, а затем и само DHT Upgrade Advisor.
- Зайдите в DHT Upgrade Advisor.
- Поставьте галочку First get a backup of your device targeting info.
- Выберите тип своего смартфона: Single Sim (односимочный) или Dual Sim (двухсимочный).
- Нажмите на кнопку Allow Update.
- Перезагрузите смартфон.
- Пройдите в Параметры — Обновление и безопасность — Программа предварительной оценки и включите получение предварительных сборок. Возможно, смартфон необходимо будет перезагрузить. После перезагрузки убедитесь, что выбран круг Fast.
- Перезагрузите смартфон.
- Проверьте наличие обновление в Параметрах — Обновление и безопасность — Обновление телефона.
- Установите последнюю доступную сборку.
- При необходимости возвращения стандартных значений в реестр зайдите в DHT Upgrade Advisor и нажмите Restore Backup.
Если эти инструкции не сработали, вы можете изучить форумы XDA или 4PDA: быть может, кто-то уже сталкивался с вашими ошибками.
На днях ко мне в руки попал Nokia Lumia 630 — старейший смартфон, который работает на Windows Phone 8.1. Пользовался им неделю и понял, что Windows Phone во многом опережала конкурентов (Android и iOS), но вышла слишком поздно из-за чего не смогла покорить рынок.
Мобильная система от Microsoft давно канула в лету: смартфоны на ней не выпускаются последние четыре года. Забегая наперёд, скажу, что пользоваться ей в наше время невозможно.
Тем не менее, Windows Phone не растеряла свой шарм, и ее отголоски можно найти даже в iPhone 12. В общем, обо всём по порядку.
Что не так с Windows Phone в 2021
Смартфоны Lumia до сих пор выглядят достойно.
Тут нужно ответить на главный вопрос: что такое смартфон для современного пользователя? В первую очередь — это сервисы. Каждый день я плачу при помощи смартфона, давно не ношу с собой пластиковые карты, вызываю такси, покупаю билеты, бронирую жильё и иногда даже работаю.
Речи о работе каких-то современных сервисов на Windows Phone в 2021 году даже не идёт.
В 2017 году исполнительный директор Microsoft Джо Бельфиор заявил о прекращении выпуска новых устройств на Windows 10 Mobile. Ещё через два года, в 2019, было объявлено о закрытии магазина приложений для Windows Phone 8.1, а также выпуска обновлений для Windows 10 Mobile. Смартфонам на Windows Phone 8 (впоследствии и 8.1) отключили работу сервера уведомлений.
Перспективы у платформы были.
Напомню, Windows Phone — закрытая операционная система, которая не поддерживает установку приложений в обход магазина приложений Microsoft. Назовите любое приложение — его сюда не установить. Даже банально Telegram или WhatsApp. Да и смысл от этого всего теряется, потому что узнавать о новых оповещениях вы не сможете.
У меня дома много старых гаджетов, и могу сказать, что никто, ни Google, ни уж тем более Apple так не ограничивает своих пользователей. Периодически залипаю в iPhone 4s на iOS 6, там у меня стоит Telegram, ВКонтакте, электронная почта, и им я, в принципе, могу пользоваться.
Если захочется установить какое-то приложение из App Store, то на смартфон просто загрузится его старая версия. Нет «законсервированности», которая есть в Windows Phone.
Откуда взялась Windows Phone
iPhone стал убийцей КПК.
Microsoft громко вошла на рынок КПК и смартфонов ещё в 2000 году, задолго до Android и iPhone. Тогда у «майков» была Windows Mobile. Слишком замудренная операционная система, оптимизированная под управление стилусом. Не слукавлю, если скажу, что WM была неким аналогом Android для того времени.
Куча софта и безграничные возможности кастомизации сделали её довольно популярной. Но с выходом iPhone понятие смартфона изменилось: отныне пользователи хотели видеть устройство с интуитивно понятным интерфейсом, которым удобно пользоваться одной рукой.
Чувствуется выдержанность стиля.
Превратить в нечто похожее Windows Mobile было нереально, поэтому Microsoft в 2010 году полностью перекроили привычную многим операционную систему. Теперь интерфейс приобрёл минималистичный стиль с большими заголовками и крупными значками. Оболочку назвали «Metro», в ней использовали наработки интерфейса от Xbox и плеера Zune.
Также был запущен многострадальный магазин приложений Microsoft Store. Компания не смогла толком договориться с разработчиками, поэтому хороших приложений в нем можно по пальцам сосчитать.
Тем не менее, эту платформу любили во многом за авангардность. Она была закрытой, имела хорошую оптимизацию, поэтому система летала даже на откровенно бюджетных смартфонах. Но самое главное, Windows Phone во многом опередила время.
1. Тёмная тема
Тёмный фон не отвлекает от контента.
Пока интерфейсы Android и iOS использовали светлые подложки, Microsoft решила в 2010 году опередить индустрию на несколько лет вперёд и добавить в систему тёмную тему. Интерфейс отлично чувствовал себя на смартфонах с AMOLED-экранами, которых в то время становилось все больше и больше.
Причём тёмная тема была не отдельной опцией, а стандартной настройкой системы. Смотрелось в те времена это непривычно: когда у меня была Nokia Lumia, я даж включал светлое оформление.
2. Интерактивные виджеты-значки на рабочем столе
Одно из лучших воплощений рабочего стола. ИМХО.
Пока Android использовал на рабочем столе абсолютно страшные и разрозненные по стилю виджеты, а в iOS их вообще не было, Phone имела самый стильный, на мой взгляд, рабочий стол. Microsoft решила не идти по пути клише существовавших тогда операционных систем, а придумала новое решение.
