Время на прочтение8 мин
Количество просмотров61K
Время выполнения общих команд Git в Ubuntu и Windows 11 (в секундах, чем меньше — тем лучше), источник: OpenBenchmarking.org
В далёком 2013 году один из разработчиков Microsoft детально объяснил, в чём главные технические проблемы при разработке ядра Windows NT. Спустя десять лет Windows 10/11 работает на том же ядре, а многие старые проблемы так и остались нерешёнными.
Хотя в ряде задач Windows превосходит Linux, но в большинстве тестов она действительно медленнее. По словам разработчика, это отставание усугубляется, а причина «социальная». Суть в том, как организован процесс разработки, внесения изменений в ОС. Если в мире опенсорса это открытый процесс, который несёт пользу и улучшает систему, то в мире корпоративного ПО зачастую изменения вносятся по причинам эгоизма, желания продвижения по карьерной лестнице, славы и т. д. Всё это ведёт к деградации продукта.
▍ Проблемы ядра Windows NT
Дело в том, что в Microsoft отдельные группы разработки «владеют» отдельными компонентами системы, и обычно они открыто враждебны к внешним патчам. Даже если вы как разработчик компонента принимаете внешний патч, это злит вашего менеджера (из-за необходимости поддерживать этот патч и оправдывать незапланированное изменение дизайна), злит отдел тестирования (они должны убедиться, что изменение ничего не сломает, а вы только накинули им работы), а также злит менеджера проекта (из-за изменения графика разработки вследствие принятия патча). В итоге нет никаких стимулов принимать изменения, внесённые извне.
Производительность игры Starfileld под Linux и Windows 11 (FPS), источник: Computer Base
Также нет стимула и самому вносить изменения. В разработке ядра Linux, если вы улучшаете производительность обхода каталога на 5%, вас хвалят, все благодарны. В Windows даже если ваш код пройдёт через владельцев компонента и попадёт в дерево, руководству наплевать. Конечно, масштабные улучшения могут заметить наверху, и это поможет в карьере. Но это если оптимизация действительно масштабная. Что касается рядовых улучшений, они просто всех раздражают и никак не отразятся на карьере (если не сделают хуже). Через некоторое время разработчики понимают, что лучше не делать незапланированную работу.
Google и другие конкуренты постоянно переманивают самых умных и талантливых сотрудников. Происходит отток талантливых кадров. Microsoft вынуждена нанимать на их место студентов прямо из колледжа. В итоге ребята уровня SDE и SDE II поддерживают огромные системы с кучей кода. Они хотят сделать как лучше и достаточно умны, но не понимают, почему в своё время раньше были приняты те или иные решения. Не разбираются в тонкостях работы своих систем и самое главное, не хотят менять то, что уже работает. Эти юные разработчики также склонны улучшать систему, внедряя совершенно новые функции вместо того, чтобы улучшать старые. Если посмотреть на последние релизы, то Microsoft не исправляет старые функции, а добавляет новые (далее — цитата):
Новые функции гораздо больше помогают для продвижения по карьерной лестнице, чем оптимизация старых. Именно так появился PowerShell. Многие хотели улучшить
cmd.exe
, но не смогли.
Вот некоторые примеры, как происходит процесс разработки в Microsoft, со слов сотрудника (ещё одна цитата):
- Поскольку именованные каналы трогать нельзя, давайте добавим
%INTERNAL_NOTIFICATION_SYSTEM%
! И сделаем её несовместимым практически со всеми другими именованными примитивами ядра.- Мы не можем показать миру
%INTERNAL_NOTIFICATION_SYSTEM%
, потому что не хотим заполнять бумажки. И продажи не падают из-за факта, что публично доступны только древние Win32 API из 90-х.- Нельзя трогать DCOM. Поэтому создаём ещё один
%C#_REMOTING_FLAVOR_OF_THE_WEEK%
!- XNA. Что тут добавить?
- Зачем кому-то формат архива с поддержкой файлов более 2 ГБ? Это никому не нужно.
- Давайте поддержим симлинки, но чтобы никто не мог их использовать и нас не обвинили в уязвимостях. (Отлично! Теперь мы выглядим мудрыми и ответственными!).
- Нельзя трогать Source Depot (проприетарная система контроля версий в Microsoft — прим. пер.), поэтому давайте взломаем SDX!
