Универсальный формат векторных графических файлов для windows приложений

Вопросы занятия:

·                   
растровые
изображения;

·                   
векторным
изображением;

·                   
фрактальная
графика;

·                   
формат
графического файла.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что особое место
в работе с изображениями занимает компьютерная графика, т.е. графика, которая
обрабатывается и отображается средствами вычислительной техники.

Компьютеры уже достаточно давно вошли в нашу жизнь.
Они изменили мир и возможности человека, и с каждым днём стремящихся рисовать
все больше и больше привлекает компьютер.

Изображения, которые создаются на компьютере можно представлять
в движении или в покое. Главным достоинство компьютерной графики является то,
что можно видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно вносить
исправления.

Настоящий дизайнер немыслим без художественного
образования, он должен прекрасно владеть техникой рисунка, то есть материалами
и инструментами (например, карандаш, уголь) и способами их использования для
изображения и художественного выражения. Также должен владеть техниками графики
(уметь использовать акварель, гуашь, карандаш, тушь), техниками живописи
(гуашь, акварель, темпера, акрил, масло).

А как вы думаете, можно ли в современном мире
используя компьютер, знания и умения работы с компьютером стать художником или дизайнером,
не обладая особым талантом?

Любой, самый обычный человек, может превратить
компьютер в исполнительный механизм воплощения своей художественной мысли — той
самой, которую он не может воплотить на бумаге.

Представьте, какие чудесные возможности предоставляет
нам современный компьютер.

Как вы помните компьютерная графика — это
изображения, подготовленные при помощи компьютера. Компьютер может обрабатывать
информацию, представленную только в цифровой форме. Значит, изображение надо представить
в цифровой форме. Наиболее распространены два способа представления
изображений: растровый и векторный. Существует ещё фрактальный способ представления
графических изображений.

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели один из
способов получения графических изображений. С помощью сканера. Давайте немного
вспомним. Итак, сканер сначала делит всю картинку на квадратики. Каждый такой
квадратик станет пикселем цифрового изображения. Затем сканер освещает каждую
строчку изображения специальной лампой и оценивает цвет каждого квадратика.
Получает по три числа на каждый пиксель, то есть оценивает сколько в каждом
квадратике красного, зелёного и синего цветов, и передаёт полученную информацию
в память компьютера. В памяти компьютера образуется цифровое изображение. Затем
эти числа переписываются из основной памяти в видеопамять и на мониторе
появляется картинка.

Разные сканеры разбивают картинку на разное число
пикселей. Размеры пикселя зависят от разрешающей способности сканера, которая
обычно выражается в dpi (что означает — точек на дюйм) и задаётся парой чисел
(например, 600 х 1200 dpi). Первое число — это количество пикселей, которые
могут быть выделены сканером в строке изображения длиной в 1 дюйм. Второе число
— количество строк, на которые может быть разбита полоска изображения высотой в
1 дюйм.

Такой способ хранения изображений в компьютере, то
есть когда изображение хранится по точкам, которые называются пикселями, точно,
как мозаика, называется растровым.

Слово растровый происходит от латинского Раструм –
решётка.

Рассмотрим второй способ хранения изображений.

Давайте вместе рассмотрим рисунок. На нем изображено
яблоко. Как вы думаете, много ли нужно места в памяти компьютера чтобы хранить
этот рисунок? Если посчитать пиксели, из которых он состоит, то получится
огромное число. Соответственно и места в памяти компьютера понадобилось бы
очень много. Давайте посмотрим, как художник рисовал эту картинку. Пока
создавалось яблоко, компьютер запоминал как нужно рисовать это яблоко.

То есть в памяти компьютера можно сохранить не только
картинку, которую нарисовал художник, но и последовательность команд, на
специальном компьютерном языке. Для простого рисунка список команд будет не
большой, следовательно, и места в памяти компьютера понадобится не много.  

Когда мы захотим посмотреть полученную картинку,
компьютер мгновенно её нарисует. Это произойдёт настолько быстро, что мы этого
даже не заметим.

Изображения, которые хранятся в памяти компьютера в
виде последовательности команд называются векторными.

То есть каждая из этих фигур в векторной графике может
быть описана математически: отрезки и прямоугольники — координатами своих
вершин, окружности — координатами центров и радиусами. Кроме того, можно задать
толщину и цвет линий, цвет заполнения и другие свойства геометрических фигур. В
векторной графике изображения формируются на основе таких наборов данных (векторов),
описывающих графические объекты, и формул их построения. При сохранении
векторного изображения в память компьютера заносится информация о простейших
геометрических объектах, его составляющих.

Как вы думаете, какие изображения лучше?

Точно ответить на данный вопрос нельзя. Так как у
каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Растровое представление графики обычно используются
для изображений фотографического типа с большим количеством деталей и оттенков.
Однако при увеличении таких картинок ухудшает их качество.

Векторная графика удобна для рисунков, которые не
нуждаются в фотореализме. Масштабирование векторной графики происходит без
потери качества. В векторном виде хранят многие шрифты, логотипы, карты,
которые часто приходится увеличивать и уменьшать.

В векторном виде хранятся только небольшие картинки.
Если мы сохраним растровую фотографию в векторном виде, то получим уже не
фотографию. Да и количество команд, для этого изображения будет огромным и
займёт места в памяти компьютера гораздо больше чем растровое.

Теперь разберёмся с вопросом какая графика называется
фрактальной.

Фрактальная графика, как и векторная, основана на
математических вычислениях. Но, в отличие от векторной графики, в памяти
компьютера хранятся не описания геометрических фигур, составляющих изображение,
а сама математическая формула (уравнение), по которой строится изображение.
Фрактальные изображения разнообразны и причудливы.

Итак, мы уже знаем, что в компьютере изображения можно
хранить в растровой и векторной форме. Давайте выясним, какие форматы
графических файлов определяют способ хранения информации в файле.

Как мы уже выяснили различают растровые и векторные
форматы графических файлов, среди которых есть универсальные графические
форматы и собственные форматы графических приложений.

Рассмотрим некоторые форматы графических файлов более
подробно.

BMP — универсальный формат растровых графических
файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается
многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется
для хранения и обмена данными с другими приложениями. Изображения сохранённые в
этом формате занимают большой объём памяти, так как в них на хранение
информации о увете каждого пикселя отводится 24 бита.

GIF — универсальный формат растровых графических
файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем.
Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путём
(диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным
количеством цветов (до 256) то есть занимают небольшой информационный объем. Что
очень важно для размещения графических изображений на Web-страницах в
Интернете.