Каждый значок приложения на рабочем столе был интерактивным и демонстрировал какую-то информацию. Будь то погода, сообщения, новости или фотографии. Всё это сопровождалось очень приятной анимацией.
Согласитесь, такой интерфейс выглядел абсолютно уникально. Покажи такой экран в наше время, и его ни с чем не спутаешь.
А теперь вспомните рабочий стол iOS 14 и iOS 15. Согласитесь, есть между ними что-то общее.
3. Вирусов не было, хоть это и Windows
Это вам не Android.
Windows Phone, как я уже говорил выше, была закрытой системой. Во многом она напоминала iOS, как минимум в безопасности. С учётом того, что приложения можно было загружать строго из Microsoft Store, подхватить какой-нибудь вирус было невозможно.
К тому же, весь софт работал в своей «песочнице», и никак не мог взаимодействовать с системными ресурсами. Опять же, привет iOS! На фоне Android Windows Phone была островком спокойствия.
Так что, те люди, которые нуждались в надёжной защите своих данных, но не могли позволить себе iPhone, покупали себе HTC или Nokia с Windows Phone и не парились.
4. Экосистема
В устройствах на Windows действительно была преемственность дизайна.
Во-первых, в Windows 8.1 (и Phone 8.1) Microsoft замахнулась на реализацию общего магазина приложений для компьютеров, планшетов и смартфонов. Приложения, которые вы могли установить на свой телефон, можно было установить и на другие устройства. Похожим образом недавно начал работать App Store с Mac M1.
Во-вторых, в платформу был глубоко интегрирован сервис OneDrive (раньше он назывался SkyDrive). Файлы с рабочего стола компьютера можно было синхронизировать с облачным хранилищем и просматривать их с других устройств.
Впоследствии аналогичная реализация появилась в iCloud Drive. Это я ещё не говорю об автоматической синхронизации всех фотографий и видео. Всё работало как надо.
В свое время хотел себе ноутбук-трансформер. Сейчас понимаю, что это не нужно.
Также синхронизировались данные между приложениями. Если вы начали писать текст в Word на компьютере, его можно быстро продолжить писать на смартфоне или другом компьютере. Ну и аналогично с заметками, таблицами и так далее.
В-третьих, система синхронизировала настройки персонализации. При желании можно было включить опцию, с которой цветовая палитра системы становилась общей для всех гаджетов. То есть, если вы сделаете плитки синими на смартфоне, они станут синими и на компьютере.
5. Огромные возможности для фото
Были даже специальные камерафоны. Слева: Nokia Lumia 1020 с камерой 41 МП.
Смартфоны на Windows Phone были, пожалуй, лучшими камерофонами. Тут отдельное спасибо нужно сказать Nokia, которые разрабатывали кастомное приложение Lumia Камера (впоследствии оно стало стандартным).
Выверенные алгоритмы и ручные настройки позволяли делать фотошедевры даже на бюджетные смартфоны с камерой 5 МП. На них можно было делать даже астрофото! Ночной режим, разумеется, тоже был.
Почему Windows Phone канула в лету
К тому же, в последние годы жизни Windows Phone Microsoft зачем-то начала целиться в коммерческий сектор. Нужно было делать акцент на массового потребителя.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то считает «не повезло», но на самом деле это результат множества факторов. Во-первых, Windows Phone имела крайне ограниченный магазин приложений.
К 2010 году на рынке устоялись два кита — Android и iOS. Разработчики неохотно оптимизировали свои приложения под новую платформу, потому что Windows Phone использовала другой API, а на это нужно было много времени и денег.
А зачем тратить время и деньги на оптимизацию приложений для платформы, которой пользуются два с половиной землекопа? Владельцев WP-смартфонов было очень мало на фоне Android и iPhone.
На Windows Phone очень долго не было Instagram.
Выходит замкнутый круг: разработчики не выпускали свои приложения из-за малого числа пользователей, при этом потребители не хотели переходить на эту платформу из-за малого числа приложений.
Так что, можно сказать — Windows Phone просто вышла слишком поздно. Если бы Microsoft представила новую операционную систему раньше, а не выдавливала последние соки из Windows Mobile, история могла обернуться совершенно иначе.
А сегодня это просто кусочек истории мобильных технологий. Кто знает, может Microsoft ещё сможет нас удивить.
(173 голосов, общий рейтинг: 4.76 из 5)
iPhones.ru
Её отголоски есть даже в iOS 15.
Василий Шкодник
@podogreykin
Главный любитель технологий и Звёздных воин в галактике. До сих пор слушаю музыку с iPod.
Есть вопрос или замечание: [email protected]
Full Windows for Lumia
Caution
Experimental firmware ahead
The firmware provided is for testing purposes only. We aren’t responsible for any data loss caused by
the firmware images. Make backups of your data prior to installing.
This software has not been approved for use with emergency services. By installing this
software, you agree to not use it as your primary phone device due to possible disruption in
emergency service access.
The Windows You Know and Love
This project brings the Windows 10 or Windows 11 desktop operating system to your Lumia 950 and Lumia 950 XL.
It’s the same edition of Windows you’re used to on your traditional laptop or desktop
computer, but it’s the version for ARM64 (armv8a) processors.
It can run ARM64, ARM, x86 and x64 applications (the last two via emulation) just fine.1
With Continuum2
A Mobile Twist
MobileShell is a fully-featured adaptive shell aiming to mimic the appearance of Windows
Mobile.
MobileShell brings back the navigation bar, status bar, puts your notification toasts at the top,
status icons at a glance, and activates only when your phone is in tablet mode.
MobileShell also supports landscape mode, adjusting perfectly to the phone’s current state. Mobile
Shell is made by @ADeltaX and is included by default! You can also download it from the Microsoft
Store:
Say Hello…3
This project backports the cellular stack from Windows 10 Mobile to Windows desktop. On
supported versions of Windows, you can make calls, texts, and browse the internet using a
cellular connection.