- Нельзя трогать SDX, так что давайте на четыре релиза притворимся, что переходим на TFS, но на самом деле ничего не изменим!
- Код NTFS — ужастик викторианской эпохи, в котором используются глобальные рекурсивные блокировки и SEH для управления потоком. Давайте вместо этого напишем ReFS. (И начнём с того, что скопируем и вставим исходный код NTFS и удалим половину функций! Затем добавим контрольные суммы, потому что контрольные суммы — это же круто, и теперь с контрольными суммами мы не хуже ZFS, так ведь? И кому вообще нужны квоты?).
Примечание: файловая система NTFS очень надёжна и хорошо протестирована, а поддержкой занимаются одни из самых талантливых и опытных разработчиков. Но это не отменяет уродства кода, хотя за уродливым кодом могут стоять хорошие и надёжные компоненты, а уродство по своей сути субъективно). То же самое можно сказать и о других основных компонентах ядра Windows NT.
Пост от разработчика Microsoft написан десять лет назад, но не потерял актуальности. Судя по всему, в процессе разработки мало что изменилось.
Врождённая неповоротливость Windows даёт о себе знать и в последнем апдейте Windows 11 24H2, который вообще не устанавливается на старые ПК, даже на такие конфигурации, куда ещё недавно Windows 11 можно было с грехом пополам поставить.
По предварительной информации, этот билд не совместим с процессорами, которые не поддерживают инструкцию POPCNT
. Малоизвестная инструкция, известная как инструкция АНБ, подсчитывает количество бит в машинном слове, а в современных CPU входит в набор инструкций SSE4 (процессоры Intel и AMD начиная с 2008 и 2007 годов, соответственно). Хотя вполне возможно, что энтузиасты найдут способ обойти это ограничение.
Ранее также сообщалось, что полнодисковое шифрование BitLocker в Windows на 45% замедляет работу системного SSD. В качестве обходной меры предлагалось отключить встроенную функцию Windows (переустановить ОС с отключённым BitLocker), а вместо этого использовать аппаратное шифрование диска.
При долгой работе с ОС от Microsoft известно даже такое явление как «усталость от Windows». Давние пользователи Windows с ностальгией вспоминают времена выхода Windows XP и Windows 7, которая была лучшей ОС своего времени. К сожалению, последние версии Windows 11 не вызывают таких положительных эмоций. Например, в тестах OpenBenchmarking.org версия Windows 11 22000.51 почти по всем тестам проигрывает Windows 10 21H1, то есть новая версия работает медленнее, чем старая.
Бенчмарк DaCapo, тест Java: Tradesoap (в секундах, чем меньше — тем лучше), источник: OpenBemchmarking.org
Возможно, часть проблем с деградацией системы связаны с необходимостью поддерживать старые функции и старые версии ОС. Кодовая база растёт, количество функций постоянно увеличивается — и в результате софт замедляется быстрее, чем ускоряется железо (правило известно как закон Вирта). Это связано с непрерывным расползанием фич (feature-creep), которые стали буквально «валютой» в корпоративной разработке.
Многочисленные исследования показывают, что при выборе продукта пользователи положительно оценивают количество его функций:
И только после начала использования продукта излишняя функциональность и тормознутость системы начинает раздражать людей:
Но для компании-разработчика главное продажи, поэтому они ориентируются на мнение потребителей до момента покупки, а не на мнение реальных пользователей. Чем больше функций — тем лучше для продаж. Так что расползание фич непрерывно продолжается со всеми вытекающими последствиями.
▍ Поддержка старых версий
Интересно, что даже самые старые версии Windows до сих пор используются в продакшне. Например, одно из крупных кадровых агентств Германии GULP Experts United недавно опубликовало вакансию системного администратора Windows 3.11.
От соискателя требуется знание Windows 3.11 и MS-DOS, желателен опыт работы в железнодорожной индустрии.
Так что легаси живёт очень долго…
▍ Как создавалось ядро Linux
Один из студенческих товарищей Линуса Торвальдса вспоминает ранние дни Linux, как всё начиналось. С исторической точки зрения в воспоминаниях Ларса Вирцениуса (Lars Wirzenius) много интересных фактов. Они дают понять, под влиянием каких концепций создавалось ядро Linux. Сообщество Open Source — это абсолютно другой мир, который кардинально отличается от корпоративной разработки.
