Появление семейства Alder Lake встряхнуло весь процессорный мир, изголодавшийся по реальной конкуренции. Новые чипы стали лучше предшественников по всем статьям: они перешли на современный техпроцесс, получили заметные микроархитектурные усовершенствования, нарастили число вычислительных ядер и даже получили улучшения, связанные с теплоотводом. Но это далеко не всё. Вместе с удвоением количества вычислительных ядер и рывком в производительности Alder Lake принесли с собой огромное количество новых особенностей, подробно разбираться с которыми нам придётся ещё долго. Вычислительные ядра двух типов и гибридное строение, поддержка DDR5 и PCIe 5.0 – это лишь первые строки в перечне нововведений, по каждому пункту которого нужно провести отдельное исследование. И такие исследования мы непременно будем делать, однако начать изучение нюансов применения новой платформы Intel хотелось бы с несколько другой стороны – не аппаратной, а программной.
Первоначальное тестирование старшего представителя в семействе Alder Lake, процессора Core i9-12900K, было проведено нами в новой операционной системе Windows 11. На первый взгляд это логичный выбор – многие пользователи с обновлением аппаратной платформы наверняка захотят освежить и программную среду: Windows 11, как и Alder Lake, вполне можно отнести к числу горячих новинок этой осени. К тому же к использованию новой операционной системы прямо подталкивает и Intel, говоря об особых оптимизациях в работе планировщика. По риторике компании можно даже предположить, что Windows 11 – чуть ли не необходимое условие применения Alder Lake, поскольку только в этой операционной системе обещана поддержка технологии Thread Director, гарантирующей корректное распределение потоков по разнотипным процессорным ядрам.
Однако есть и другая позиция. По статистике Steam, операционная система Windows 11 в настоящее время используется менее чем в 2 % игровых систем, в то время как большинство геймеров отдают предпочтение Windows 10 – её доля составляет чуть менее 90 %. То есть переход на новую ОС лишь начинается, и его скорость пока не только не позволяет делать какие-то прогнозы относительно её массового принятия, но и даёт твёрдую уверенность, что компьютеры на базе Alder Lake в реальном мире будут чаще работать под Windows 10.
Поэтому ограничиться испытаниями Core i9-12900K исключительно в Windows 11 было бы неверно, и проверку его производительности нужно повторить и в Windows 10. Тем более что результаты тестов в этом случае наверняка будут отличаться. И это касается не только Alder Lake, с гибридными особенностями которых планировщик Windows 10 знаком гораздо хуже, чем планировщик Windows 11. Очевидно, что и процессоры AMD работают в разных версиях ОС вовсе не одинаково, тем более что отношения Ryzen с Windows 11 не заладились с самого начала. За примерами далеко ходить не надо. За прошедшие с момента выхода Windows 11 пару месяцев инженерам AMD и Microsoft пришлось в спешном порядке исправлять как минимум две неприятности с Ryzen – замедленную работу L3-кеша и некорректный выбор планировщиком предпочтительного ядра для однопоточных нагрузок. Естественно, нет никаких гарантий, что эти проблемы были единственными, и это тоже может обуславливать различия в относительной производительности CPU в Windows 11.
Впрочем, центральный вопрос, которому в этой статье будет уделено наибольшее внимание, всё-таки касается совместимости Alder Lake и Windows 10. Из того, что мы узнали про технологию Thread Director непосредственно перед анонсом процессоров Core 12-го поколения, следовало, что работают они в новой ОС совсем не так, как в старой, и из-за этого в Windows 10 можно ожидать разного рода накладок как с производительностью, так и с неработоспособностью различных программ (в первую очередь игр). Поэтому основной сюжетной линией дальнейшего рассказа станет практическое сравнение работы Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11.
⇡#Ещё раз о Thread Director
Принципиальное преимущество Windows 11 перед Windows 10 с точки зрения процессоров Alder Lake заключается в том, что новая ОС знакома с технологией Thread Director, и её планировщик использует возможности данной технологии для распределения нагрузки по процессорным ядрам, в том числе разнотипным. Говоря простым языком, в Windows 10 работа планировщика с разнотипными ядрами строится исключительно на основании данных об их производительности, в то время как в Windows 11 всё происходит хитрее. В ней планировщик не только различает ядра по быстродействию, но и получает от процессора обратную связь – интерактивную информацию о типах исполняемого кода и сведения о состоянии, текущих температурах и энергопотреблении ядер.
На низком уровне Thread Director представляет собой встроенный в Alder Lake микроконтроллер, который с наносекундной дискретностью собирает данные о функционировании процессорных ядер, анализирует их и с миллисекундной дискретностью передаёт планировщику операционной системы. Телеметрия, с которой имеет дело микроконтроллер, — это тепловое состояние и потребление каждого из ядер плюс показатели их загрузки, включая информацию о типах исполняемых инструкций. Такой набор собираемых данных в конечном итоге позволяет принимать обоснованные решения о целесообразности перемещения тех или иных процессов с производительных ядер (P-ядер) на энергоэффективные (E-ядра) и обратно.