Dialer (previously WOA Dialer) is our custom app that allows you to make and manage calls on your device.
Dialer is bundled with the project by default, along with the classic Microsoft Phone app.
…Or Send a Message3
With the Chat application, you can recieve and send SMS messages. MMS messages remain unsupported
as of now.
And Much More!
WOA Deployer
WOA Deployer allows you to deploy with ease Windows Desktop to your device, and enabling Dual Boot
with 2 clicks. You can pick the windows release you want, the language you want.
View on GitHub
BootShim
BootShim is the UEFI bootstraper. It escalates the SoC to AArch64 and starts our UEFI.
View on GitHub
Lumia950XlPkg
Lumia950XlPkg is our EDK2 port for the Lumia 950 and Lumia 950 XL. It enables us to bootstrap Windows
10/11 Desktop for ARM64 processors on the Lumia.
View on GitHub
Lumia Drivers
Lumia Drivers is the repository hosting all driver files for Windows, and INF files which had to be
recreated. Some additional driver patching is also done here to make things work the way they
should.
View on GitHub
Lumia USB-C
Lumia USB-C is the recreation of the USB C driver for Lumia devices. The Lumia 950 USB-C solution is
proprietary and personalized, thus the need for a custom driver.
View on GitHub
Color Profile
Color Profile is the stack managing the personalization of the display color tint, saturation and
contrast.
View on GitHub
Advanced Info
Advanced Info displays information about your device, within the settings app.
View on GitHub
Airwaves
Airwaves allows you to listen to FM radio, right from your phone.
View on GitHub
RIL Init Service
RIL Init Service allows you to have the Radio Interface Layer initialized on newer versions of
Windows 10/11.
View on GitHub
Auto Brightness Service
The auto brightness service allows you to have automatic brightness on your device.
View on GitHub
Auto Rotation Service
The auto rotation service allows you to have automatic rotation on your device.
View on GitHub
Vibrations
The vibration stack allows you to have haptic vibrations once you get a notification, and control the
intensity of the vibration via a settings application.
View on GitHub
USB Function Mode Switcher
USB Function Mode Switcher allows you to switch USB function modes.
View on
GitHub
Data Management Service
The data management service enables cellular data connections automatically.
View on GitHub
Power Supply Notifier
Power Supply Notifier plays a sound when your device starts charging.
View on GitHub
SynapticsTouch
The Synaptics Touch driver enables touch on your device
View on GitHub
Display Dock Flyout
The Display Dock Flyout displays information about a connected Display Dock (HD-500)
View on GitHub
1 Applications compiled for the AMD64/x86-64 architecture are
supported only on build 21277+.
2 Continuum currently only works wirelessly over Miracast.
3 Cellular support is still unfinished and might be broken in some
areas. Cellular calls are automatically enabled in up to Windows 10 November 2019 Update (version 19H2, build
18363). Versions higher than this will only support cellular data. You can manually enable
calls on builds higher than 18363 by using this guide. SMS are supported up to Windows 10 November 2019 Update
(version 19H2, build 18363). Dual SIM devices may have issues fetching the default Carrier APN settings, a provisioning
package for APN may be required. The advanced settings page for Cellular in the Windows Settings app may crash.
Your experience will vary between carriers and devices. This software stack has not been approved for use with emergency services.
As a consequence it should not be used as your primary way of communication. VoLTE (IMS) stack while
present is not functional.
© 2017-2021 The Lumia WOA Authors
Snapdragon is a registered trademark of Qualcomm Incorporated. Microsoft, the Microsoft Corporate Logo,
Windows, Lumia, Windows Hello, Continuum, Hyper-V, and DirectX are registered trademarks of Microsoft
Corporation in the United States. Miracast is a registered trademark of the Wi-Fi Alliance. Other
binaries may be copyright Qualcomm Incorporated and Microsoft Mobile.
Hello from San Francisco (US), France, Italy, Germany, Spain, Hungary. Site built by @itsmichaelwest.
Item Preview
Microsoft/Lumia 950XL (RM-1085)/VAR APAC HK CV/040-126269_RM-1085_RoW_SS_Generic_01_dark.png
Microsoft/Lumia 950XL (RM-1085)/VAR APAC HK CV/040-126269_RM-1085_RoW_SS_Generic_01_light.png
Microsoft/Lumia 950XL Dual SIM (RM-1116)/VAR NAM 4R CV/040-126729_RM-1116_NAM_DS_01_dark.png
Microsoft/Lumia 950XL Dual SIM (RM-1116)/VAR NAM 4R CV/040-126729_RM-1116_NAM_DS_01_light.png
Nokia/Lumia 1320 (RM-994)/VAR APAC AU CV/Lumia 1320 059V5K1/040-119268_ROW_RM-994_06_dark.png
Nokia/Lumia 1320 (RM-994)/VAR APAC AU CV/Lumia 1320 059V5K1/040-119268_ROW_RM-994_06_light.png
Nokia/Lumia 830 (RM-984)/VAR APAC HK CV SLV/040-121999_RoW_RM-984_001_dark.png
Nokia/Lumia 830 (RM-984)/VAR APAC HK CV SLV/040-121999_RoW_RM-984_001_light.png
Nokia/Lumia Icon (RM-927)/VAR VZN/02540.00019.15024.38022/040-118509_RM-927_dark.png
Nokia/Lumia Icon (RM-927)/VAR VZN/02540.00019.15024.38022/040-118509_RM-927_light.png
RM-994/059V5K1/040-119268_ROW_RM-994_06_dark.png
RM-994/059V5K1/040-119268_ROW_RM-994_06_light.png
13,640
Views
12
Favorites
1
Review
DOWNLOAD OPTIONS
Uploaded by
Empyreal96.