Ларс познакомился с Линусом Торвальдсом на первом курсе в университете Хельсинки (оба говорили по-шведски, что их и сблизило), тогда же они получили доступ к серверу Unix и случайно обнаружили на нём Usenet, когда по ошибке ввели команду rn
вместо rm
. После службы в армии в 1990 году ребята взяли курс обучения по C и программированию Unix, что включало в себя изучение архитектуры ядра Unix. Ларс и Линус также заинтересовались и изучили устройства ядра других ОС, таких как QNX и Plan 9.
Легендарная операционная система Plan 9 первой реализовала концепцию служб через файловую систему и распределённый дизайн вычислений, где любой компьютер может использовать любые ресурсы с любого другого компьютера как свои собственные (файлы, процессы, диски, сеть, графику, клавиатуру, мышь), источник
В январе 1991 года Линус купил свой первый ПК (с продвинутым CPU 386 с 4 МБ RAM) и сутками зависал в Prince of Persia, а позже приобрёл ОС MINIX, потому что с университета привык к Unix и хотел установить на домашнем компьютере похожую систему.
Когда Линус наконец прошёл игру, он начал изучать ассемблер Intel и в качестве эксперимента реализовал программу с многозадачностью. Затем начал понемногу писать ядро, добавляя функцию за функцией. Например, однажды он случайно запустил HDD вместо модема, так что в загрузочный сектор записалась инструкция ATDT с номером университетской BBS — после этого Линус прописал в ядре права доступа к файлам. Так и шёл процесс. Постепенно появлялась и другая функциональность. Во время рождественских каникул 1991 года после сессии Линус реализовал виртуальную память, и т. д.
Ядро Linux было написано студентами под сильным влиянием Unix. В августе 1991 года Линус впервые упомянул о своём проекте в эхоконференции comp.os.minix
. Первоначально система называлась Freax. В 1992 году вышел первый дистрибутив Softlanding Linux System (SLS), а также под Linux была портирована система X11, что сильно повлияло на популярность Linux.
Когда Линус программировал на рабочем ПК, его раздражала медлительность машины — и он потратил целый день, чтобы переписать на ассемблере парсер командной строки в ядре (потом его переписали обратно на С). А потом Линус несколько дней играл в Quake, выдавая это за стресс-тест управления памятью ядра.
Так или иначе, но разработчики Linux изначально ориентировались на производительность, они писали на С и ассемблере, и в общем это была цельная, мощная концепция. Наверное, в этом одно из отличий с ядром Windows NT, над которым работают тысячи программистов в корпорации Microsoft, не имея единого видения.
Весной 1994 года работа над ядром Linux была в основном закончена, так что Ларс организовал торжественную презентацию Linux 1.0 с приглашением прессы.
На презентации 30 марта 1994 года Линус Торвальдс пошутил, что коммерческая лицензия на Unix стоит так дорого, что проще написать собственную операционную систему
▍ Превосходство Linux
Превосходство Linux можно демонстрировать по-разному. Например, недавно 16-летний хакер NSG650 представил специальный Windows-драйвер BugCheck2Linux, который запускает Linux на компьютере сразу после того, как Windows зависла с синим экраном смерти (BSOD), причём перезагрузка не требуется.
Из других хороших новостей — новый драйвер /dev/ntsync для синхронизации с Windows NT, который сильно увеличит производительность Wine/Proton в режиме эмуляции Windows API.
Выигрыш в производительности сильно зависит от конкретного приложения и аппаратного обеспечения. Для некоторых игр синхронизация NT не является узким местом, так что ускорения не произойдёт. Но для других прирост FPS составляет 50−150%. В таблице приведены показатели FPS различных игр на различном оборудовании от нескольких пользователей (это Дмитрий Скворцов, FuzzyQuills, OnMars и Элизабет Фигура, автор драйвера):
Нужно заметить, что автор работает в компании CodeWeavers, а это главный контрибутор в кодовую базу Wine.
Сейчас *nix является самой популярной ОС в мире, работая на миллиардах устройств и занимая доминирующее положение на серверах и мобильных устройствах.
Доля веб-сайтов под разными ОС, статистика W3Tech за февраль 2024 года
Ядро Linux стало основой для ОС Android и других систем. Можно выдвигать разные предположения, почему написанная студентами система захватила мир. Но одна из причин — грамотная и лаконичная архитектура ядра, изначально ориентированного на производительность по примеру Unix, QNX и Plan 9.