В процессе совместной работы Thread Director и планировщик Windows 11 подразделяют все исполняемые процессы на три базовых класса: фоновые, то есть такие, скорость исполнения которых от производительности процессора не зависит; обычные процессы переднего плана; и ресурсоёмкие процессы, задействующие те или иные наборы AVX-инструкций. Общая логика работы планировщика в Windows 11 такова, что фоновые процессы или процессы, которые основное время проводят в ожидании поступления данных, отправляются на E-ядра, а те процессы, для работы которых действительно важна производительность, – на P-ядра. При этом процессы, использующие AVX-инструкции, считаются более приоритетными, а по мере того, как свободных P-ядер у процессора не остаётся, менее требовательные потоки вытесняются на E-ядра.
Такое разделение потоков по классам планировщику Windows 10 недоступно, он про их специфику ничего не знает и просто отправляет потоки, отнимающие большее количество процессорного времени, на более производительные ядра. Если говорить о производительности ресурсоёмких многопоточных приложений, то она в Windows 10 и Windows 11, очевидно, окажется одинакова. Однако в сложных сценариях нагрузки более чувствительная стратегия планировщика, реализованная в Windows 11, может положительно сказаться на скорости выполнения задач. Но самое главное преимущество Thread Director лежит в плоскости энергоэффективности. Перед планировщиком Windows 11 стоит задача не только добиться от процессора максимального быстродействия, но и сделать это с минимальными затратами энергии, как можно больше (но без ущерба для производительности) привлекая к работе E-ядра. При этом в Windows 10 вопрос энергопотребления не рассматривается вообще.
Но нужно понимать, что даже в Windows 11 технология Thread Director играет роль вспомогательного инструмента. Планировщик ОС в управлении потоками не обязан руководствоваться теми рекомендациями, которые выдаёт Thread Director. Например, они могут не учитываться в том случае, когда у исполняемых процессов выставлены разные приоритеты или когда у пользователя на рабочем столе развёрнуто приложение, которое с точки зрения Thread Director не является приоритетным. Тем не менее взаимодействие между оборудованием и ОС на низком уровне, которое есть в Windows 11, позволяет задействовать гибридную архитектуру Alder Lake более выигрышно.
⇡#Энергопотребление Alder Lake: Windows 11 против Windows 10
Итак, планировщик Windows 11 вместе с Thread Director борется за эффективность. На словах всё это звучит очень логично: зная, каковы текущие запросы исполняемых потоков, планировщик новой операционной системы может отправлять нетребовательные процессы на E-ядра, которые имеют более простую микроархитектуру и более низкие частоты. И проверить, даёт ли это какой-то результат, несложно – достаточно взглянуть на потребление Alder Lake при выполнении одних и тех же задач в разных ОС.
Для опытов мы воспользовались системой на базе процессора Core i9-12900K, укомплектованной 32 Гбайт DDR5-4800, на которой сняли показания энергопотребления в идентичных сценариях в Windows 10 и Windows 11. Первая проверка – рендеринг в Cinebench R23. Эта задача характерна тем, что в рендеринге работой загружаются все доступные ядра, а значит, Thread Director здесь вряд ли чем-то поможет: планировщик просто должен разместить 24 потока, создаваемые приложением, по имеющимся у процессора в наличии 24 ядрам (включая виртуальные).
Именно это мы и видим на графике потребления. Core i9-12900K при рендеринге в Windows 10 и Windows 11 показывает практически идентичное потребление – здесь Thread Director никакого выигрыша не даёт.
Однако такая картина наблюдается не всегда. Случаев, когда в работе Alder Lake под Windows 10 и под Windows 11 есть существенная разница, немало. Самый распространённый – это игры. Современные игровые приложения стараются распараллеливать нагрузку, и многие из них создают значительное количество потоков. Однако специфика этих потоков в том, что они в большинстве своём неравноправные. Один-два потока обычно играют роль ведущих, в то время как остальные носят вспомогательный характер, по мере необходимости выполняя второстепенные расчёты либо ожидая реакции игрока или каких-то иных событий. И это – прекрасная почва, на которой Thread Director и планировщик Windows 11 могут развернуться с полной силой.
Для примера мы взяли игру Horizon Zero Dawn, которая активно использует многопоточность и на восьмиядерных процессорах легко загружает все имеющиеся 16 виртуальных ядер. И как показало тестирование, потребление Core i9-12900K в разных ОС действительно различается.
Среднее потребление Core i9-12900K на протяжении тестового прохода в Horizon Zero Dawn составило 103 Вт в Windows 11 и 109 Вт в Windows 10. То есть технология Thread Director за счёт аккуратной расстановки потоков по ядрам позволяет добиться примерно 6 % экономии электричества.
Но ещё более интересную картину можно увидеть, если заглянуть в диспетчер задач. В Windows 11 во время игры оказывается ниже и загрузка процессора, причём на довольно весомую величину в 10 %.
|
|
Здесь уместно напомнить, что показываемая в современных ОС метрика «загрузка процессора» в действительности таковой не является. На самом деле ОС отображают не относительное время, потраченное процессором на работу, а иную величину – его «время не-простоя», то есть то относительное количество времени, которое процессор провёл вне специального созданного планировщиком Idle-потока. А это значит, что работа процессора вхолостую, когда запущенные потоки не завершаются, но бездействуют, ожидая получения каких-то данных, в показаниях диспетчера задач трактуются как загрузка, а не как простой. Поэтому меньшая загрузка процессора в Windows 11 вовсе не означает, что он выполняет меньше работы. Просто, получая от Thread Director информацию о том, какие из потоков реально используют ресурсы процессора, а какие просто ждут данных, планировщик имеет возможность лучше упаковать холостые потоки на E-ядрах, освободив P-ядра под реальную вычислительную нагрузку.