on
SIMILAR ITEMS (based on metadata)
Windows Phone… услышав название этой мобильной системы, поневоле начинаешь с теплотой вспоминать своего недавнего, такого необычного мобильного друга, как будто прошло всего пару месяцев с момента смены смартфона на iPhone/Android. А ведь с момента фактической смерти Windows Phone прошло уже почти 10 лет! Увы, время вспять уже не повернуть, а мобильное подразделение Nokia не спасти, однако при наличии навыков разработки мобильных приложений, большом энтузиазме и фанатизме, есть шанс вернуть жизнь своему старому другу! Недавно я снова загорелся диким энтузиазмом и смог вернуть жизнь старенькой «люмии», написав собственные клиенты нужных мне сервисов с нуля — и готов поделиться этим с вами во всех подробностях!
Сегодня вы узнаете о моей мотивации привносить жизнь старым смартфонам, о тонкостях разработки мобильных приложений, чем Windiows Phone был на голову выше Android в техническом плане и о том, почему провал Windows Phone — одна из самых больших потерь мобильного рынка. Интересно? Тогда добро пожаловать в статью!
❯ Предыстория
Пожалуй, довольно большой процент моих читателей и подписчиков когда-либо владел и пользовался смартфонами на Windows Phone. Мнение пользователей этой мобильной платформы во многом разнится — кто-то восхваляет по настоящему продуманный и плавный интерфейс, кто-то ругает Microsoft за «кидалово» с обновлениями, но большинство людей сходится во мнении, что Windows Phone — была действительно необычной и имела собственную изюминку.
Конечно же, Windows Phone была далеко не первым опытом Microsoft на мобильном рынке. До этого, Редмондская компания поддерживала очень крутую платформу для коммуникаторов и КПК под названием Windows Mobile. Фактически, это был полноценный компьютер в кармане — большинство кнопочных телефонов могли максимум запускать простенькие J2ME-приложения, в то время как WM позволял запускать множество самых разных программ — как написанных на C++/Pascal, так и написанных на C#/VB.Net. Мобильная платформа во всём пыталась подражать своему старшему брату — API системы было очень похоже на то, что мы видим в обычной Windows — тут и полноценная оконная система, и waveout для вывода звука, и GDI для вывода графики.
Windows Mobile прочно занимал свою нишу на мобильном рынке: HTC постоянно представляла новые модели коммуникаторов, которые довольно хорошо продавались. Но тут пришёл первый iPhone, который перевернул всё с ног на голову. Оказывается смартфоном можно управлять полностью пальцами, нажимая на красивые, анимированные элементы интерфейса! Это перевернуло всю индустрию — даже Nokia с её Symbian было тяжело конкурировать с продуктом от Apple. Microsoft видела, что пользователи хотят не столько свободы и кастомизации в системе, сколько плавности интерфейса, стабильности и простоты использования.
Плеер Zune HD стал дебютом свежего подхода к созданию интерфейсов — Metro UI. И хотя сам девайс не сыскал особой популярности, став в некоторой степени провальным, Microsoft взяла на вооружение концепцию этого интерфейса, дабы реализовать её уже в полноценной мобильной ОС. В октябре 2010 года выходит первая версия новой мобильной платформы Microsoft — Windows Phone 7, заложившая фундамент той самой системы, которую мы с вами до сих пор вспоминаем с теплотой!
На WP7 вышло весьма много устройств: тут и девайсы от HTC, и смартфоны Lumia от Nokia, и даже продолжение линейки Omnia от Samsung! Но были у этой платформы и серьезные минусы: она базировалась на ядре обычной Windows CE (оно же использовалось в Windows Mobile) и из-за желания повысить безопасность системы, Microsoft отключила возможность использовать код на нативных языках в своих приложениях. Кроме того, во многих аспектах WP7 была достаточно сырая — хотя для неё регулярно выходили обновления.
❯ Почему провал WP — трагедия для мобильного рынка?
Конечно же параллельно с доработкой WP7, Microsoft разрабатывала новую версию ОС, которая должна была объединить мобильные и десктопные приложения в одну общую концепцию. Кроме того, разработчики решили отказаться от лёгкого ядра Windows CE в пользу более тяжелого и продвинутого ядра Windows NT, которое используется в полноценных версиях Windows.
К сожалению, апгрейда с WP7 на WP8 предусмотрено не было, что многие пользователи считают «кидаловом» со стороны Microsoft. Отчасти это так, но проблема была в том, что даже флагманские устройства на WP7 имели 512мб ОЗУ, чего было недостаточно для первой версии WP8. Думаю, в какой-то степени Microsoft просто не хотели портить имидж максимально плавных смартфонов тормозами обновленной системы, хотя примеры шустрой работы на 512мб ОЗУ есть — например, Lumia 520.
Но вот где WP8 была передовой, так это «под капотом». Microsoft смогли сделать что-то невообразимое для мира ARM-устройств: они реализовали нормальный слой абстракции от «железа» и ввели концепцию ACPI, знакомую нам из обычных десктопных ПК. Вкратце, ACPI — это что-то типа списка железа в устройстве, под которое ОС должна найти и загрузить драйверы, не забыв под это всё выделить ресурсы (devicetree в Linux реализует похожую концепцию). Кроме того, Microsoft реализовала полноценный UEFI в своих смартфонах, что позволяло, например, сделать дуалбут в будущем. На практике это всё означает то, что даже неподдерживаемые No-Name смартфоны можно было обновить до Windows 10, банально поменяв пару ключей в реестре: на Android-устройствах такое невообразимо. Фактически, это стандартизация ARM-железа.
