Сколько оперативной памяти нужно для windows 10 для игр

Объем оперативной памяти — важная характеристика игрового ПК, недостаток которой становится заметен сразу. Игры начинают фризить, программы работают медленнее, постоянно используется файл подкачки, «дергая» SSD и съедая его ресурс. И хотя большинство продвинутых материнских плат имеет четыре слота ОЗУ, просто взять и добавить памяти, когда ее стало не хватать — дело не такое простое, как кажется. В продаже может не оказаться таких же модулей, что стоят у вас, или в них могут использоваться другие чипы памяти, например, не Samsung, а Hynix.

А сборная солянка из модулей памяти с разными чипами гораздо хуже разгоняется, и даже на XMP-профиле может работать нестабильно. А бывают случаи несовместимости разных модулей, когда на конкретной материнской плате их попросту не удается заставить запуститься вместе. Поэтому большинство опытных пользователей и продвинутых геймеров предпочитают покупать память одним комплектом, сразу установив нужный объем одинаковыми модулями, которые продаются по два или четыре модуля в комплекте.

Уже более пяти лет стандартом объема ОЗУ для производительного игрового ПК остается 16 ГБ, в который пока укладываются большинство игр. Уже в 2016-2017 году требовательные игры перешагнули за порог в 8 ГБ, что сразу увеличило актуальный объем ОЗУ до 16 ГБ. Таких игр было много: Watch Dogs 2, Rise of the Tomb Raider, Mass Effect Andromeda, Grand Theft Auto V, Deus Ex: Mankind Divided, а тех, что впритык подошли к объему в 8 ГБ — еще больше, от Fallout 4 и Tom Clancy’s The Division, до Ghost Recon Wildlands и Ведьмак 3: Дикая охота.

Первой игрой, которая официально потребовала 32 ГБ оперативной памяти, стал в 2022 году Returnal, шутер от третьего лица, портированный с консоли Sony PlayStation 5. Однако игры, которые перепрыгивали за отметку 16 ГБ ОЗУ, встречались и раньше — не оптимизированные проекты с утечками памяти или игры с требовательными модами. А еще — сложные стратегии и симуляторы, например, Anno 1800, которая на ПК автора при больших объемах строительства и рекордном населении потребляла до 20-22 ГБ ОЗУ.

Но при выборе оптимального объема ОЗУ в игровой ПК нужно учесть еще несколько факторов, которые оказывают заметное влияние на потребление памяти. Во-первых, чем меньше объем видеопамяти на вашей видеокарте, тем больше ОЗУ игра зарезервирует для хранения текстур и данных и иногда, на видеокартах с 4 ГБ видеопамяти, этот объем может перевалить за 16 ГБ даже с теми играми, что на мощных системах укладываются в этот объем.

Во-вторых, чем больше разрешение, в котором вы играете, тем больше ОЗУ для хранения текстур потребуют игры. И разрешения QHD и 4K нагрузят не только видеопамять, но и оперативную память, а при нехватке видеопамяти загрузка ОЗУ возрастет еще сильнее.

В-третьих, все более становятся популярны стримы игр и все больше геймеров пробуют себя на этом поприще, стримя на Twitch или YouTube. А стриминг легко поднимает требования к оперативной памяти до 16 ГБ и более в зависимости от игры. А если к стриму добавить картинку с камеры, наложенную на видео, плагины для ее обработки и улучшения звука, то можно смело добавлять еще один-два гигабайта потребления ОЗУ.

И, наконец, в-четвертых, нужно учитывать, что тестирование потребления ОЗУ играми проводятся в стерильных условиях, когда все требовательные фоновые задачи выключены. А в реальных условиях у нас часто заполнена вся панель задач: пара мессенджеров, утилиты для разгона и мониторинга железа, специфический софт для материнских плат или аудиокарт, клиенты файлообменных сетей и многое, многое другое. Но главный пожиратель оперативной памяти в 2023 году — это браузер, легко съедающий три-пять гигабайт.

Например, сейчас, когда я пишу этот блог, фоновые задачи и браузер потребляют 7.5 ГБ ОЗУ и задумай я запустить требовательную игру, придется, как минимум, закрывать браузер, а это уже напоминает начало нулевых годов, когда ОЗУ остро не хватало всем и были популярны специальные утилиты, сжимающие данные в памяти и освобождающие дополнительный объем.

Из-за этих факторов объем в 16 ГБ ОЗУ в наше время стал минимальным объемом для игрового ПК, а если посмотреть, какой объем памяти ставят в мощные ПК, то становится заметно, что 32 ГБ становится для них новым стандартом. Для игр 32 ГБ хватит еще очень надолго, а за возможность комфортно играть, не думая о фоновом софте, стоит доплатить. А если попробовать выполнить на игровом ПК требовательную работу — например, перекодировать записанное игровое видео, то сразу станет ясно, что 16 ГБ для этих целей — очень и очень мало.