Сотрудник Microsoft говорит, что у них в компании тоже есть люди, которые пытаются сделать мир лучше и оптимизировать производительность. Но они почти всегда терпят неудачу. В Microsoft нет никакой формальной или неформальной программы системного улучшения производительности. Начиная с Windows XP SP3 компания начала заботиться о безопасности, потому что она стала представлять собой экзистенциальную угрозу для бизнеса. Но низкая производительность не является такой угрозой. Этой проблеме не уделяется приоритет.
P. S. К сожалению, расползание фич, деградация производительности и дерьмофикация софта — не эксклюзивная проблема ядра Windows, а повсеместное явление.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻
Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Сегодня мы протестируем операционные системы Windows 10 и Arch Linux c графической оболочкой Gnome 3 на одинаковом железе в играх и бенчмарках и посмотрим, что из этого выйдет. Все системы полностью оригинальные. Тесты проходили по 3 прогона.
Тестовый пк
- Процессор: Intel Pentium G4560 2/4 3.5 Гигагерц
- Видеокарта: Nvidia Geforce 1050 2Gb
- Оперативная память: 2×4 2400
- Материнская плата: H110M-DGS R3.0 Bios 7.50
Сравнение систем по потреблению при старте
Windows — 115-146 процессов при пустом старте, 1.5 Гигабайта потребления, система и драйверы обновлены.
Archlinux — 56 процессов при пустом старте, 500 мегабайт потребления, система и драйверы обновлены.
Для более честного сравнения для системы на основе Linux было выбрано тяжёлое графическое окружение (DE) Gnome 3, известное своими костылями. Но не стоит забывать о существовании оболочек, потребляющих менее 100 мегабайт оперативной памяти. Оптимизаций никаких не производилось кроме установки для Linux lqx ядра и фоновых служб zramswap и anonicy.
Средства записи и мониторинга
Для записи игр и тестов в Windows использовалась программа Bandicam с быстрым кодеком nvenc и контейнером mp4, что минимально (5-10%) влияют на потери, а такжеMSI Autoberner для мониторинга загруженности ресурсов.
Для записи игр и тестов в Linux использовалась программа SimpleScreenRecorder c аналогичным кодеком и контейнером для минимизации влияния средства записи и разницы, а также Mangohud для мониторинга загруженности ресурсов.
Программы простые и не требуют глубокого понимания или настройки. Игры выбирались с учётом встроенного бенчмарка и являются лицензиями.
Выводы делаю, напрямую сравнивая результаты бенчмарков на минимальных и максимальных параметрах графики с выводом графика времени кадра.
Синтетический тест
Синтетический тест Geekbench 5 оценивает производительность ЦП с работой в разных задачах — сжатие, распаковка, обработка, серф и прочее веселье.
Никакого открытия для себя я не сделал. Давно известно, что планировщик работы с центральным процессором в системах на базе Linux реализован лучше.
Тестирование в играх
Открывает наше игровое противостояние прибежище всех раков и причина попадания в армию — Dota 2.
Тест для меня не показывает что-то новое. Отчётливо видно излишнее потребление оперативной и видеопамяти фоновыми процессами системы Windows. Преимущество Linux составляет от 5 до 20 кадров в зависимости от сцены, что нельзя свести на погрешность теста.
Тестирование на максимальных настройках успешно показывает, что разницы в FPS нет, но система Windows больше просаживается во время ожесточённых моментов до 22 FPS, а потребление оперативной памяти значительно возросло. Archlinux обеспечил плавность и играбельность в любых моментах.
Вторым героем теста становится улица моего детства — Counter-Strike: Source.
Минимальные настройки:
Сравнение не совсем честное, потому что тестирование идет на уровне разных графических API. Встроенный графический бенчмарк показывает преимущество DX9 над OpenGL, но на самой карте разница ровно противоположная — OpenGL рисует больше кадров.
Максимальные настройки:
Максимальные настройки графики показывают уверенное преимущество DX9 в плане максимального FPS, но странные подёргивания и ослепляющая желтизна на карте вызывают недоумение.
Третьей игрой для теста станет симулятор подростковых фантазий — Tomb Raider 2013.
Максимальные и минимальные настройки, а также сравнение с DXVK.
Интересные выводы можно сделать по данному ролику. Например, что OpenGL почти мёртв в плане соревновательной части с DX9-12, где идёт упор на максимальный FPS, а не удобство программирования или платформы.