На этом технические фишки Windows Phone не заканчиваются. Переходя к пользовательской части, стоит упомянуть фреймворк для построения интерфейса (WPF/Silverlight), который из коробки работает очень шустро, отлично масштабируется под разные размер экрана и предлагает мощные возможности по анимации и кастомизации интерфейса под стиль приложения. Да и само SDK навязывало изначально правильную концепцию программирования, заставляя выделять все задачи в отдельные потоки, не только задействуя дополнительные ядра процессора, но и улучшая пользовательский опыт от приложения (неправильно написанные Android-приложения легко могут подвисать при выполнении какой-то работы).
И третья классная фишка, про которую почему-то все забыли — это поддержка DirectX 11. Конечно в WP7 уже была поддержка Xna (именно на его базе написана Terraria), что позволяло писать игры одновременно для Windows, Xbox 360 и собственно мобилок, но он имел некоторые ограничения и был прослойкой между графическим API (как Direct3D или OpenGL) и самой игрой. Windows Phone 8 же давал настоящий, полноценный DirectX 11 — хотя и поддерживал максимум вторые шейдеры, но при этом умел те фишки, которые не умел Android — инстансинг для оптимальной отрисовки геометрии, установка стейтов «пачками» и эффективное «bindless» управление ресурсами шейдеров. Теоретически, это давало возможность портировать полноценные игры с ПК/Xbox на Windows Phone, хотя на практике не так много кто этим пользовался.
Ну и вспоминая аргумент про кидалово Microsoft с обновлениями, нужно помнить, что обратная совместимость с приложениями для более ранних версий системы была: на Windows Phone 8 можно было играть в годноту с Windows Phone 7 (NFS Undercover, NFS Hot Pursuit, Mirrors Edge и ещё некоторые классные мобильные игры), а на Windows 10 Mobile можно было запускать почти любое приложение для Windows Phone 8.
Так в чём же потеря WP — трагедия для мобильного рынка? А вы посмотрите на свой Android-смартфон сейчас. Сколько в нём ОЗУ? 4гб? 8гб? 12гб? Смущает ли вас то, что Android умудряется неприятно подтормаживать даже с такими ресурсами? А теперь вспомните Lumia 520: Snapdragon 200, 512 мегабайт оперативной памяти. Вот так она работает из коробки:
Думаю, это всё красноречиво объясняет то, что без WP случилась дуополия на рынке — Android продолжает жиреть, впустую жрать ресурсы и при этом практически не получать новых фишек из года в год, а iPhone хоть и остаётся всё такой же плавной и шустрой, ребята из Apple явно не чувствуют конкуренции и их смартфоны стагнируют в плане дизайна и в некоторой степени интерфейса…
❯ Мотивация
Мои давние читатели знают мою любовь к смартфонам прошлых лет. Для меня нет понятия запланированного устаревания: если под устройство есть комплект разработки и документация, то при большом желании я могу дописать нужные мне приложения сам.
Мой проект SelfEco (сам себе экосистема) как раз об этом — почти полгода назад я написал клиент YouTube и ВК для Android 2.2+. Фактически это означает, что мои приложения работали на ВСЕХ Android смартфонах от 2010 года и новее.
Исходным кодом своих приложений я свободно делюсь — как в качестве примера читателям, так и для возможности каких-то фиксов в будущем или даже модов. В 2021-2022 году я ходил с Lumia 640XL с Win10 Mobile на борту, как с основным смартфоном. И в целом, меня все устраивало и всё нравилось: там и годный клиент ВК был (LunaVK), и клиент телеги нормальный, и браузер кое-какие страницы всё ещё нормально переваривал. Но больше всего мне нравится Windows Phone 8 — она работает ещё шустрее и несколько более строгая в плане дизайна. Да и «люмии» сейчас стоят сущие копейки — моя 640XL обошлась мне в 100 российских рублей (~1.5$ по тому курсу), я не шучу. А на онлайн-барахолках можно найти живые, целые аппараты с нормальными аккумуляторами по 200-500 рублей, иногда даже в родных коробочках!
Lumia 1320 и Lumia 640XL — подарки читателя Kotenilla!
Дак почему бы не применить всю эту круть и мощь во благо, учитывая дешевизну смартфонов? Решено: Качаем SDK и пишем собственный клиент ВК и YouTube — это минимально-необходимые для меня приложения!
❯ Подготовка
Для того, чтобы отлаживать и устанавливать сторонние приложения на смартфоны с Windows Phone, их нужно предварительно разблокировать и сделать «Interop Unlock». Процедура несложная и занимает немного времени на большинстве люмий. Дабы сильно не затягивать статью, я не буду описывать процесс разлочки здесь — его можно найти на 4pda для разных поколений устройств.
❯ YouTube
Начинаем с клиента ютуба. Собственно, концепция отнюдь не поменялась с прошлой статьи — мы всё так же используем API Invidous для получения информации о видео. Нативное API YouTube — полная дичь, да ещё и с ограничениями на один токен, в то время как Invidous сам распоряжается токенами и распределяет их как нужно. Нам лишь остаётся написать «морду», которая будет отображать полученные с сервера данные и передавать ссылку на видео в встроенный плеер.