JPEG — универсальный формат растровых графических
файлов. Поддерживается приложениями для различных операционных систем.
Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в
Интернете.

WMF — универсальный формат векторных графических
файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических
изображений Microsoft Clip Gallery.

EPS — универсальный формат, который позволяет хранить
информацию как в растровой, так и в векторной форме. Он поддерживается
программами для различных операционных систем. Рекомендуется для печати и
создания иллюстраций в настольных издательских системах.

С собственными форматами мы с вами познакомимся в
процессе работы с графическими изображениями.

Перейдём к практической части урока.

Рассмотрим следующую задачу. Растровое изображение
занимает в памяти компьютера 8 килобайт. Размер данного изображения 256 на 256
пикселей. Нужно определить максимально возможное число цветов в палитре
изображения.

Пришло время подвести итоги нашего урока.

Растровые изображения
— это картинки, состоящие из большого количества цветных точек (пикселей).

Векторным изображением
в компьютерной графике принято называть совокупность более сложных и
разнообразных геометрических объектов.

Фрактальная графика
– это совокупность геометрических фигур, обладающих свойством самоподобия, то
есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре
целиком.

Формат графического файла
— это способ представления графических данных на внешнем носителе. Различают
растровые и векторные форматы графических файлов, среди которых, выделяют
универсальные графические форматы и собственные (оригинальные) форматы
графических приложений.

Курс профессиональной переподготовки

  • Сейчас обучается

    25 человек

    из

    9 регионов
  • Этот курс уже прошли
    13 человек

Курс профессиональной переподготовки

  • Сейчас обучается

    60 человек

    из

    28 регионов
  • Этот курс уже прошли
    90 человек

Курс профессиональной переподготовки

  • Сейчас обучается

    46 человек

    из

    20 регионов
  • Этот курс уже прошли
    40 человек

Курс повышения квалификации

  • Сейчас обучается

    71 человек

    из

    32 регионов
  • Этот курс уже прошли
    313 человек

Смотреть ещё
5 784 курса

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Виды
    компьютерной графики.

    Основные графические форматы.

  • 2 слайд

    Форматы графических файлов.
    Существует 2 вида компьютерной графики:
    растровая и векторная.
    2D графика
    3D графика

  • 3 слайд

    Форматы графических файлов.
    Формат графического файла — способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форма хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

    Растровые форматы
    В файлах растровых форматов запоминаются:
    • размер изображения — количество видеопикселей в рисунке по горизонтали и вертикали
    • битовая глубина — число битов, используемых для хранения цвета одного видеопикселя
    • данные, описывающие рисунок (цвет каждого видеопикселя рисунка), а также некоторая дополнительная информация.

  • 4 слайд

    Растровая графика
    Формат графического файла – это способ представления и расположения графических данных на внешнем носителе.
    Пиксель – это…
    наименьший элемент изображения на мониторе (видеопиксель)
    отдельный элемент растрового изображения (пиксель)
    точка изображения, напечатанного на принтере (точка)
    Файл растрового формата – это мозаика из очень мелких элементов – пикселей. Растровый рисунок похож на клетчатую бумагу, на которой каждая клеточка закрашена определенным цветом.
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  • 5 слайд

    Растровое изображение

  • 6 слайд

    Растровая графика
    Формат графического файла – это способ представления и расположения графических данных на внешнем носителе.
    Растровые форматы
    BMP (Windows Device Independent Bitmap)
    IMG (Digital Research GEM Bitmap)
    PCX (Z-Soft PaintBrush)
    TIFF (Tagged Image File Format)
    GIF (Grafic Interchange Format)
    JPEG (Joint Photographic Experts Group)
    PNG (Paint Network Graphics)

  • 7 слайд

    BMP − родной формат Windows. Он поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под управлением этой операционной системы. Использование BMP не для нужд Windows является достаточно распространенной ошибкой.
    TIFF, TIF − аппаратно независимый формат TIFF, один из самых распространенных и надежных на сегодняшний день, его поддерживают практически все программы на PC и Macintosh так или иначе связанные с графикой. Ему доступен весь диапазон цветовых моделей.
    TIFF может содержать обтравочные контуры, альфа-каналы (прозрачность), слои, другие дополнительные данные. В формате TIFF есть возможность сохранения с применением нескольких видов сжатия: JPEG, ZIP, но, как правило используется только LZW-компрессия.

  • 8 слайд

    GIF −независящий от аппаратного обеспечения формат. Поддерживает цветовую палитру 256 цветов, прозрачность, анимацию. GIF использует LZW-компрессию, что позволяет неплохо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (логотипы, надписи, схемы).

    JPEG (JPG)− Данный формат хорошо подходит для небольших фотореалистических полноцветных изображений, полученных с помощью цифровой камеры. JPEG’oм называется не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов, а на разнице между пикселями. Чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. JPEG’ом лучше сжимаются растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы. Формат файла JPG имеет глубину цвета в 24 бит (16,7 млн цветов).

    Форматы, используемые в сети Интернет.

  • 9 слайд

    PNG — Portable Network Graphic (PNG) — формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF (прозрачность, но подобно JPEG использует очень большую палитру цветов. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем.
    Форматы, используемые в сети Интернет.

  • 10 слайд

    Формат PCX — не столь популярный аналог BMP, хотя поддерживается специфическими графическими редакторами, такими как Adobe Photoshop, Corel Draw, GIMP и др. В настоящее время вытеснен форматами, которые поддерживают лучшее сжатие: GIF, JPEG и PNG.
    PCX — аппаратно-зависимый формат. Предназначается для хранения информации в файле в таком же виде, как и в видеоплате.

  • 11 слайд

    Растровая графика
    Достоинства
    растровая графика эффективно представляет изображения фотографического качества.
    растровые рисунки могут быть легко распечатаны на принтере
    Недостатки
    для хранения растровых изображений требуется большой объём памяти
    растровые изображения допускают очень ограниченные возможности при масштабировании, вращении и других преобразований

  • 12 слайд

    Разрешение и глубина растровых файлов.
    Пиксель, как и все данные в компьютере, несет в себе определенную информацию (в данном случае о цвете), выражаемую в битах.
    Чем большим количеством бит описывается пиксель, тем больше информации он может в себе нести.

    RGB – 3 * 8 бит (1 цвет) = 24 бит – глубина
    CMYK – 4*8 бит = 32 бита
    Черно-белое – 1 бит (0 – черный, 1- белый )
    Оттенки серого – 8 бит

    Это обозначается понятием «битовая глубина». Битовую глубину изображения часто называют цветовой разрешающей способностью.