Часть теста с упором в GPU подтверждает предыдущие тесты о преимуществе Dx11 в сравнении с OpenGL и проигрыше Windows-платформы по сравнению с Linux в плане работы с процессором. На это указывает преимущество в минимальном FPS и проигрыш в максимальном.
C OpenGL разобрались. А что, если противопоставить две Windows-версии игры, но одна из них будет запущена под Linux через обёртку DXVK? Результаты почти одинаковы! Мне удалось запустить Windows-версию игры под Linux. Она показывает схожую игровую производительность, а потребляет мой ПК при этом меньше ресурсов.
P.S. Опять этот странный эффект желтизны у DX — проблема DX?
Выводы
Современный Archlinux — это система, потребляющая меньше ресурсов ПК по сравнению с нынешней Windows. Это способствует лучшей производительности в играх с поддержкой Vulkan и равную производительность в проектах, запускающихся через обёртку DXVK. Если вы хотите считать, что ваш ПК — это только ваш ПК, не париться по поводу вечной слежки и всегда иметь всё самое свежее, то Linux — это ваш бро.
P.S. Автор знает и понимает, какие проблемы существуют c античитами, какие способы запуска игр и проблемы есть. Также автор напоминает, что тест производился без использования оптимизаторов и прочих ускоряющих вещей, что даёт надежду на ещё больший выигрыш в Linux.
Видеоверсия, если лень читать
Команда PCGH задалась вопросом, есть ли разница в производительности Windows 11 и Linux, когда речь заходит о современных играх. Чтобы ответить на него, был проведён эксперимент, в рамках которого вышеупомянутые операционные системы сравнили в 11 проектах.
Для тестов использовался персональный компьютер с процессором AMD Ryzen 5 5600X, видеокартой AMD Radeon RX 6800 XT, 16 ГБ оперативной памяти DDR4-3200, материнской платой MSI MPG B550 Gaming Plus и 2 ТБ на встроенном твердотельном накопителе. Тестировались системы Windows 11 Pro for Workstation и Nobara Linux 38 — обе установлены в режиме двойной загрузки.
Тестируемые игры:
- Diablo 4;
- God of War;
- Forza Horizon 5;
- World of Warcraft;
- Red Dead Redemption 2;
- Cyberpunk 2077 v2.0;
- Horizon Zero Dawn;
- Ghostwire: Tokyo;
- Counter-Strike 2;
- Far Cry 6;
- Starfield.
Игры запускались на максимальных настройках с разрешением 1080p. Для запуска игр под Linux использовали промежуточные библиотеки VKD3D и DXVK. В ходе тестирования удалось выяснить: Windows 11 обеспечивает лучший средний FPS в семи играх из одиннадцати, Linux — в четырёх. При этом разница в производительности, вышла ли победителем Windows или Linux, не превышала отметки в 10% (за исключением Counter-Strike 2).
Вывод авторов эксперимента оказался таковым — благодаря усилиям команды Valve в отношении Steam, Steam Play, SteamOS и Proton, операционная система Linux с каждым годом становится всё более равноценной альтернативой Windows.
В блоге «Эксперимент: ставим Windows 10 May 2020 Update на слабый ПК с медленным жёстким диском» я рассказывал о том, как работает Windows 10 на слабом бюджетном ПК без SSD. Создается впечатление, что эта ОС уже не рассчитана на работу с HDD в качестве системного накопителя. Первые минуты работы ПК жесткий диск загружен на 100%, ведь Windows 10 нужно прямо сейчас, срочно и скопом — проверить обновления, просканировать систему антивирусом, кешировать нужные данные, а пользователь пусть подождет. Высокую загрузку накопителя ОС игнорирует, что и приводит к «тормозам» и «лагам».
Мысли сменить Windows 10 на что-либо более шустрое на этом ПК у меня были давно. Windows 7 и 8.1 подошли бы неплохо, но, если честно, возиться с этими старыми ОС уже надоело. А вот Linux — другое дело.
В сторону Linux раздается много претензий от геймеров и пользователей сложного софта. И хотя в плане ПК-игр на Linux за последние годы произошел тектонический сдвиг, Linux системы до сих пор нельзя назвать универсальными, то есть такими, которые подойдут всем. Однако есть целая армия пользователей, которая использует ПК только для серфинга интернета, просмотра фильмов и прослушивания музыки. И вот как раз для таких пользователей Linux сейчас удобен как никогда: и в установке, и в использовании, и в плане безопасности.