В отличии от Android, никаких проблем с TLS не возникло: смартфон смог без проблем связаться с инстансом Invidous и получить данные о видео в трендах. Сам по себе, формат ответов очень простой и возвращается в виде JSON, который можно описать такой иерархией:
public class VideoInfo
{
public string type { get; set; }
public string title { get; set; }
public string videoId { get; set; }
public string author { get; set; }
public string authorId { get; set; }
public string authorUrl { get; set; }
public bool authorVerified { get; set; }
public List<VideoThumbnail> videoThumbnails { get; set; }
public string description { get; set; }
public string descriptionHtml { get; set; }
public int viewCount { get; set; }
public string viewCountText { get; set; }
public int published { get; set; }
public string publishedText { get; set; }
public int lengthSeconds { get; set; }
public bool liveNow { get; set; }
public bool premium { get; set; }
public bool isUpcoming { get; set; }
}
Практически сразу система нам навязывает распараллелленую парадигму написания кода — часть API банально не имеет синхронных аналогов! Например, из WebRequest убрали GetResponse, дабы неопытные разработчики не делали ошибок и не пытались вызывать долгие I/O операции в главном потоке (что вызывает подвисания приложения). .NET сам по себе имеет крутой механизм тасков (многопоточных задач) и реализацию концепции async/await, которая позволяет подождать выполнение операции, не блокируя остальное приложение.
private void RequestURL(string method, Action<string> onReady, string fmt, params object[] args)
{
string defaultArgs = string.Format("region=RU&hl={0}", "ru");
HttpWebRequest req = WebRequest.CreateHttp("https://vid.priv.au/api/v1/" + method + "?" + defaultArgs + string.Format(fmt, args));
req.Method = "GET";
req.BeginGetResponse((IAsyncResult res) =>
{
HttpWebResponse response = (HttpWebResponse)req.EndGetResponse(res);
StreamReader reader = new StreamReader(response.GetResponseStream());
line = reader.ReadToEnd();
onReady(line);
}, null);
}
public void QueryTrendingList(Action<List<VideoInfo>> onReady)
{
HasPendingOperation = true;
RequestURL("trending", (string json) =>
{
List<VideoInfo> ret = JsonConvert.DeserializeObject<List<VideoInfo>>(json);
onReady(ret);
HasPendingOperation = false;
}, "");
}
Я решил придержаться более привычной мне концепции на коллбэках, которая позволяет более четко обрабатывать ошибки в подобных кейсах, да и в целом я не очень люблю подобный синтаксический сахар (а async/await и есть «сахар», поскольку разворачивается в стейт-машину). В качестве десериализатора (механизма парсинга JSON напрямую в экземпляры классов, используя рефлексию) я использовал классический Newtonsoft.Json.
После того, как механизм получения и обработки данных с сервера был готов, я начал реализовывать интерфейс приложения. И вот тут WP показал себя во всей красе. ListView? RecycleView? Нафиг эти костыли, винфон умеет нормально рисовать элементы интерфейса, которые вы выделили в ScrollView. И что забавно: в Android даже реализация с ScrollView при активной подгрузке данных вызывала лаги — на WP такого нет вообще! Тут всё просто работает из коробки!
Механизм анимаций здесь тоже декларативный и реализован в концепции т.н «сторибордов» — наборов действий, которые позволяют создавать достаточно сложные анимации вручную.
<Storyboard x:Name="progressFadeIn">
<DoubleAnimation
Storyboard.TargetName="progressBar"
Storyboard.TargetProperty="Opacity"
From="0.0" To="1.0"
Duration="0:0:1" />
</Storyboard>
<Storyboard x:Name="progressFadeOut">
<DoubleAnimation
Storyboard.TargetName="progressBar"
Storyboard.TargetProperty="Opacity"
From="1.0" To="0.0"
Duration="0:0:1" />
</Storyboard>
Буквально через пару часов после создания проекта, у меня уже была готова загрузка и отображение списка трендов:
А затем и логика воспроизведения видео, которая запускает встроенный плеер и передаёт в него ссылку на видео — которая выбирается относительно кодека (только mp4), разрешения устройства и предпочтений пользователя:
private void PlayVideo(VideoInfo info, VideoDescriptor desc)
{
int[] resTable = { 240, 360, 480, 720, 1080 };
int desiredResolution = AppSettings.Instance.DesiredQuality == 0 ? (int)Application.Current.Host.Content.ActualHeight : resTable[AppSettings.Instance.DesiredQuality - 1];
FormatStream strm = YTInstance.PickBestFormat(desc, desiredResolution);
Log("Requested video {0}", desc.videoId);
Log("Picked format {0}, while desired {1}", strm.resolution, AppSettings.Instance.DesiredQuality);
Microsoft.Phone.Tasks.MediaPlayerLauncher mpLauncher = new Microsoft.Phone.Tasks.MediaPlayerLauncher();
mpLauncher.Controls = Microsoft.Phone.Tasks.MediaPlaybackControls.All;
mpLauncher.Media = new Uri(strm.url);
mpLauncher.Show();
if (AppSettings.Instance.SaveHistory)
History.AddEntry(info);
}
Кроме того, в приложение нужно было добавить настройки — для этого WP8 не предоставляет встроенных средств, нужно реализовывать логику самому. Впрочем, ничего сложного в этом нет — глобальный синглтон с полями настроек и логикой сохранения/загрузки:
public enum DesiredVideoQuality
{
Auto, // According to screen size
Q240p,
Q360p,
Q480p,
Q720p,
Q1080p
}
public class AppSettings
{
const string ConfigName = "config.json";
public static AppSettings Instance;
public bool LoadPreviews;
public bool SaveHistory;
public int DesiredQuality;
static AppSettings()
{
Instance = new AppSettings();
}
public static void Load()
{
var storage = System.IO.IsolatedStorage.IsolatedStorageFile.GetUserStoreForApplication();
if(storage.FileExists((ConfigName)))
{
StreamReader reader = new StreamReader(storage.OpenFile(ConfigName, FileMode.Open));
string str = "";
while (!reader.EndOfStream)
str += reader.ReadLine();
reader.Close();
Instance = JsonConvert.DeserializeObject<AppSettings>(str);
}
else
{
// Load default settings
Instance.SaveHistory = true;
Instance.LoadPreviews = true;
Instance.DesiredQuality = 0;
}
}
public static void Save()
{
var storage = System.IO.IsolatedStorage.IsolatedStorageFile.GetUserStoreForApplication();
StreamWriter writer = new StreamWriter(storage.CreateFile(ConfigName));
writer.Write(JsonConvert.SerializeObject(Instance));
writer.Close();
}
}
WP предоставляет специальное изолированное хранилище для пользовательских программ — IsolatedStorage, в которое нельзя добраться из остальной системы (без разблокированного загрузчика и режима Mass Storage). Там же можно хранить и конфиги — правда с некоторым API для файлов сильно перемудрили — навязывать распараллеливание чтения обычно маленьких файлов — это совсем уже.