  • 13 слайд

    Разрешение и глубина растровых файлов.
     Разрешающая способность монитора – количество пикселей на экране.
    Разрешение монитора не связано с разрешением растрового изображения!

     Если разрешение изображения больше, чем разрешение монитора, то изображение кажется больше, чем есть на самом деле.
    Чем выше количество точек на дюйм – тем выше качество печати.

    В полиграфии для печати форматов до А3 принтеры — разрешение от 300 dpi. В компьютере (презентация, сайт) достаточно разрешения монитора – 96 dpi.

    Объём файла точечной графики однозначно определяется произведением площади изображения на разрешение и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности).

  • 14 слайд

    Пример векторного изображения:
    Векторная графика
    Формат графического файла – это способ представления и расположения графических данных на внешнем носителе.
    Примеры векторных команд:
    Установить X, Y
    Линия к X1, Y1
    Окружность X, Y <радиус>
    Эллипс X1, Y1, X2, Y2
    Прямоугольник X1, Y1, X2, Y2
    Цвет рисования <цвет>
    Цвет закраски <цвет>
    Закрасить X, Y, <цвет границы>
    Векторные величины
    Файлы векторного формата содержат описания рисунков в виде набора команд для построения простейших геометрических объектов (линий, окружностей, прямоугольников, дуг и т.д.)

  • 15 слайд

    сохранение рисунков в различных графических форматах
    графические эффекты (объём, перспектива, фигурная обрезка и др.)
    формирование заливок из большого количества цветов, выбор текстур.
    работа с объектами (создание, удаление, перемещение, масштабирование, зеркальное отражение)
    упорядочивание, объединение, пересечение объектов
    Разнообразные методы работы с кривыми Безье
    Различные способы оформления текстов
    Возможности векторной графики

  • 16 слайд

    Примеры векторных изображений:
    Векторная графика
    Достоинства
    векторные изображения занимают относительно небольшой объём памяти
    векторные изображения можно легко масштабировать без потери качества и редактировать любой их элемент, не затрагивая другие
    Недостатки
    векторная графика не позволяет получать фотореалистичные изображения (лица)
    нет возможности аппаратного ввода векторных рисунков в ПК

  • 17 слайд

    WMF (Windows Metafile)
    EPS (Encapsulated PostScript)
    DXF (Drawing Interchange Format)
    CGM (Computer Graphics Metafile)
    CDR (Corel Draw)
    AI (Adobe Illustrator)
    SVG (Scalabe Vector Graphics)

    Форматы векторной графики

  • 18 слайд

    SVG позволяет объединить в одном формате текст, графику, анимацию и интерактивные компоненты и базируется на трех типах графических изображений: векторных формах, рисунках и тексте. Формы, как это принято в векторной графике, представлены либо прямолинейными и криволинейными контурами, либо графическими примитивами (прямоугольниками, эллипсами и др.), а рисунки представляют собой импортированные растровые изображения.

    WMF — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

    EMF – расширенный метафайл Windows.
    Форматы векторной графики

  • 19 слайд

    CDR — формат популярного векторного редактора CorelDraw. Свою популярность и распространение пакет получил благодаря кажущейся простоте использования и интерактивным спецэффектам (линзам, прозрачностям, нестандартным градиентам и т.д.). Плохо читается другими программами обработки векторной графики.

    CCX — формат векторной графики от компании Corel. Кроме CorelDraw ничем не поддерживается. Для полиграфии и Интернета непригоден. К преимуществам можно отнести лишь небольшой объем файлов, сохраненных в этом формате и наличие множества отличных клипартов.
    Форматы векторной графики

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

7 307 229 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

Другие материалы

  • 12.09.2015
  • 1642
  • 6
  • 12.09.2015
  • 637
  • 0
  • 12.09.2015
  • 762
  • 0
  • 12.09.2015
  • 1269
  • 9
  • 12.09.2015
  • 2806
  • 7
  • 12.09.2015
  • 830
  • 1
  • 12.09.2015
  • 3974
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Введение в программирование на языке С (СИ)»

  • Курс повышения квалификации «Использование компьютерных технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Облачные технологии в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по формированию медиаграмотности и повышению уровня информационных компетенций всех участников образовательного процесса»

  • Курс повышения квалификации «Применение интерактивных образовательных платформ на примере платформы Moodle»

  • Курс повышения квалификации «Развитие информационно-коммуникационных компетенций учителя в процессе внедрения ФГОС: работа в Московской электронной школе»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Векторные графические форматы файлов

ai
Векторный формат файлов, создаваемых программой Adobe Illustrator. У Adobe Illustrator большое число версий — Adobe Illustrator 3, Adobe Illustrator 4, Adobe Illustrator 5 и т.д. Формат ai каждой новой версии несовместим с более старыми версиями, что означает, например, файл, сохраненный в версии Adobe Illustrator 9 может быть открыт в более новой версии программы (Adobe Illustrator 10, CS, CS2 и т.д.), но не может быть открыт в более старой версии программы (Adobe Illustrator 8, 7, 6 и т.д.), хотя с версии Adobe Illustrator 10 поддерживается возможность импорта файлов более новых версий. Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков, но по ряду параметров плохо совместим с другими программами (например, различные эффекты Adobe Illustrator и градиентная заливка могут не передаваться в другие форматы).

cdr
Векторный формат файлов, создаваемых программой CorelDraw. У CorelDraw большое число версий — CorelDraw 3, CorelDraw 4, CorelDraw 5 и т.д. Формат cdr каждой новой версии несовместим с более старыми версиями, что означает, например, файл, сохраненный в версии CorelDraw 9 может быть открыт в более новой версии программы (CorelDraw 10, 11, 12 и т.д.), но не может быть открыт в более старой версии программы (CorelDraw 8, 7, 6 и т.д.). Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков, но по ряду параметров плохо совместим с другими программами (например, различные эффекты CorelDraw и градиентная заливка могут не передаваться в другие форматы).

cmx
Corel Presentation Exchange — формат графических программ корпорации Corel, предназначенный для передачи рисунков между разными программами. Формат поддерживается, начиная с версии CorelDraw 6.

eps
Относительно универсальный векторный формат файлов, поддерживаемый большинством векторных редакторов — CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand и различными узкоспециализированными программами (для плоттерной резки, гравировки, выжигания на дереве и т.д.). Формат имеет много версий и, к сожалению, каждая программа поддерживает его только до опеределенной версии (например, CorelDraw поддерживает только версии до EPS 7). Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков.

fla, fh
Исходные Flash-файлы, создаются в Adobe Flash (бывш. Macromedia Flash).

svg
Сокращение от англ. Scalable Vector Graphics. Является открытым стандартом, т.е. в отличие от большинства других форматов, SVG не является чьей-либо собственностью. Это основанный на XML язык разметки, предназначенный для описания двухмерной векторной графики. Формат поддерживается многими веб-браузерами и может быть использован при оформлении веб-страниц. К сожалению, формат не обеспечивается высокого качества в отношении сложных рисунков и имеет ограничения по сфере своего использования.

swf
Flash-формат, который может просматриваются с помощью Flash Player, устанавливамый как plugin в браузер.

wmf
Windows Metafile — графический формат файла в системе Microsoft Windows. Универсальный векторный формат, поддерживаемый большинством векторных редакторов. К сожалению, формат не обеспечивает высокое качество для сложных рисунков и имеет очень ограниченное число поддерживаемых эффектов, поэтому для профессионального использования не подходит и используется преимущественно частными пользователями. Формат поддерживается рядом веб-браузеров и может быть использован при оформлении веб-страниц.