Старый мультимедийный ПК с Core i3-2100, 8 Гб ОЗУ и старым HDD — просто идеальный кандидат для установки какого-либо дистрибутива Linux. В Linux системах я не очень опытен, и поэтому решил не лезть в «дебри» и не экспериментировать, а поставить популярный дистрибутив с хорошей поддержкой, чтобы в случае неполадок легко найти решение на форумах.
Выбор пал на дистрибутив Linux Mint 20.1 «Ulyssa» с оболочкой Cinnamon (64-bit). Скачиваем iso-файл размером всего 1.9 Гб, записываем на флешку с помощью UltraISO или Rufus и можно приступать к установке. Но для начала давайте посмотрим наглядно, как «ворочается» Windows 10 на этом ПК.
Две минуты и 27 секунд только до появления «Рабочего стола»! Это чудовищное время по современным меркам. Но самое интересное впереди. Диспетчер задач, прорисовывающийся по частям, полный ступор ПК и HDD, загруженный на 100%. Только спустя почти 4(!) минуты после старта Windows 10 заканчивает свои дела и пользователь может наконец-то начать пользоваться ПК.
На этом ПК стоит обычная Windows 10 Pro 20H2 с последними обновлениями и минимум софта — Mozilla Firefox и VLC. ПК используется только для серфинга в интернете и просмотра фильмов и никаких твиков или глубоких настроек ОС не делалось — только отключены некоторые визуальные эффекты, чтобы ОС хоть чуточку быстрее работала. Но вернемся к Linux Mint. Установка его очень проста, уже даже проще, чем Windows 10 и требует гораздо меньше действий.
Старт установщика происходит очень быстро и мы получаем live-ОС с поддержкой звука и сети, из которой уже и происходит установка ОС.
Еще несколько минут и Linux Mint установлен. Все прошло очень легко и быстро, ведь от пользователя не требуется никаких многочисленных переключений настройки телеметрии и прочих недружелюбных действий. Я не делал никаких настроек и даже ни разу не запускал терминал, лишь настроил масштабирование экрана и переместил панель задач влево.
Система очень шустра и отзывчива, создается впечатление, что она работает на SSD.
А вот и многострадальный HDD, не справившийся с Windows 10 20H2.
Очень впечатляет то, что из коробки все работает и не требует настройки для мультимедийного ПК. Я сразу получаю свой браузер Mozilla Firefox и набор необходимого софта, все драйвера «подтянулись» еще во время установки, и ПК полностью готов к работе.
Загрузка столь слабого процессора с четырьмя потоками при просмотре YouTube невысока, и это очень радует, ведь используется встроенная видеокарта HD Graphics 2000. Но главное — очень низкая нагрузка на накопитель.
А теперь давайте посмотрим, как быстро стартует и через какое время будет готова к работе Linux Mint на этом ПК. Одна минута и 17 секунд до «Рабочего стола» и, что самое главное, ОС сразу готова к работе, процессор и HDD не загружены!
Выводы
Такая шустрая работа Linux Mint очень впечатляет, и на этом фоне очень печально смотрится Windows 10. Да, на геймерских ПК с десятками гигабайт ОЗУ и SSD эта неповоротливость не так заметна, но вот такие бюджетные ПК показывают это, как лакмусовая бумажка.
Не стоит думать, что производительность этого ПК очень низка, это обычная производительность недорого домашнего ПК или бюджетного ноутбука, как, например, HP 250 G7 (1L3U4EA), с двухъядерным процессором Celeron N4020, HDD объемом 500 Гб в качестве системного накопителя и 4 Гб ОЗУ.
Для подобных устройств шустрый дистрибутив Linux — то, что доктор прописал. А ведь есть и намного более легкие и лучше подходящие для бюджетных ПК и ноутбуков дистрибутивы, чем Linux Mint.
А вот Windows 10 разочаровывает. И такое поведение этой ОС на медленном накопителе не удивляет, ведь, чтобы открыть контекстное меню панели задач, «Проводник» Windows тратит 700 мс(!). 75% этого времени он выполняет 114 801 операцию считывания из одного файла(!!), средний объём считываемых данных 68 байт.