Тем более, что оперативная память стандарта DDR4 стоит в 2023 году очень дешево и лучше сразу выбрать объем в 32 ГБ, которого хватит на несколько лет.
При выборе памяти DDR4 лучше ориентироваться на модули с частотой минимум 3200 МГц, и таймингом CL не выше 16, ведь эту частоту поддерживают большинство актуальных чипсетов и память не станет слабым местом в системе. Давайте посмотрим, во сколько обойдутся наборы памяти в 16 и 32 ГБ, взяв цены магазина Ситилинк, который является одной из самых распространенных торговых сетей с компьютерными комплектующими.

Для объема в 16 ГБ отлично подойдут пара быстрых модулей Kingston Fury Beast Black KF432C16BB/8, что обойдется вам в всего в 5580 рублей.

Если нужна еще более высокая частота для более производительного ПК, то можно присмотреться к модулям Kingston Fury Renegade Black KF436C16RB/8 с частотой 3600 МГц и формулой таймингов 16-20-20. К сожалению, времена, когда на рынке был большой выбор отлично разгоняющихся модулей с чипами Micron E-die или Samsung B-Die, прошли и теперь разгон — это лотерея и лучше сразу выбирать высокочастотные модули.

Набор ОЗУ объемом 32 ГБ обойдется не намного дороже, например, модули NETAC Shadow NTSDD4P32SP-16Y на 16 ГБ стоят всего 3490 рублей и объем в 32 ГБ обойдется всего в 6980 рублей.

Модули от Kingston обойдутся дороже. Например, Kingston Fury Beast Black KF432C16BB1/16 стоит 5090 рублей, что даст цену в 10180 рублей за комплект объемом 32 ГБ.

Но лучше всего покупать память сразу комплектом из двух модулей, это дает гораздо больше шансов, что внутри окажутся одинаковые чипы. Например, комплект Patriot Viper Steel PVS432G320C6K объемом 32 ГБ стоит всего 7590 рублей.

Если же сэкономить и пожертвовать низкими таймингами, то комплект памяти на 32 ГБ можно купить даже дешевле 5000 рублей! Например, взяв пару модулей Digma DGMAD43200016S.

Что касается памяти стандарта DDR5, то здесь однозначно стоит смотреть на объем в 32 ГБ и, чтобы получить солидный отрыв в производительности от модулей DDR4, выбирать не самую дешевую память. Но цены здесь уже заметно выше, например комплект Kingston Fury Beast KF556C40BBK2-32 с частотой 5600МГц обойдется в 18190 рублей.

А погоня за более низкими таймингами потребует еще больших вложений, например, Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB CMT32GX5M2B5600C36 с формулой таймингов 36-36-36-76 стоит 30990 рублей.

Итоги

Как видите, разница в цене между объемом ОЗУ в 16 и 32 ГБ, если смотреть на достаточно быстрые модули DDR4 с частотой 3200 МГц, весьма незначительная, и в 2023 году лучше сразу покупать 32 ГБ, которых хватит на несколько лет. А вот вложения в память DDR5 потребуют уже совсем других сумм, но это память нового поколения, которая будет постепенно дешеветь.


Пишите в комментарии, а какой объем оперативной памяти стоит у вас в ПК? 

Более 500 блогов автора Zystax обо всем, что связано с компьютерами и играми. 

Telegram-канал @overclockers_news — теперь в новом формате. Подписывайся, чтобы быть в курсе всех новостей!

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡#Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике «Компьютер месяца» рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil’s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

 ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡#Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡#Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Потребление оперативной памяти с включенным браузером Google Chrome

Потребление оперативной памяти без Google Chrome

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy’s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

 Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Низкие»

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Средние»

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Высокие»

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Очень высокие»

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Ультра»

Deus Ex: Mankind Divided, максимальные настройки качества

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

 Режимы сглаживания в Watch_Dogs 2 (слева направо): без сглаживания, 2x MSAA, 4x MSAA

Режимы сглаживания в Watch_Dogs 2 (слева направо): без сглаживания, 2x MSAA, 4x MSAA

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

 Режимы размера текстур в Rise of the Tomb Raider (слева направо): «Низкое», «Среднее», «Высокое»

Режимы размера текстур в Rise of the Tomb Raider (слева направо): «Низкое», «Среднее», «Высокое»

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим «Ультра», но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — режим «Высокое», но без сглаживания)
Сглаживание PureHair Преграждение окружающего света
Выкл. 5800 Выкл. 5800 Выкл. 5800
FXAA 5900 Вкл. 5800 Вкл. 5800
SMAA 6200 Очень высокое 5900 HBAO+ 5900
2 × SSAA 6100 VXAO 6000
4 × SSAA 6500

 Режимы преграждения окружающего света в Rise of the Tomb Raider (слева направо): выключено, включено, HBAO+, VXAO