Для пользователя же это означает, что в системах, основанных на процессорах Alder Lake, применение Windows 11 позволит не только добиться лучшей экономичности, но и в целом получить лучшую реализацию многопоточности.
Horizon Zero Dawn – далеко не единственная игра, где Core i9-12900K показывает более низкое энергопотребление в Windows 11. Подобная ситуация наблюдается в массе других приложений. Например, на следующем графике приведено потребление старшего Alder Lake в двух версиях ОС в другом игровом приложении – Shadow of the Tomb Raider.
И вновь то же самое, только здесь разница в среднем потреблении составляет уже порядка 9 Вт, то есть использование Windows 11 с технологией Thread Director снижает потребление процессора почти на 10 %.
Однако картина, когда потребление Alder Lake в Windows 11 ниже, имеет место не в ста процентах ситуаций. Существуют и обратные примеры, в частности обычная офисная работа в приложениях из пакета Microsoft Office. Для того чтобы смоделировать повседневную работу пользователя в Word, Excel, PowerPoint и Outlook, мы воспользовались тестовым скриптом Procyon Office Productivity. И при его исполнении, вопреки ожиданиям, потребление платформы на базе Core i9-12900K в Windows 11 на несколько ватт превысило потребление той же платформы, но в Windows 10.
На первый взгляд это очень странный результат, поскольку офисные приложения – очевидный пример нагрузки, которая может работать на энергоэффективных ядрах, снижая показатели энергопотребления. На практике же среднее потребление Core i9-12900K в Windows 11 оказывается на 1-2 Вт выше, чем в Windows 10. Но и этому явлению есть простое объяснение: ключ подсказывает смещение кривых, соответствующих потреблению в Windows 10 и Windows 11, относительно друг друга в правой части графика. Это происходит потому, что в Windows 11 офисные приложения работают быстрее, что и обуславливает их увеличенное энергопотребление.
Иными словами, здесь всплывает ещё одно преимущество Windows 11. Благодаря тому, что эта ОС досконально знакома с особенностями гибридной процессорной архитектуры Intel, она не путается в разнотипных ядрах, и некоторые приложения демонстрируют в ней более высокую производительность. В частности, скорость выполнения офисного сценария Procyon Office Productivity в Windows 11 оказалась примерно на 9 % выше, чем в Windows 10. А это значит, что производительность Core i9-12900K в разных ОС действительно различается, и этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения.
⇡#Windows 11 и Virtualization-based Security (VBS)
Но перед тем, как переключиться на результаты тестов, нужно обратить внимание на одну настройку безопасности Windows 11, которая непосредственно на них влияет, – Virtualization-based Security (VBS). Алармистские отчёты указывали, что эта опция может запросто погубить игровую производительность, и при этом в ряде случаев она включается по умолчанию.
Механизм VBS, или «безопасность на основе виртуализации», позволяет Windows 11 создавать для критически важных приложений безопасный анклав памяти, полностью изолированный от потенциально небезопасного кода, в том числе и от самой ОС вместе с её уязвимостями. Кроме того, на основе VBS работает ещё одна встроенная функция безопасности, Hypervisor-Enforced Code Integrity (HVCI), – она предотвращает попадание неподписанных или сомнительных драйверов и программного обеспечения в системную область памяти. Совместно функции VBS и HVCI направлены на защиту ОС и чувствительных данных пользователя от вредоносного ПО, даже если оно сможет обойти имеющуюся антивирусную защиту.
VBS и HVCI можно было активировать и в Windows 10, но там эти возможности всегдаизначально были выключены. С выходом Windows 11 компания Microsoft ужесточила стандарты безопасности, и теперь в ряде систем VBS и HVCI будут активированы автоматически. В первую очередь это касается случаев, когда Windows 11 ставится на компьютер «с нуля». При чистой установке настройки безопасности, скорее всего, будут включены, если виртуализация не была запрещена через BIOS. Однако в то же время при апгрейде с Windows 10 до Windows 11 если соответствующие опции в старой ОС не включались, то и в новой ОС они останутся деактивированными. Если же речь идёт о покупке готового компьютера, то в этом случае решение об активации VBS и HVCI в настройках принимается производителем.
Таким образом, по умолчанию пользователи Windows 11 получат два разных варианта конфигурации в зависимости от происхождения компьютера и типа установки ОС. И сказать, какой из них «правильнее», невозможно. Intel рекомендует в системах на базе процессоров Alder Lake не отказываться от VBS и HVCI, поскольку это повышает безопасность системы. Однако при этом придётся миритьсяне только с некоторым снижением производительности, но и с неработоспособностью отдельных версий программ, например пиратских игр.