Итак, буквально за сутки разработки у меня получилось реализовать приложение, которое может выводить списки ютуба по региону (тренды/популярное), может искать видео и воспроизводить ролики с различными разрешениями. Кроме того, приложение умеет подгружать превьюшки и имеет собственный раздел истории. Неплохо за 24 часа для программиста, который фактически не имел опыта с платформой UWP/WinRT в прошлом, да?
❯ ВК
Теперь пришло время реализовать клиент ВК! Фактически, ничего сложного в реализации клиента с базовым функционалом нет — это всё такая же «морда» к данным с сервера, к которым добавляется необходимость получать уведомления и реализовывать логику обновления данных.
На этот раз, я решил выбрать API WP8.1: оно гораздо более богатое на возможности и ближе к современному UWP, чем Silverlight из WP8. Так уж сложилось, что API обычного WP8 ближе к WP7 и совместимо с WP8.1 только с помощью специальной прослойки.
Я не ставил целью написать полноценную замену ныне не рабочему официальному клиенту, но я хотел чтобы моё приложение поддерживало базовый функционал:
- Мессенджер: Конечно же, самое важное в нашем клиенте — это мессенджер.
- Музыка: Куда ж без удобной ВК музыки? Её реализация в кастомных клиентах отнюдь несложная, но достаточно костыльная из-за политики ВК в отношении лицензирования аудио. Снова будем идти на хаки, дабы получить работающее приложение!
- Новости: Помимо общения и прослушивания музыки, бывает потребность полистать ленту — дабы узнать новости, или посмотреть свежие мемчики.
Начал я с реализации окна с диалогами и продумывания навигации приложения. WP8.1 всё ещё не имел концепции боковых менюшек, поэтому реализовывать панель навигации пришлось самому. Вместе с ней была реализована верхняя часть, которая содержит в себе заголовок со статусом и анимацию загрузки:
Класс-менеджер для общения с API ВК я решил реализовать по тому же принципу, что и для клиента YouTube: у нас есть два метода на всё-про всё, один сразу десериализовывает ответ в виде объекта Root (для каждого типа ответа — он свой, все они описаны в Data.Packet.Root):
public void RequestMethod<T>(string method, Action<T> onReady, Action<string> onError, string argFormat, params object[] args)
{
string url = string.Format("{0}/method/{1}?access_token={2}&v={3}{4}", APIUrl, method, token, APIVersion, string.Format(argFormat, args));
HttpWebRequest webRequest = WebRequest.CreateHttp(url);
webRequest.Method = "GET";
Log.WriteLine("Requested method {0}", method);
webRequest.BeginGetResponse((IAsyncResult res) =>
{
try
{
Log.WriteLine("Async response");
WebResponse response = webRequest.EndGetResponse(res);
StreamReader reader = new StreamReader(response.GetResponseStream());
string json = reader.ReadToEnd();
Log.WriteLine("Got response");
JObject obj = JObject.Parse(json);
if(obj.Property("error") != null)
{
Log.WriteLine("API error occured: {0} {1}", obj["error"]["error_code"], obj["error"]["error_msg"]);
onError(obj["error"]["error_msg"].ToString());
}
else
{
Log.WriteLine("Deserializing");
T t = JsonConvert.DeserializeObject<T>(json);
if (t != null)
onReady(t);
else
onError("Deserialization failed");
}
}
catch (WebException e)
{
Log.WriteLine("WebException error occured");
onError("WebException: " + e.Message);
}
}, null);
}
До async/await я не дозрел и здесь
Спустя достаточно короткое время, у меня уже была готова подгрузка диалогов:
Реализация обновления во всех разделах одинаковая: есть метод RequestUpdate, который начинает процедуру обновления и получает данные с сервера, а затем ставит в очередь задачу на обновление UI из основного потока с помощью UpdateUI:
private void UpdateUI(Data.Messages.Root root)
{
foreach(Data.Messages.Item item in root.response.items)
{
UI.MessageView msgView = new UI.MessageView();
msgView.SetInfo(item, item.from_id != profile.id);
contentMain.Children.Add(msgView);
}
}
private void RequestUpdate()
{
VKAPI.Instance.RequestMethod<Data.Messages.Root>("messages.getHistory", (Data.Messages.Root root) =>
{
Utils.SubmitOnUiThread(Dispatcher, () =>
{
UpdateUI(root);
});
}, DefaultErrorHandler, "&user_id={0}&count=200", profile.id);
}
И механизма загрузки/отправки сообщений.
В целом, с этим ничего сложного нет, однако теперь самое время разобраться с нотификациями. Пуши я пока-что поднять не смог, вместо них пока что лонгполлинг — достаточно для нотификаций пока приложение находится в фоне, но система со временем «прибивает» неактивные задачи, а сделать «бесконечный» фоновый таск как в Android не выйдет — система очень строго относится к любой фоновой работе.