И самое печальное то, что никто, скорее всего, не будет оптимизировать работу Windows 10 и ей никогда уже не догнать по отзывчивости и скорости Linux Mint. Этой ОС уже 5.5 лет, а мы слышим только новости про очередные баги в ней, проблемы с обновлениями, сотое по счету изменение меню «Пуск» и новый дизайн со скругленными углами.
Linux Mint при установке стал гораздо дружелюбнее к пользователю и заметно проще, чем Windows 10. Конечно, и он не идеален, что легко почувствовать сразу, при попытке масштабировать экран, но для слабых ПК, работающих как печатные машинки, видеоплееры для YouTube и фильмов — это отличный выбор. И не забывайте про высокую безопасность Linux, которая не требует никакого антивируса, грузящего систему.
На этот устаревший ПК я теперь не вижу смысла ставить Windows 10 и Linux Mint на нем надолго. Пользуется ПК человек в возрасте и он очень доволен увеличившимся быстродействием, а с различиями между этими ОС для выключения и запуска браузера разобрался за две минуты.
Пишите в комментарии, а вы сталкивались с проблемами при использовании Windows 10 на старых ПК? И пробовали ли устанавливать Linux ?
Telegram-канал @overclockers_news — теперь в новом формате. Подписывайся, чтобы быть в курсе всех новостей!
3DNews Новости Software игры Геймерские сборки Linux c Proton обходят…
Самое интересное в обзорах
Журналисты ресурса ComputerBase сравнили производительность трёх ОС Linux с Windows 11 в игровых тестах и обнаружили, что все три способны обойти новейшую платформу от Microsoft. В тестах использовался слой совместимости Valve Proton.
Источник изображения: cyberpunk.net
В серии тестов Windows 11 пришлось состязаться с Arch Linux, Pop!_OS и Nobara OS. Arch — единственная из трёх ОС с «классическим» духом Linux: по умолчанию система ставится в минимальной комплектации, а для максимальной отдачи требуется участие подготовленного пользователя. Этот дистрибутив также предлагает оперативные обновления стороннего ПО и компонентов самой ОС. SteamOS 3 от Valve, которая устанавливается на Steam Deck, основана на Arch Linux.
Два других дистрибутива значительно более дружелюбны к неподготовленному пользователю, предлагая в базовой комплектации множество приложений и плагинов, в том числе предназначенных для игр. Pop!_OS — операционная система на базе Ubuntu, разрабатываемая американским производителем компьютеров System76. Она «из коробки» включает Steam, Proton и менеджер видеоигр Lutris. Nobara OS — это разработанная специально для геймеров модификация Fedora Linux. Она поставляется с предустановленными Wine и сторонними драйверами NVIDIA.
Здесь и далее источник изображений: computerbase.de
Тестирование проводилось на «красном» компьютере с процессором AMD Ryzen 7 5800X (без 3D) и видеокартой Radeon RX 6700 XT. В испытаниях на нём запускали Cyberpunk 2077, Forspoken, Rachet & Clank, Starfield и The Talos Principle II. Все эти игры предназначены только для Windows, а на Linux их запускали через Valve Proton. Журналисты ComputerBase установили, что все три системы с небольшим отрывом смогли превзойти Windows 11. Самую высокую производительность (показатель кадров в секунду) показала Nobara OS — если взять её за эталон с результатом в 100 %, то Arch Linux демонстрирует 99 % производительности и занимает второе место, POP!_OS становится третьей с 95 %, а Windows 11 оказывается последней с 94 %.
Сравнение игровой производительности в Linux и Windows 11
Nobara OS обошла трёх остальных «конкурсантов» в Cyberpunk 2077, Forespoken и The Talos Principle II; Arch Linux оказалась быстрее всех в Starfield; а Windows 11 побила конкурентов в Rachet & Clank Rift Apart. В большинстве случаев разница в частоте кадров была небольшой: первое и последнее места расходились не более чем на восемь кадров в секунду. Единственным исключением оказалась Cyberpunk 2077, при запуске которой самой слабой стала POP!_OS с результатом 72,7 кадра в секунду, тогда как Nobara OS набрала 89,6 FPS, а Windows 11 — 82,3 FPS.
Проведённый ComputerBase эксперимент показывает, каких высот удалось достичь Linux в игровой производительности: трём системам удалось обойти Windows 11 даже с учётом дополнительных затрат ресурсов на работу Valve Proton. Теперь было бы любопытно взглянуть на результаты аналогичного сравнительного тестирования, но только на системе с процессором Intel и графикой NVIDIA.
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.