Поэтому, говоря о производительности современных систем в Windows 11, рассматривать придётся два варианта настроек – как с активированной функциональностью VBS и HVCI, так и без неё.
Проверить, активен ли механизм VBS в конкретной системе, можно при помощи штатного инструмента MSInfo32.exe (System Information).
Включается и выключается VBS переключателем Memory integrity, который расположен в настройках системы на странице Core Isolation, находящейся в разделе Privacy & Security/Windows Security/Device Security.
⇡#Описание тестовой системы и методики тестирования
Основная задача тестирования состояла в определении разницы в производительности Core i9-12900K при работе в старой операционной системе Windows 10 без поддержки Thread Director и в новой Windows 11 c поддержкой этой технологии. Однако для полноты картины измерения быстродействия были выполнены не только в платформе на базе Core i9-12900K, но и в альтернативной системе с процессором Ryzen 9 5950X. Таким образом мы попутно сможем ответить на вопрос, что может дать переход на Windows 11 пользователям процессоров AMD.
В составе тестовых систем использовались следующие комплектующие:
- Процессоры:
- AMD Ryzen 9 5950X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,4-4,9 ГГц, 64 Мбайт L3);
- Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,5-5,3/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3).
- Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
- Материнские платы:
- ASUS ROG Crosshair VIII Hero (Socket AM4, AMD X570);
- ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690).
- Память:
- 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
- 2 × 16 Гбайт DDR5-4800 SDRAM, 38-38-38-70 (Kingston Fury Beast KF548C38BBK2-32).
- Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
- Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
- Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).
Все сравниваемые процессоры тестировались с настройками, принятыми производителями плат по умолчанию. Это значит, что для платформ Intel обозначенные в спецификациях пределы TDP/PBP игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. В таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей, поскольку включение лимитов по тепловыделению и энергопотреблению в большинстве случаев требует специальной настройки параметров BIOS.
Настройки подсистем памяти для всех систем выполнялись по XMP-профилям.
Использованные версии операционных систем:
- Microsoft Windows 10 Pro (21H1) Build 19043.1023;
- Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746.
И версии драйверов:
- AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
- Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
- Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
- Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
- NVIDIA GeForce 496.49 Driver.
Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:
Комплексные бенчмарки:
- Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, серфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
- 3DMark Professional Edition 2.17.7173 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.
Приложения:
- 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
- Adobe After Effects 2021 18.4.0 – тестирование скорости рендеринга анимационного ролика. Измеряется время, затрачиваемое системой на обсчёт в разрешении 1920 × 1080@30fps заранее подготовленного видеоролика.
- Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
- Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
- Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
- Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
- Cinebench R23 – стандартный бенчмарк для тестирования скорости рендеринга в Cinema 4D R23.
- Magix Vegas Pro 19.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
- Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
- Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
- SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
- Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
- V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
- VeraCrypt 1.24 – тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование Kuznyechik-Serpent-Camellia.
- x264 r3059 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.
- x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.
Игры:
- Borderlands 3. Разрешение 1920 × 1080: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass.
- Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
- Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
- Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
- Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
- Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
- Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
- Metro Exodus Enhanced. Разрешение 1920 × 1080: Shading Quality = Ultra, Ray Tracing == Normal, Reflection = Raytraced, Variable Rate Shading = 4x, Hairworks = Off, Advanced PhysX = Off, Tesselation = Off.
- Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
- A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
- Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.
Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
⇡#Производительность в комплексных бенчмарках
Тест PCMark 10 воспроизводит типичную активность пользователя при повседневной работе с офисными приложениями, и именно такие приложения оказываются наиболее подвержены проблемам с правильным исполнением на процессоре Alder Lake с гибридной архитектурой. Windows 10 совершенно очевидно теряется с выбором правильных ядер для исполнения потоков, и в итоге это приводит к существенному снижению производительности. Наиболее ярко это проявляется в сценарии Digital Content Creation – здесь результаты Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11 различаются более чем вдвое. Но это – явный эксцесс, ведь в других сценариях подобной разницы в результатах не наблюдается. Тем не менее потенциальным владельцам Alder Lake необходимо учитывать, что в определённых ситуациях использование старой ОС может сказаться на быстродействии платформы настолько значительно.
Включение VBS также может сказаться на производительности Core i9-12900K, если верить показаниям PCMark 10. Но активация функций безопасности, основанных на виртуализации,приводит лишь к четырёхпроцентному падению производительности, что вряд ли можно назвать существенной потерей.
Отдельно заметим, что процессор Ryzen 9 5950X, который принимает участие в тестах наряду со старшим Alder Lake, реагирует на включение VBS в Windows 11 ещё слабее. Однако в целом при его переводе на новую версию ОС показатели производительности немного ухудшаются, то есть с точки зрения PCMark 10 флагманский процессор AMD предпочтительнее использовать в Windows 10, несмотря на то, что все проблемы несовместимости Ryzen и Windows 11 считаются уже устранёнными.
Околоигровой тест 3DMark Time Spy Extreme не выявляет явных различий в производительности процессоров в Windows 11 и Windows 10. Также мало влияет на результат и включение VBS.