Каркасная баня под ключ проекты и цены. номер на час Киевский вокзал

Новости и события в области векторной графики:

Вышел CorelDraw Graphics Suite X4 / 24.01.2008

Векторные редаторы для российских школ / 21.01.2008

Вышел CorelDRAW Graphics Suite X3 Service Pack 2 / 19.09.2007

» Все новости

Закажите диплом нового образца тут и получите скидку в нашем магазине. видео подборки

Цели.


  1. Проверить знания учащихся по теме
    “Компьютерная графика”.
  2. Помочь учащимся получить представление о
    понятии формата графического файла, некоторых
    видах форматов;
  3. Воспитание информационной культуры учащихся,
    внимательности, аккуратности,
    дисциплинированности, усидчивости;
  4. Развитие познавательных интересов, умения
    конспектировать.

Ход урока


  1. Оргмомент.
  2. Проверка выполнения творческих домашних
    заданий.
  3. Проверочная работа по изученному материалу.
  4. Новый материал – лекция.
  5. Практическая работа в растровом графическом
    редакторе Paint.
  6. Дополнительно: Лабораторная работа в векторном
    графическом редакторе, встроенном в текстовый
    процессор MS Office Word.
  7. Итоги урока и домашнее задание.

Этап 2.

Выслушать ответы учащихся, прокомментировать.

Этап 3.

1 Что является основным элементом
растровой графики?
точка
2 Какой вид изображений легко
поддается масштабированию?
векторные изображения
3 Что является основным элементом
векторной графики?
линия
4 Что наблюдается при увеличении
растрового изображения?
эффект пикселизации
5 Какая цветовая модель
используется для подготовки печатных
изображений?
CMYK
6 Какая цветовая модель
используется для подготовки экранных
изображений?
RGB
7 Как называется цветовая модель,
которая включает компоненты оттенка,
насыщенности и яркости изображения?
HSB
8 Редактором какого типа
изображений является ADOBE PHOTOSHOP?
растровых изображений
9 В чем заключается недостаток
векторных изображений?
в сложности работы с ними
10 Как называется часть интерфейса
растрового графического редактора, в которой
объединяется все необходимое для создания и
редактирования изображений?
панель инструментов
11 Инструменты рисования объектов,
редактирования рисунка, выделяющие,
масштабирующие инструменты. Какой из основных
видов инструментов не назван?
текстовые инструменты
12 Какие основные операции можно
производить над фрагментом рисунка после
применения выделяющих инструментов?
копирование, перемещение,
изменение размера, поворот, удаление

Этап 4.

Лекция “Форматы графических файлов”

Форматы графических файлов определяют:


  • способ хранения информации в файле (растровый
    или векторный);
  • форму хранения информации (используемый
    алгоритм сжатия).

Некоторые форматы графических файлов являются
универсальными, так как могут быть обработаны
большинством графических редакторов. Некоторые
программы обработки изображений используют
оригинальные форматы, которые распознаются
только самой создающей программой.

Некоторые форматы, с которыми вы хорошо
знакомы:

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат
растровых графических файлов, используется в
графическом редакторе Paint.

Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых
графических файлов. Включает алгоритм сжатия без
потерь информации. Рекомендуется для хранения
изображений с ограниченным количеством цветов.
Используется для размещения графических
изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых
графических файлов, который реализует
эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для
отсканированных фотографий и иллюстраций.
Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла
в десятки раз, однако приводит к необратимой
потере части информации. Используется для
размещения графических изображений на
Web-страницах в Интернете.

Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат
векторных графических файлов для
Windows-приложений. Используется для хранения
коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

Этап 5.

Задание: используя инструменты ГР Paint, создать
предложенное изображение и раскрасить его
(распечатка рисунка “Художник”). Готовое
изображение сохранить.

Этап 6.

Дополнительное задание: используя инструменты
ВГР, создать изображение в соответствии с
известным стихотворением: Точка, точка, запятая
– вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик –
вот и вышел человечек.

Этап 7.

Итоги урока. Домашнее задание: Учить теорию,
готовиться к самостоятельной работе.
Индивидуально: подготовить краткое сообщения о
разных форматах графических файлов.

Информация и ее кодирование

Различные подходы к определению понятия «информация». Виды информационных

процессов. Информационный аспект в деятельности человека

Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение, набор сведений) — базовое понятие в информатике, которому нельзя дать строгого определения, а можно только пояснить:

  • информация — это новые факты, новые знания;
  • информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые повышают уровень осведомленности человека;
  • информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые уменьшают степень неопределенности знаний об этих объектах или явлениях при принятии определенных решений.

Понятие «информация» является общенаучным, т. е. используется в различных науках: физике, биологии, кибернетике, информатике и др. При этом в каждой науке данное понятие связано с различными системами понятий. Так, в физике информация рассматривается как антиэнтропия (мера упорядоченности и сложности системы). В биологии понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов, а также с исследованиями механизмов наследственности. В кибернетике понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах.

Основными социально значимыми свойствами информации являются:

  • полезность;
  • доступность (понятность);
  • актуальность;
  • полнота;
  • достоверность;
  • адекватность.

В человеческом обществе непрерывно протекают информационные процессы: люди воспринимают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, осмысливают ее и принимают определенные решения, которые, воплощаясь в реальные действия, воздействуют на окружающий мир.

Информационный процесс — это процесс сбора (приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Сбор информации — это процесс поиска и отбора необходимых сообщений из разных источников (работа со специальной литературой, справочниками; проведение экспериментов; наблюдения; опрос, анкетирование; поиск в информационно-справочных сетях и системах и т. д.).