Пришло время заняться музыкой — вот это действительно важный функционал! Для работы с аудио, я использовал довольно старый, но известный способ, который ВК пока что не пофиксил. Не то чтобы это из вредности, просто сами ВК особо не идут на контакт для интеграции аудио в своё приложение — исключением стали лишь очень крупные клиенты, как Kate Mobile — а значит можно реализовать действительно важные штуки: например, скачивание треков напрямую в музыкальную библиотеку, дабы их можно было послушать оффлайн! Вся работа с музыкой производится через прокси-сервер, поэтому аудио должно быть открыто.
Реализация фонового прослушивания музыки достаточно похожа на другие платформы, но в то же время заметно отличается. Само приложение может воспроизводить звуки с помощью MediaElement или BackgroundMediaPlayer, однако при сворачивании звук будет приостановлен (в отличии от MediaPlayer на Android). Для фонового прослушивания музыки, Microsoft решили сделать отдельный сервис BackgroundMusicPlayer, который запускается при попытке получить доступ к плееру из программы. Общаться с этим сервисом можно через межпроцессные вызовы — RPC и система предоставляет для него API. Вкратце: нам нужно создать фоновую задачу в виде отдельного модуля WinRT, который будет получать RPC-посылки от Foreground приложения и если нужно — отсылать ответы обратно. Ничего сложного!
private void OnReceiveMessage(object sender, MediaPlayerDataReceivedEventArgs e)
{
string method = (string)e.Data["method"];
switch (method)
{
case "play":
string url = (string)e.Data["url"];
BeginPlay(url);
break;
case "info":
string track = (string)e.Data["title"];
string artist = (string)e.Data["artist"];
UpdateSMTC(track, artist);
break;
case "pause":
BackgroundMediaPlayer.Current.Pause();
break;
}
}
Отдельного внимания заслуживает механизм скачивания музыки в библиотеку. В WP, программы не могут просто так «вторгнуться» в личное пространство пользователя — им обязательно нужны разрешения. Но это ладно, запросить разрешение — совсем не проблема. Зато настоящая проблема — ПОЛНОСТЬЮ асинхронный API. Захотел найти дескриптор файла в ФС — асинхронно, захотел его открыть — снова асинхронно. Поскольку у меня вся работа по скачиванию ведется в отдельном воркере и я не боюсь за дедлоки, пришлось лепить костыли с Task.Wait()
HttpWebResponse response = (HttpWebResponse)webReq.EndGetResponse(res);
System.IO.Stream stream = response.GetResponseStream();
byte[] buffer = new byte[response.ContentLength + 128]; // 128 - ID3v1 length
int ptr = 0;
while(ptr < response.ContentLength)
{
int len = 4096;
if (response.ContentLength - ptr < 4096)
len = (int)response.ContentLength - ptr;
ptr += stream.Read(buffer, ptr, len);
onProgress(ptr / response.ContentLength);
}
А ещё ВК возвращает mp3 без ID3-тегов, поэтому мне пришлось вручную их дописывать, дабы музыка в плеере удобно сортировалась:
Utils.ID3Tag.Fill(desc.artist, desc.title, "Неизвестен").CopyTo(buffer, (int)response.ContentLength);
Кроме того, дабы иметь возможность управлять музыкой из других приложений и экрана блокировки, Microsoft предоставляет т.н интерфейс SMTC — общий оверлей окна регулировки громкости, который позволяет управлять воспроизведением музыки. Его реализация простая до жути — просто включаем нужные кнопки (IsPlayEnabled, IsPauseEnabled и.т.п), добавляем обработчик события нажатия кнопки и обновляем информацию и обложку с помощью DisplayUpdater.
❯ Заключение
Вот таким образом, буквально за несколько дней мы реализовали клиенты нужных нам приложений с базовым функционалом. Разработка клиента YT заняла ровно сутки, разработка клиента ВК — двое суток. Но можно ли всем этим добром по настоящему пользоваться и как оно работает на настоящем устройстве? Смотрите ниже:
Весьма достойно, да? Ещё до публикации статьи, я выложил клиент YT на 4pda и в профильный Telegram-чатик — люди благодарны и действительно довольны. Только в англоязычном чате о WP8.1 (не вклюая WM10 и WP7/WP8) более 2х тысяч человек! Так что да, девайсы прошлых лет действительно нужны достаточно большому числу пользователей.
Ну а разработка клиентов для меня была эдаким челленджом — пилить что-то полезное под новым API всегда интересно, дак ещё и сами девайсы очень крутые с точки зрения UX и скорости работы. А вы как считаете? Жду ваше мнение в комментариях!
Возможно, захочется почитать и это:
- ➤ bada — незаслуженно забытая платформа. Какой была «iOS» от Samsung?
- ➤ Видеокарта VGA для микроконтроллера
- ➤ Запускаем матричный принтер от старого банковского терминала
- ➤ SSO (Прошивка и настройка Cisco Catalyst коммутаторов, с привязкой к RADIUS NPS)
- ➤ Как, откуда и зачем появился Bioshock 2
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Это нужный проект?
58.99% Да! Windows Phone должен жить, пусть и силами сторонних разработчиков. Их производительность не сильно уступает современным девайсам!164
26.26% Да, но уровня официальных приложений на чистом энтузиазме всё равно не достичь, так что это всё и останется колхозными поделками.73
14.75% Когда коту нечего делать…41
Проголосовали 278 пользователей. Воздержались 25 пользователей.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Вам нравятся статьи из рубрики «сам себе экосистема»?
97.22% Конечно нравятся! Чуть ли не уникальный контент!245
Проголосовали 252 пользователя. Воздержались 24 пользователя.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
У вас есть устройство на Windows Phone?
6.19% Есть и активно пользуюсь!21
5.9% Есть или был, слез с него недавно.20
46.9% Есть или был, но уже давно не пользуюсь.159
22.42% Неа, но хотел купить.76
18.58% Неа и никогда не хотел.63
Проголосовали 339 пользователей. Воздержались 18 пользователей.