⇡#Производительность в приложениях
В целом быстродействие Core i9-12900K в ресурсоёмких приложениях зависит от версии выбранной операционной системы не так сильно. В большинстве случаев Windows 11, которая знакома с особенностями строения этого процессора и поддерживает технологию Thread Director, может обеспечить преимущество на уровне единиц процентов. В некоторых задачах, например при обработке видео в Topaz Video Enhance AI и Adobe After Effects, новая ОС позволяет получить преимущество на уровне 5-6 %. И лишь в единственном случае – при перекодировании видео кодеком x264 – Windows 11 на фоне Windows 10 обеспечивает принципиально лучшее быстродействие. Иными словами, различия в скорости выполнения «тяжёлых» задач при использовании разных версий ОС почти всегда незначительны. Но тем не менее ситуации, когда Windows 10 серьёзно портит производительность Alder Lake, всё-таки встречаются.
Что же касается платформы на процессоре Ryzen 9 5950X, то с ней картина несколько иная. С точки зрения скорости работы приложений для неё лучше подходит Windows 10, хотя разница, откровенно говоря, малозаметна. Разрыв в результатах составляет в среднем 1,5 %, а максимальное преимущество, которое может дать Windows 10, достигает 6 % – оно наблюдается при перекодировании видео кодеком x264 и при нейросетевом увеличении разрешения видео в Topaz Video Enhance AI.
При этом обе платформы, и AMD, и Intel, достаточно спокойно переносят активацию VBS. Падение производительности если и имеет место, то заметить его будет непросто – обычно оно составляет доли процента. Исключением можно назвать разве только Adobe Photoshop, но и в нём быстродействие при включении VBS снижается на довольно незначительную величину – 6,5 %.
Рендеринг:
Обработка фото:
Работа с видео:
Перекодирование видео:
Компиляция:
Архивация:
Шахматы:
Шифрование:
⇡#Игровая производительность
Здесь разница между операционными системами проявляется сильнее. Игры показывали преимущество Windows 11 для Alder Lake при измерении энергопотребления, и аналогичное превосходство новой ОС вырисовывается при сравнении частоты кадров в разрешении Full HD при использовании мощной графики. Конфигурация на базе Core i9-12900K показывает в Windows 11 примерно на 4 % лучшую игровую производительность, но в некоторых случаях, например в Chernobylite или Hitman 3, новая ОС прибавляет к частоте кадров вплоть до 10 %. Очевидно, что это – всецело заслуга технологии Thread Director.
Уверенность в этом укрепляют результаты Ryzen 9 5950X, который от Windows 11 не получает почти никакого прироста. Платформа AMD в новой версии ОС оказывается в среднем быстрее всего на 1,5 % с максимальным отрывом от результатов, полученных в Windows 10, на уровне 4 %.
Таким образом, при сравнении игровой производительности в Windows 10 флагманские процессоры AMD и Intel показывают более близкие результаты, чем в Windows 11. И хотя отрыв Core i9-12900K от Ryzen 9 5950X сохраняется, вместо 9-процентного преимущества в новой ОС в Windows 10 он может похвастать победой со средним перевесом в FPS лишь на уровне 5 %.
В дополнение к сказанному стоит добавить, что включение VBS не приводит ни к каким катастрофическим последствиям для игровой производительности. Для обеих платформ падение средней частоты кадров составляет порядка 2 %, что вряд ли может стать весомым аргументом в пользу отключения этой опции в Windows 11, по крайней мере в системах с современными и быстродействующими процессорами.
⇡#Вопросы совместимости
Говоря о производительности в играх, нельзя обойти стороной и другой аспект, который связан с эксплуатацией геймерских систем, построенных на процессорах семейства Alder Lake, – совместимость. Дело в том, что некоторые игры оказались неработоспособны на процессорах с гибридной архитектурой. Вернее, не сами игры, а встроенная в них DRM-защита компании Denuvo. На сайте Intel приводится список из 51 игры, которые в системах на базе новейших процессоров не запускаются из-за того, что Denuvo трактует два типа ядер внутри одного Alder Lake как два разных ПК. Причём более частые проблемы возникают именно в Windows 10, в то время как в Windows 11 список проблемных игр более чем вдвое короче и содержит лишь 22 пункта.
Таким образом, ещё по одной причинев игровых системах лучше использовать Windows 11– в этой операционной системе несовместимость игрового ПО наблюдается реже. И мы можем по собственному опыту подтвердить, что это действительно так. Многие игры, защищённые DRM, зачастую запускаются в Windows 10 не с первого раза, даже если они не фигурируют в списке Intel. Игры же из списка не работают вообще. Например, по этой причине нам пришлось отказаться от тестирования в Assassin’s Creed: Valhalla.
Безусловно, все подобные несовместимости будут устранены по мере выхода новых патчей. Но пока они способны доставить игрокам немало неприятностей. Впрочем, Intel придумала средство для обхода проблемы – специальный режим Legacy Game mode, в котором на время запуска капризных игр можно будет отключать E-ядра. Производители материнских плат должны в ближайшее время реализовать Legacy Game mode на уровне BIOS: известно, что ASUS и MSI уже работают над внедрением этой функции. Так что совсем скоро у пользователей систем на базе Alder Lake появится возможность включать и выключать E-ядра прямо из ОС. За переключение будет отвечать клавиша Scroll Lock на клавиатуре, а изменение статуса энергоэффективных ядер не будет требовать перезагрузки системы.