Передача информации — это процесс перемещения сообщений от источника к приемнику по каналу передачи. Информация передается в форме сигналов — звуковых, световых, ультразвуковых, электрических, текстовых, графических и др. Каналами передачи могут быть воздушное пространство, электрические и оптоволоконные кабели, отдельные люди, нервные клетки человека и т. д.

Хранение информации — это процесс фиксирования сообщений на материальном носителе. Сейчас для хранения информации используются бумага, деревянные, тканевые, металлические и другие поверхности, кино- и фотопленки, магнитные ленты, магнитные и лазерные диски, флэш-карты и др.

Обработка информации — это процесс получения новых сообщений из имеющихся. Обработка информации является одним из основных способов увеличения ее количества. В результате обработки из сообщения одного вида можно получить сообщения других видов.

Защита информации — это процесс создания условий, которые не допускают случайной потери, повреждения, изменения информации или несанкционированного доступа к ней. Способами защиты информации являются создание ее резервных копий, хранение в защищенном помещении, предоставление пользователям соответствующих прав доступа к информации, шифрование сообщений и др.

Язык как способ представления и передачи информации

Для того чтобы сохранить информацию и передать ее, с давних времен использовались знаки.

В зависимости от способа восприятия знаки делятся на:

  • зрительные (буквы и цифры, математические знаки, музыкальные ноты, дорожные знаки и др.);
  • слуховые (устная речь, звонки, сирены, гудки и др.);
  • осязательные (азбука Брайля для слепых, жесты-касания и др.);
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Для долговременного хранения знаки записывают на носители информации.

Для передачи информации используются знаки в виде сигналов (световые сигналы светофора, звуковой сигнал школьного звонка и т. д.).

По способу связи между формой и значением знаки делятся на:

  • иконические — их форма похожа на отображаемый объект (например, значок папки «Мой компьютер» на «Рабочем столе» компьютера);
  • символы — связь между их формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению (например, буквы, математические символы ∫, ≤, ⊆, ∞; символы химических элементов).

Для представления информации используются знаковые системы, которые называются языками. Основу любого языка составляет алфавит — набор символов, из которых формируется сообщение, и набор правил выполнения операций над символами.

Языки делятся на:

  • естественные (разговорные) — русский, английский, немецкий и др.;
  • формальные — встречающиеся в специальных областях человеческой деятельности (например, язык алгебры, языки программирования, электрических схем и др.)

Системы счисления также можно рассматривать как формальные языки. Так, десятичная система счисления — это язык, алфавит которого состоит из десяти цифр 0..9, двоичная система счисления — язык, алфавит которого состоит из двух цифр — 0 и 1.

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный

Единицей измерения количества информации является бит. 1 бит — это количество информации, содержащейся в сообщении, которое вдвое уменьшает неопределенность знаний о чем-либо.

Связь между количеством возможных событий N и количеством информации I определяется формулой Хартли:

N = 2I.

Например, пусть шарик находится в одной из четырех коробок. Таким образом, имеется четыре равновероятных события (N = 4). Тогда по формуле Хартли 4 = 2I. Отсюда I = 2. То есть сообщение о том, в какой именно коробке находится шарик, содержит 2 бита информации.

Алфавитный подход

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают ее как последовательность знаков определенной знаковой системы. Набор символов языка (алфавит) можно рассматривать как различные возможные события. Тогда, если считать, что появление символов в сообщении равновероятно, по формуле Хартли можно рассчитать, какое количество информации несет каждый символ:

I = log2 N.

Например, в русском языке 32 буквы (буква ё обычно не используется), т. е. количество событий будет равно 32. Тогда информационный объем одного символа будет равен:

I = log2 32 = 5 битов.

Если N не является целой степенью 2, то число log2N не является целым числом, и для I надо выполнять округление в большую сторону. При решении задач в таком случае I можно найти как log2N’, где N′ — ближайшая к N степень двойки — такая, что N′ > N.

Например, в английском языке 26 букв. Информационный объем одного символа можно найти так:

N = 26; N’ = 32; I = log2N’ = log2(25) = 5 битов.

Если количество символов алфавита равно N, а количество символов в записи сообщения равно М, то информационный объем данного сообщения вычисляется по формуле:

I = M · log2N.

Примеры решения задач

Пример 1. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в одном из двух состояний («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 50 различных сигналов?

Решение. С помощью n лампочек, каждая из которых может находиться в одном из двух состояний, можно закодировать 2n сигналов. 25 < 50 < 26, поэтому пяти лампочек недостаточно, а шести хватит.

Ответ: 6.

Пример 2. Метеорологическая станция ведет наблюдения за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100, которое записывается при помощи минимально возможного количества битов. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

Решение. В данном случае алфавитом является множество целых чисел от 0 до 100. Всего таких значений 101. Поэтому информационный объем результатов одного измерения I = log2101. Это значение не будет целочисленным. Заменим число 101 ближайшей к нему степенью двойки, большей 101. Это число 128 = 27. Принимаем для одного измерения I = log2128 = 7 битов. Для 80 измерений общий информационный объем равен:

80 · 7 = 560 битов = 70 байтов.

Ответ: 70 байтов.

Вероятностный подход

Вероятностный подход к измерению количества информации применяют, когда возможные события имеют различные вероятности реализации. В этом случае количество информации определяют по формуле Шеннона:

$I=-∑↙{i=1}↖{N}p_ilog_2p_i$,

где $I$ — количество информации;

$N$ — количество возможных событий;

$p_i$ — вероятность $i$-го события.

Например, пусть при бросании несимметричной четырехгранной пирамидки вероятности отдельных событий будут равны:

$p_1={1}/{2}, p_2={1}/{4}, p_3={1}/{8}, p_4={1}/{8}$.

Тогда количество информации, которое будет получено после реализации одного из них, можно вычислить по формуле Шеннона:

$I=-({1}/{2}·log_2{1}/{2}+{1}/{4}·log_2{1}/{4}+{1}/{8}·log_2{1}/{8}+{1}/{8}·log_2{1}/{8})={14}/{8}$ битов $= 1.75 $бита.

Единицы измерения количества информации

Наименьшей единицей информации является бит (англ. binary digit (bit) — двоичная единица информации).

Бит — это количество информации, необходимое для однозначного определения одного из двух равновероятных событий. Например, один бит информации получает человек, когда он узнает, опаздывает с прибытием нужный ему поезд или нет, был ночью мороз или нет, присутствует на лекции студент Иванов или нет и т. д.

В информатике принято рассматривать последовательности длиной 8 битов. Такая последовательность называется байтом.