Однако на данный момент Legacy Game mode не реализован, а игры не получили необходимых обновлений. Поэтому добиться совместимости можно лишь одним способом – полным отключением E-ядер. Соответствующая опция присутствует в BIOS всех LGA1700-материнских плат, искать её нужно среди базовых настроек процессора.
Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что при отключении E-ядер процессоры Alder Lake теряют и в производительности, и в энергоэффективности, поэтому данный метод – крайнее средство.
⇡#Выводы
Анонс процессоров Alder Lake был обставлен таким образом, что необходимость их использования с Windows 11 казалась и обязательной, и само собой разумеющейся. Intel настойчиво рассказывала о преимуществах технологии Thread Director, и этот рассказ строился на тезисе о том, что гибридная архитектура Core 12-го поколения способна полностью раскрыться исключительно с новой ОС. Проведённое тестирование подтвердило, что Intel не лукавила. В Windows 11 процессоры Alder Lake действительно ведут себя лучше со всех точек зрения. Производительность оказывается выше, энергопотребление – ниже, а проблем совместимости со старыми играми наблюдается меньше.
Но это вовсе не значит, что на компьютере с Alder Lake обязательно должна быть установлена Windows 11. В действительности эти процессоры неплохо работают и с Windows 10: сказать, что по какому-то из перечисленных выше направлений есть какие-то заметные проблемы, невозможно. Имеющиеся в старой версии OC механизмы распределения нагрузки вполне справляются с возложенными на них задачами и без Thread Director, благодаря чему Core i9-12900K остаётся более быстрым процессором на фоне Ryzen 9 5950X и в Windows 10.
Разница в быстродействии Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11 по результатам тестов составляет единицы процентов. Экстремальные ситуации, когда планировщик старой ОС категорически не справляется с правильной диспетчеризацией потоков, бывают, но они представляют собой скорее редкие исключения.
Обеспечиваемое Windows 11 преимущество в энергопотреблении Alder Lake тоже довольно незначительно. Проявляется оно только при нагрузках средней интенсивности (в первую очередь в играх), и сэкономить удаётся лишь несколько ватт.
Самой существенной трудностью во взаимоотношениях Alder Lake и Windows 10 мог бы стать внушительный список игр, имеющих проблемы совместимости. Но и тут можно возразить, что переход на Windows 11 не даёт решения во всех случаях. Более того, Intel с партнёрами из числа производителей материнских плат готовит эффективный «костыль» для обхода этой проблемы как в новой, так и в старой версии ОС.
В конечном итоге рекомендацию использовать в ПК на процессорах Alder Lake именно Windows 11 трудно назвать необоснованной. Однако она остаётся лишь рекомендацией. Если вы не хотите уходить с Windows 10 по каким-то причинам, пересаживаться на Windows 11 вовсе необязательно. Alder Lake – не тот случай, когда процессор накладывает какие-то жёсткие условия на программную среду, он лишь мягко подталкивает к переходу на новую версию ОС.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
С момента выхода операционной системы Windows 11 ее разработчики утверждали, что она демонстрирует значительный прирост в производительности по сравнению с Windows 10. Однако многочисленные независимые тесты, проведённые большим количеством тематических СМИ, показали совсем иную картинку. Windows 11 не только не показывала огромной разницы в скорости работы, но в некоторых тестах и вовсе уступала «десятке».
Ситуация выглядела совсем удручающе, когда речь заходила о процессорах Intel Core 12-го поколения и новее. Дело в том, что они поддерживают работу аппаратного планировщика Thread Director — это технология, распределяющая имеющиеся задачи между потоками для повышения производительности, если в операционной системе есть необходимые для этого оптимизации. И, конечно же, такие оптимизации присутствуют в Windows 11. Но по какой-то причине они, либо не работали, ли работали некорректно, когда выполнялись сравнительные тесты Windows 11 и Windows 10. Данное явление наблюдалось даже при тестировании системы с процессором Intel Core 14-го поколения.
Пояснения дал один из авторов ресурса BetaWiki. Пользователь с ником Albacore выполнил инструкцию записи в регистр конкретной модели (wrmsr) в режиме ядра для «MSR_IA32_HW_FEEDBACK_THREAD_CONFIG» и выяснил, что оптимизации, необходимые для работы Thread Director, были в Windows 10, уже начиная со сборки 21301 — ее представили в феврале 2021 года, когда Windows 11 официально анонсирована ещё не была.
«Я изучил, какие версии Windows поддерживают Intel Thread Director — ключ к правильному планированию между ядрами эффективности и производительности на процессорах 12-го поколения и более новых. Windows 10, сборка 21301 и новее + все версии Windows 11 поддерживают технологию. Данные изменения никогда не переносились в старые сборки», — написал Albacore.
Именно по той причине, что, и в Windows 10, и в Windows 11, присутствуют оптимизации для аппаратного планировщика, производительность обоих операционных систем в проведённых тестах находилась на одном уровне.
For the first time, Intel has introduced a hardware-based scheduler that finally has visibility into the type of threads being scheduled. Intel is calling this Thread Director technology and this will first be available in Alder Lake CPUs where it will work with Windows 11 to prioritize tasks to the various cores based on their nature. For the first time, a hardware scheduler can send background tasks to the small cores and performance-requiring tasks to the performance cores.
Here is the Intel Thread Director demo, Intel’s Rajshree Chabukswar showed off at Intel Architecture Day 2021:
Here is an example of how Intel Thread Director works:
The relationship between processor and operating system is crucial. If an OS can’t properly manage the tasks set before it, it doesn’t matter how fast the CPU runs.
At a private press and analyst event known as Architecture Day, Intel unveiled the hardware-level feature that would give it an edge over its rivals and fully utilize the advantages of Alder Lake’s hybrid architecture. It’s called Thread Director, a way of creating an unprecedented connection between the processor and the operating system — or in this case, Alder Lake and Windows 11.
Thread Director isn’t the first of its kind, and neither is the Alder Lake hybrid computing model. However, by adding Windows 11 into the mix, Intel is promising improved performance and efficiency across nearly all workloads. This is new for much of the desktop and laptop market, and it’s going to be a big focus for Intel moving forward, so let’s get up to speed.
The need for scheduling
When you use your computer, you never have to think about the thousands of various tasks it’s handling. That’s because the OS does it for you. Even just writing this post with some extra tabs open, my PC is running about 3,500 threads at the same time, none of which I need to monitor or think about.
The OS does it for me through a scheduler. A scheduler assigns resources to tasks (such as a thread to a core), and up to this point, it has relied on certain static information — such as if the task is in the foreground or background — and guesswork to assign tasks to the right core. Intel’s new Thread Director technology changes that.
Rajshree Chabukswar is an Intel client architect that helped design Thread Director, and I had a chance to talk with her a bit more about how the technology works and why it’s necessary. This “special and unique” technology, as Chabukswar put it, is the key to unlocking performance between a processor and an OS, and it hinges on a hybrid CPU architecture.
“Think about what’s running on our laptops,” Chabukswar said. “There is a bunch of background activity that happens, different tasks with different performance expectations. It doesn’t make sense to have a cookie-cutter approach.”
A cookie-cutter approach would be the same cores running tasks in whatever way the OS decides, but Alder Lake is different. Its hybrid architecture combines high-performance and high-efficiency cores together, similar to a lot of ARM processors in mobile devices. And Thread Director gives the OS visibility into which of those cores are better for a given task.
“Our Thread Director hardware looks at various combinations of various performance monitoring units, then provides one number or hint to the operating system.” The OS then takes that hint and applies its own decision on top, ultimately deciding if a task should go to a performance core or an efficiency one.
“The goal was clear: How do we get the best performance out of Alder Lake?”
Although Alder Lake isn’t the first hybrid CPU, and Thread Director isn’t the first hardware scheduling tool, the combination of them is something unique, according to Intel. Chabukswar summed it up nicely: “Thread Director can detect [inefficiencies] and say ‘hey, I see that this is not doing useful work, so I’m not going prioritize it for the most performant core because I have some other work lined up for that.”
Thread Director is only one piece of the puzzle, though. To fully utilize hardware scheduling, it needs to integrate with the OS’s built-in scheduler. And for Windows 11, that’s exactly what Microsoft and Intel are doing.
A unified front with Windows 11
About two years ago, Intel and Microsoft decided to expand on their “many, many, many” years of close partnership to have Alder Lake and Windows 11 operating as a single unit. “The goal was clear: How do we get the best performance out of Alder Lake?”
It’s not hard to imagine that Microsoft has a similar goal for Windows 11. Though they work with other CPU providers such as AMD and Qualcomm, Intel is undoubtedly the most important partner Microsoft has. If Intel was all-in on the hybrid computing model, encouraging and supporting features like Thread Director would be a no-brainer.
Principal software engineer at Microsoft, Chris Kleynhans, described the relationship this way:
“Early on in Windows 11 development, Intel approached us with a proposal for an interface that would allow the CPU to guide the operating system scheduler by providing information about how much a specific workload would benefit from being scheduled to a performance core instead of an efficiency core.”
According to him, the proposal kicked off a deep collaboration during the early phases of Windows 11’s development, incorporating Thread Director feedback right into the thread scheduler. Even though Microsoft says its changes to Windows 11 will help hybrid CPUs in general (including processors from Intel’s rivals), it’s clear that Intel’s implementation is something special. The stakes were high for Intel, and it needed a hardware solution baked-in to Alder Lake if they were going to take full advantage of what hybrid computing can do.
Thankfully, processors already have information about what kind of instructions each task calls for, and by offering Windows 11 visibility into that, Intel is able to provide the built-in scheduler information about which instructions are most important.
“Hardware naturally has that information available,” Intel’s Chabukswar explained. “It’s in our performance monitoring unit, so it made sense to encapsulate that in hardware and provide that hint to the operating system.”
According to Chabukswar, the pieces fell as they should. Hybrid made sense for the increasing demands of power and performance, and hardware-level scheduling hints made sense for an OS to take full advantage of each of the cores. Recent ARM processors already do something similar across various platforms, so it makes sense for traditional desktop and laptop scenarios, too.