Производные единицы измерения количества информации:

1 байт = 8 битов

1 килобайт (Кб) = 1024 байта = 210 байтов

1 мегабайт (Мб) = 1024 килобайта = 220 байтов

1 гигабайт (Гб) = 1024 мегабайта = 230 байтов

1 терабайт (Тб) = 1024 гигабайта = 240 байтов

Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче

Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал.

Сигнал — это материально-энергетическая форма представления информации. Другими словами, сигнал — это переносчик информации, один или несколько параметров которого, изменяясь, отображают сообщение. Сигналы могут быть аналоговыми (непрерывными) или дискретными (импульсными).

Сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

Примеры решения задач

Пример 1. Для кодирования букв А, З, Р, О используются двухразрядные двоичные числа 00, 01, 10, 11 соответственно. Этим способом закодировали слово РОЗА и результат записали шестнадцатеричным кодом. Указать полученное число.

Решение. Запишем последовательность кодов для каждого символа слова РОЗА: 10 11 01 00. Если рассматривать полученную последовательность как двоичное число, то в шестнадцатеричном коде оно будет равно: 1011 01002 = В416.

Ответ: В416.

Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи

Прием/передача информации может происходить с разной скоростью. Количество информации, передаваемое за единицу времени, есть скорость передачи информации, или скорость информационного потока.

Скорость выражается в битах в секунду (бит/с) и кратных им Кбит/с и Мбит/с, а также в байтах в секунду (байт/с) и кратных им Кбайт/с и Мбайт/с.

Максимальная скорость передачи информации по каналу связи называется пропускной способностью канала.

Примеры решения задач

Пример 1. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах.

Решение. Размер файла можно вычислить, если умножить скорость передачи информации на время передачи. Выразим время в секундах: 3 мин = 3 ⋅ 60 = 180 с. Выразим скорость в килобайтах в секунду: 256000 бит/с = 256000 : 8 : 1024 Кбайт/с. При вычислении размера файла для упрощения расчетов выделим степени двойки:

Размер файла = (256000 : 8 : 1024) ⋅ (3 ⋅ 60) = (28 ⋅ 103 : 23 : 210) ⋅ (3 ⋅ 15 ⋅ 22) = (28 ⋅ 125 ⋅ 23 : 23 : 210) ⋅ (3 ⋅ 15 ⋅ 22) = 125 ⋅ 45 = 5625 Кбайт.

Ответ: 5625 Кбайт.

Технология обработки графической и звуковой информации

Растровая графика. Растровые графические объекты и операции над ними

Растровые графические изображения формируются в процессе сканирования рисунков и фотографий, а также при использовании цифровых фото- и видеокамер. С помощью графического редактора можно создать растровое графическое изображение непосредственно на компьютере.

Растровое графическое изображение состоит из отдельных точек — пикселей, образующих строки и столбцы. Основные свойства пикселя — расположение и цвет. Значения свойств кодируются двоичным кодом и сохраняются в видеопамяти компьютера.

Качество изображения на экране монитора зависит от пространственного разрешения и глубины цвета.

Пространственное разрешение определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Глубина цвета измеряется в битах на точку и определяет количество цветов, в которые могут быть окрашены точки изображения. Чем больше пространственное разрешение и глубина цвета, тем выше качество изображения и тем больше объем его файла. В операционных системах предусмотрена возможность выбора необходимого пользователю и технически возможного графического режима.

Растровые изображения чувствительны к масштабированию. При уменьшении изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект (пикселизация изображения).

Для графических изображений могут использоваться различные палитры (наборы) цветов. Количество цветов N в палитре и количество информации I, необходимое для кодирования цвета каждой точки, связаны соотношением N = 2I.

Например, для черно-белого изображения палитра состоит из двух цветов. Тогда с помощью этой формулы можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать цвет каждой точки: 2 = 2I ⇒ 21 = 2I ⇒ I = 1 бит.

Информационный объем IП требуемой видеопамяти рассчитывается по формуле Iп = I · X · Y,

где I — глубина цвета в битах на точку,

Х — количество точек изображения по горизонтали,

Y — количество точек изображения по вертикали.

Цветовые модели

Для кодирования цветов изображения в компьютере используются цветовые модели. Цветовая модель (система цветопередачи) — это способ представления различных цветов спектра в виде набора числовых характеристик определенных базовых компонентов.

Цветовая модель RGB. С экрана монитора человеческий глаз воспринимает цвет как сумму излучения трех базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными. Цвета палитры RGB формируются путем сложения базовых цветов, имеющих различную интенсивность. Цвет Color в палитре можно определить с помощью формулы Color = R + G + B.

Если все базовые цвета имеют максимальную интенсивность, получается белый цвет, если минимальную — черный. Серый цвет — промежуточный между черным и белым. В нем есть все цветовые составляющие, но они одинаковы и нейтрализуют друг друга. Красный цвет получается при максимальной интенсивности красного и минимальной интенсивности зеленого и синего цветов. Аналогично, зеленый и синий цвета получаются при максимальной интенсивности соответствующего базового цвета и минимальной интенсивности остальных цветов. При глубине цвета в 24 бита (трехбайтная кодировка) значение интенсивности каждого базового компонента задается целым десятичным числом от 0 до 255 или двоичным числом от 00000000 до 11111111. В этом случае красный цвет, например, будет закодирован последовательностью 255 0 0 (или 11111111 00000000 00000000); белый — 255 255 255 (11111111 11111111 11111111); желтый — 255 255 0 (или 11111111 11111111 00000000); голубой — 0 255 255 (или 00000000 11111111 11111111); черный — 0 0 0 (или 00000000 00000000 00000000). Последовательности 127 0 0 и 235 0 0 будут означать оттенки красного цвета, но в первом случае цвет будет более темный. Данная цветовая модель используется для компьютерных изображений, предназначенных для просмотра на экране монитора или телевизора.

Цветовая модель CMYK. Палитра цветов формируется путем наложения базовых цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta), желтого (Yellow) и черного (Black). Доля каждого базового компонента задается в процентах (целым числом от 0 до 100). Цвет Color в палитре можно определить с помощью формулы Color = C + M + Y.

Голубой, пурпурный и желтый цвета называются дополнительными, т. к. они дополняют основные цвета до белого: голубой дополняет красный, пурпурный — зеленый, а желтый — синий.

Данная палитра используется при печати изображений на принтере и основана на восприятии отражаемого света. Изображение на бумаге человек воспринимает в отраженном свете. Если на бумагу краски не нанесены, то падающий белый свет полностью отражается, и мы видим белый лист бумаги (White = (C = 0, M = 0, Y = 0)). Если краски нанесены, то они поглощают определенные цвета. Цвета в палитре формируются путем вычитания из белого цвета определенных цветов. Например, нанесенная на бумагу голубая краска поглощает красный свет и отражает зеленый и синий (Cyan = W – R = G + B); желтая краска поглощает синий свет и отражает красный и зеленый (Yellow = W – B = G + R).

Цветовая модель HSB. Палитра цветов формируется путем установки значений трех базовых компонентов: оттенка (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness). Оттенок Н определяет цвет в спектре и задается целым числом от 0 до 360 (0 — красный цвет, 360 — фиолетовый). Насыщенность S характеризует долю белого цвета, добавленного к выбранному оттенку, и задается в процентах от 0 до 100. При минимальной насыщенности какой-либо оттенок цвета становится серым. Яркость В определяется примесью черного цвета к выбранному оттенку и задается в процентах от 0 до 100. Любой оттенок при минимальной яркости становится черным. Эту модель используют художники при создании компьютерных изображений, моделируя нужный цвет на «виртуальном мольберте» графического редактора.

Форматы растровых графических файлов

При сохранении графического изображения на внешнем носителе могут использоваться различные способы упорядочивания данных в файле, каждый из которых определяет формат (тип) графического файла.

За счет большого количества пикселей в изображении и соответственно большого количества данных, которые надо сохранять, размеры файлов растровых изображений достаточно велики. Поэтому для растровых графических файлов применяется сжатие. Алгоритм сжатия включается непосредственно в формат графического файла.

BMP (Bit MaP image) — универсальный формат растровых графических файлов. Изображение в этом формате сохраняется попиксельно, без сжатия. Стандартное расширение имени файла — bmp. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами и рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

JPEG (Joint Photographic Expert Group) — использует эффективные алгоритмы сжатия данных, которые значительно уменьшают размеры файлов. Но это достигается за счет необратимой потери части данных и ухудшения качества изображения. Стандартные расширения имени файла — jpg или jpeg. Данный формат целесообразно использовать для хранения многоцветных изображений с плавными переходами между цветами, где потеря качества малозаметна. Формат поддерживается приложениями для различных операционных систем и часто используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

GIF (Graphics Interchange Format) — самый «плотный» из графических форматов, не имеющих потери информации. Файлы этого формата имеют расширение gif. В этом формате хранятся и передаются малоцветные (до 256 цветов) изображения, например рисованные иллюстрации. У этого формата есть интересные особенности, позволяющие создавать необычные эффекты: прозрачность фона и анимацию изображения.

TIFF (Tagged Image File Format) — формат, поддерживаемый всеми основными графическими редакторами, включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Файлы этого формата имеют расширение tif. Они сохраняют изображения с высоким качеством, поэтому широко используются в полиграфии. Формат обеспечивает не очень большую степень сжатия, но дает возможность сохранять в одном файле дополнительную информацию в невидимых вспомогательных слоях — каналах (например, наложение аннотаций и примечаний на рисунок).

PNG (Portable Network Graphic) — формат, аналогичный формату GIF, но позволяет использовать значительно больше цветов в изображении. Стандартное расширение имени файла — png.

Существуют и другие форматы растровых файлов, такие как PCX, IFF, LBM, IMG, MAC, MSP, PGL.

Среди всего разнообразия форматов нет идеального, удовлетворяющего всем требованиям пользователя. Поэтому графические редакторы предоставляют пользователю возможность самостоятельно выбирать формат графического файла в зависимости от целей работы с ним и последующего использования.

Графические редакторы

Для создания, редактирования и просмотра графических изображений используются специальные программы — графические редакторы.

С помощью растровых графических редакторов можно обрабатывать цифровые фотографии и отсканированные изображения, повышая при этом их качество путем изменения яркости, контрастности, цветовой палитры, а также удаления дефектов изображения. Кроме того, растровые графические редакторы позволяют создавать новые изображения и применять к ним различные эффекты преобразования. Необходимо помнить, что после окончания рисования нарисованный объект перестает существовать как самостоятельный элемент и становится лишь группой пикселей на рисунке.

Существуют простые растровые графические редакторы, например Paint — стандартное приложение операционной системы Windows, и мощные графические системы, например Adobe Photoshop. Основные возможности растровых графических редакторов:

  • cоздание изображения:

— определение области рисования (размер, поля, ориентация холста);

— рисование стандартных графических примитивов (линии, прямоугольники, многоугольники, овалы);

— рисование традиционными методами с помощью инструментов рисования, таких как карандаш, кисть, распылитель, заливка, ластик;

— добавление текста и его форматирование;

— управление цветом: выбор цвета из стандартной и расширенной палитры, копирование цвета, определение цвета пикселя;

  • редактирование изображения:

— выделение области изображения для обработки специальными инструментами;

— копирование, перемещение, удаление выделенных областей изображения;

— геометрическое преобразование выделенных областей изображения: изменение размера, поворот, наклон, отражение.

Примеры решения задач

Пример 1. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Как уменьшился его информационный объем?

Решение.

2I1 = 65536; 2I1 = 216 ⇒ I1 = 16 .

2I2 = 16; 2I2 = 24 ⇒ I2 = 4.

${I1}/{I2}= {16}/{4} = 4$.

Ответ: информационный объем уменьшился в 4 раза.

Пример 2. Черно-белое растровое графическое изображение имеет размер 10 $×$ 10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?

Решение. В палитре 2 цвета, следовательно, глубина цвета I = 1 бит (2 = 2I ; 21 = 2I ⇒ I = 1).

Информационный объем IП найдем по формуле: IП = I · X · Y = 1 · 10 · 10 = 100 битов.

Ответ: 100 битов.

Пример 3. Растровое графическое изображение с палитрой из 256 цветов имеет размер 10 $×$ 10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?

Решение. Найдем глубину цвета: 256 = 2I; 28 = 2I ⇒ I = 8 . Информационный объем IП найдем по формуле: IП = I ∙ X ∙ Y = 8 ∙ 10 ∙ 10 = 800 битов = 800 : 8 = 100 байтов.

Ответ: 100 байт.

Пример 4. Для хранения растрового изображения размером 64 $×$ 64 пикселя отвели 1,5 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

Решение. По условию IП =1,5 Кбайт или 1,5 · 210 байт = 1,5 · 210 · 8 бит.

X · Y = 64 · 64 = 26 · 26 = 212. Из формулы IП = I · X · Y найдем глубину цвета I:

$I={I_П}/{X·Y}={1.5·2^{10}·8}/{2^{12}}=1.5·2^1=3$.

Из формулы N = 2I найдем число цветов N: N = 23 = 8 цветов.

Ответ: максимально возможное количество цветов в палитре — 8.