It was a “natural transition” as Intel started talking about Alder Lake and its hybrid architecture. After presenting Alder Lake, it seems that Microsoft had no qualms about Thread Director and how it could benefit the upcoming Windows 11. “Microsoft understood the value proposition and was immediately brought into that.”
Windows 11 is the focus of Thread Director, and during my talk with Chabukswar, it was clear that the OS and Thread Director need to work together for full optimization. However, Windows 10 should benefit from Thread Director as well, and down the line, other operating systems will see a benefit, too.
“In future revisions, we will add more capabilities,” Chabukswar told me.
Optimizing power and performance
ARM pioneered the big.LITTLE hybrid architecture design and ARM processors also take advantage of the OS scheduler to improve performance. However, it sounds like the current implementation works a little differently than Thread Director. In ARM’s case, the OS knows the computational power of each core and assigns work to them based on multiple tunable thresholds.
Thread Director makes decisions based on the instructions the current task requires in the context of all tasks running. A task with an A.I. instruction set, for example, would need a high-performance core. Given the same set of instructions across tasks, Thread Director does effectively nothing, as there’s no difference in the tasks being executed.
“If you look at the typical hybrid implementation that’s in the ecosystem right now, they make claims about what will be best on power at the cost of performance. We didn’t want to sacrifice.”
The goal with Thread Director was to create a dynamic scheduling feature that could adapt to workloads on the nanosecond level. “Our approach here was ‘how do we make it non-static?’ It’s truly dynamic in my mind.”
In the past, dynamic scheduling optimization has mostly focused on efficiency, which makes sense. ARM, which has pushed this idea, is mainly designing chips for devices that call for long battery life and high efficiency. Alder Lake, on the other hand, is a scalable architecture that Intel intends to use from high-performance desktops to highly efficient embedded mobile solutions.
“The goal with Alder Lake was not just energy efficiency. If you look at the typical hybrid implementation that’s in the ecosystem right now, they make claims about what will be best on power at the cost of performance. We didn’t want to sacrifice.”
Although Thread Director helps improve performance, it can also help increase efficiency. That comes down to Thread Director, as well as a quality-of-service (QoS) application programming interface (API) that Microsoft has had for a few years. This API allows developers to set throttling policies on processes, essentially allowing unimportant tasks to consume less power.
With the API, Thread Director is able to give better instructions to the OS. Chabukswar provided two examples where this is useful. You could have multiple tabs open in a web browser, for example, and one of those tabs has an animation playing that’s not important. It’s not on the screen, so it doesn’t need priority when scheduling tasks.
Similarly, a background animation in a game, maybe one that’s static and doesn’t impact performance, isn’t a high-priority task. Developers can already tune these tasks to consume less power, and now, they can do so across a hybrid architecture. “Developers can now tell the operating system ‘I know this thread is doing this, but don’t prioritize it to any performant threads.’”
Microsoft Edge in Windows 11 already has this API working, and Microsoft says that it’s in the process of optimizing even more software. “We can enhance the decisions provided by Thread Director using this QoS API,” Chabukswar said.
A paradigm shift?
Alder Lake is exciting for Intel — and it needs to be, with the last few generations tracking downward compared to the competition. With it, Intel promised a breakthrough x86 architecture, and by leveraging hardware-guided scheduling and a hybrid CPU design, it very well could be.
Different doesn’t always mean better, however. It’s true that Alder Lake is a major shift for Intel, especially compared to the recent generations that are derivative of ones that came before. As for if that shift will make a difference when Alder Lake finally launches, we’ll just have to wait and see.
For enthusiasts out there, Windows 11 has a lot of benefits. Things that stand out for gamers are a higher polling rate, mouse support, and a much better implementation of HAGS than Windows 10. However, ever since the move from Windows 10 to 11, we got the new Intel Thread Director. While it works alright for some things, for gamers and pc enthusiasts who want the max performance, it can cause some great problems. The solution for this on Windows 10 is simple: disable the efficiency cores on your CPU, install Windows, and then all of the problems with thread scheduling are solved since there is no thread director, and you can gain performance in a lot of titles. With the Windows 11 thread director, this option no longer works, and the Intel Thread Director doesn’t know how to properly utilize a Performance Core-only configuration with HyperThreading enabled, causing terrible hitching in some titles and a loss of overall performance. An easy way to test this is using the CPU-Z benchmark, where if e cores and hyperthreading are enabled, you have consistent single-threaded performance scores. If you then disable E cores and leave hyperthreading on, your score in single-threaded performance becomes extremely jumpy, sometimes being normal and other times losing an insane 10-20% performance. This is because the scheduler is looking for E cores when there aren’t any, which adds a jitter since Windows doesn’t know what thread to put the benchmark on, losing you performance, which especially comes up in games that then have extremely choppy frametimes. An update to this thread director would give gamers and enthusiasts the best of both worlds, since you can be on the latest Windows version with all of the new updates that give better game performance without having any potential stutters from putting game threads on efficiency cores. With how this ThreadDirector works, I can’t use the CPU in a configuration that I want to, which takes away half of the reason to buy an enthusiast-oriented chip. I’m hoping that you guys consider my suggestion. Thanks!