Пример 5. Каков минимальный объем памяти, достаточный для хранения любого растрового изображения размером 256 × 256 пикселей, если в изображении используется палитра из 216 цветов? (Саму палитру хранить не нужно).

Решение. Из формулы N = 2I найдем глубину цвета I: 216 = 2I; I = 16. Тогда объем памяти IП = I · X · Y = 16 · 256 · 256 = 24 · 28 · 28 = 220 бита = 220 : 8 = 217 байта = 27 Кбайтт.

Ответ: 27 Кбайт = 128 Кбайт.

Пример 6. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor = » = «# XXXXXX » , где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной командой языка HTML < body bgcolor = «# FFFFFF » > ?

Решение. В 24-битной RGB-модели каждая цветовая составляющая (красная, зеленая, синяя) может принимать значение от 0 до 255 и кодируется одним байтом (двумя шестнадцатеричными цифрами). FF16 = 25510. Т. е. FF FF FF = 255 255 255 . Это означает, что все цветовые составляющие имеют максимальную интенсивность. В RGB-модели это соответствует белому цвету.

Ответ: белый цвет.

Векторная графика. Векторные графические объекты и операции над ними

В векторной графике основным элементом изображения является линия. В растровой графике тоже существует линия, но там она рассматривается как комбинация точек. Для каждой точки отводится одна или несколько ячеек памяти. Следовательно, чем длиннее растровая линия, тем больше памяти она занимает. В векторной графике объем памяти, занимаемый линией, не зависит от размеров линии, поскольку линия представляется в виде нескольких параметров. Что бы мы ни делали с этой линией, меняются только ее параметры, хранящиеся в ячейках памяти. Количество же ячеек остается неизменным для любой линии.

Линия — это элементарный объект векторной графики. Простейшие объекты объединяются в более сложные. Например, объект четырехугольник можно рассматривать как четыре связанные линии, а объект куб — либо как 12 связанных линий, либо как 6 связанных четырехугольников. Из-за такого подхода векторную графику часто называют объектно-ориентированной графикой.

Как и все объекты, линии имеют свойства: форма линии, ее толщина, цвет, характер линии (сплошная, пунктирная и т. п.). Замкнутые линии имеют свойство заполнения. Внутренняя область замкнутого контура может быть заполнена цветом, текстурой, картой. Незамкнутая линия имеет вершины, которые называются узлами. Узлы тоже имеют свойства, от которых зависит, как выглядит вершина линии и как две линии сопрягаются между собой.

Хотя объекты векторной графики хранятся в памяти в виде набора параметров, на экран все изображения все равно выводятся в виде точек. Перед выводом на экран каждого объекта программа производит вычисления координат экранных точек в изображении объекта. Аналогичные вычисления производятся и при выводе объектов на принтер.

Достоинства векторной графики:

  • Небольшой информационный объем файлов. Достаточно сложные композиции, насчитывающие тысячи объектов, расходуют лишь десятки и сотни килобайтов.
  • Легко решаются вопросы масштабирования. Если линии задана толщина, равная 0,15 мм, то, сколько бы мы ни увеличивали или ни уменьшали рисунок, эта линия все равно будет иметь только такую толщину, поскольку это одно из свойств объекта, жестко за ним закрепленное. Распечатав чертеж на большом или на малом листе бумаги, мы всегда получим линии одной и той же толщины. Это свойство векторной графики широко используется в картографии, в конструкторских системах автоматизированного проектирования (САПР) и в автоматизированных системах архитектурного проектирования. При увеличении рисунка можно более подробно рассмотреть сложный объект.

Программы, предназначенные для работы с векторными изображениями, называют векторными графическими редакторами. Их применяют в тех случаях, когда основным требованием к изображению является высокая точность формы. Такая задача возникает при разработке логотипов компаний, при художественном оформлении текста (например, журнальных заголовков или рекламных объявлений), а также во всех случаях, когда иллюстрация является чертежом, схемой или диаграммой, а не рисунком. Векторная графика также лежит в основе flash-анимации. Примеры редакторов: Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, CorelDraw.

Основные возможности векторных графических редакторов:

1) создание изображения:

  • определение области рисования (размер, поля, ориентация холста);
  • рисование стандартных графических примитивов (линий, прямоугольников, многоугольников, овалов);
  • добавление текстовых областей и выносок;
  • изменение видимости объектов путем изменения порядка размещения их слоев (каждый графический объект рисуется в своем слое, а весь рисунок состоит из множества слоев);
  • градиентная заливка объектов;
  • задание степени прозрачности объекта;

2) редактирование изображения:

  • выделение отдельного объекта в рисунке или группы объектов;
  • группировка нескольких объектов в один новый объект;
  • выравнивание объектов с помощью сетки, которую можно настраивать;
  • копирование, перемещение, удаление выделенных объектов;
  • геометрическое преобразование выделенных объектов: изменение размера, поворот, наклон, отражение.

Форматы векторных графических файлов

Разнообразие форматов векторной графики значительно меньше, чем растровой графики, и практически каждый векторный редактор использует свой собственный формат сохранения данных.

WMF (Windows MetaFile) — универсальный формат векторных графических файлов для приложений Windows. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Возможные расширения файлов WMF, EMF, WMZ, EMZ:

CGM (Computer Graphic Metafile) — широко используется как стандартный формат векторных графических данных в сети Интернет.

EPS (Encapsulated PostScript) — формат, поддерживаемый программами для различных операционных систем. Рекомендуется для создания иллюстраций в настольных издательских системах.

CDR (CorelDRaw files) — оригинальный формат файлов векторного графического редактора CorelDraw. Изображение в файле может состоять из нескольких страниц. Формат позволяет сохранять не только векторную графику, но и текст и растровые изображения. Максимальный размер рисунка 45 × 45 м. Возможные расширения файлов CDR или CDТ.

AI (Adobe Illustrator files) — оригинальный формат файлов векторного графического редактора Adobe Illustrator. Сохраняет в файле только одну страницу, максимальный размер рисунка 3 × 3 м.

SVG (Scalable Vector Graphics) — универсальный формат двумерной графики. Позволяет сохранять в файле текст, графические изображения и анимацию. Файлы могут дополнительно сжиматься программами-архиваторами. Формат обрабатывается практически всеми векторными графическими редакторами. Широкое применение получил в инженерной графике и при разработке Web-сайтов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Управление дисковыми ресурсами на примере windows linux raid массивы
  • Попытка ссылки на несуществующий токен windows 10 принтер
  • Windows installer service cannot be accessed
  • Midi устройства windows 10
  • Что такое контроллер универсальной последовательной шины usb windows 7