Режимы преграждения окружающего света в Rise of the Tomb Raider (слева направо): выключено, включено, HBAO+, VXAO

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

⇡#Эффективность файла подкачки в играх

Мы уже выяснили, что в зависимости от видеокарты современные игры потребляют разное количество оперативной памяти. Вполне очевидно, что пользователи, у которых есть возможность приобрести видеокарту уровня GeForce GTX 1070, GeForce GTX 1080 или GeForce GTX 1080 Ti, найдут средства для покупки комплекта ОЗУ объемом 16 Гбайт и больше. Вопрос нехватки оперативной памяти актуален для бюджетных игровых систем, а в них используются преимущественно ускорители с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти. Поэтому для изучения эффективности работы файла подкачки я выбрал два графических адаптера: Radeon RX 480 4 Гбайт и GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Во время тестирования, помимо самих игр, были запущены следующие программы: Steam, Origin, Uplay, «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

 Настройка файла подкачки в Windows 10

Настройка файла подкачки в Windows 10

Нехватка видеопамяти приводит к тому, что все данные, которые не поместились, «складируются» в оперативную память. А уже при нехватке ОЗУ задействуется файл подкачки — именно он используется для хранения страниц виртуальной памяти. Windows автоматически устанавливает его объем, но для тестирования я увеличил емкость swap-файла до 8 Гбайт.

Файл подкачки в Windows 10 настраивается в меню «Виртуальная память», в которое можно попасть следующим образом: «Панель управления» -> «Дополнительные параметры системы» -> вкладка «Быстродействие» -> вкладка «Дополнительно».

У читателей возникнет вполне резонный вопрос: может, нехватку оперативной памяти хоть как-то компенсирует использование в системе твердотельного накопителя? Мотив простой — SSD заметно быстрее обыкновенных жестких дисков. Для проверки этого предположения я использовал четыре системы: SSD + 8 Гбайт ОЗУ; HDD + 8 Гбайт ОЗУ; SSD + 16 Гбайт ОЗУ; HDD + 16 Гбайт ОЗУ.

Без swap-файла, размещенного на жестком диске или твердотельном накопителе, при использовании в системном блоке 8 Гбайт оперативной памяти и меньше не обойтись. Большинство игр элементарно не запускаются, хотя в рекомендуемых системных требованиях к этим приложениям и указано наличие 8 Гбайт оперативной памяти.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
Очень высокое Быстрое сглаживание
4 GTA V, город Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
Очень высокое Нет
6 Watch_Dogs 2, город Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
Очень высокое SMAA
7 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
8 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
Макс. качество Нет

Из пятнадцати игр, в которых производились замеры потребления ОЗУ, я оставил восемь. Во всех, кроме «Ведьмака-3», зафиксировано использование больше 8 Гбайт оперативной памяти при установленной в стенде GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Для некоторых игр применялось два пресета настроек качества графики. Это сделано для того, чтобы нивелировать просадки FPS, связанные с нехваткой быстродействия графического процессора.

Производительность в играх определялась при помощи хорошо известной программы FRAPS. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Затем при помощи утилиты FRAFS Bench Viewer рассчитывался не только средний FPS, но и показатели «0,1% min» и «1% min» (99,9-я и 99-я перцентили) — число FPS, которое ниже измеренного с вероятностью 99,9% и 99%.

Согласно замерам потребления оперативной памяти, системе с GeForce GTX 1060 3 Гбайт в GTA V необходимо больше 9 Гбайт ОЗУ. Действительно, при прогоне встроенного бенчмарка мы видим, что начинаются проблемы. Так, конфигурация «HDD + 8 Гбайт ОЗУ» показала самое высокое среднее количество кадров в секунду. Это связано с тем, что нехватка оперативной памяти спровоцировала не только микрозависания, но и медленную загрузку объектов. В сцене с полетом самолета некоторые объекты (горы, дорога) не прогружались вообще. С применением твердотельного накопителя в качестве файла подкачки система стала вести себя лучше, но просадки FPS никуда не делись.

«Ведьмак-3», как и GTA V, является «песочницей», а для игр с открытым миром характерна частая подгрузка данных с накопителя в оперативную память. Среди систем, в которых использовалось 8 Гбайт оперативной памяти, наиболее эффективно проявила себя конфигурация с SSD. Это касается и стенда с GeForce GTX 1060, и с Radeon RX 480.

Rise of the Tomb Raider на открытых локациях тоже довольно часто обращается к накопителю во время игры. При быстром передвижении загрузка данных совершается каждые 15-20 секунд — это видно по постоянно появляющемуся значку в правом нижнем углу экрана. Благодаря этому даже при наличии 16 Гбайт оперативной памяти мы наблюдаем разный средний FPS на системах с SSD и HDD. Получается, что в RotTR накопитель тоже влияет на общий уровень быстродействия.

Игра запускалась с двумя пресетами качества. В обоих случаях с применением как GeForce GTX 1060, так и Radeon RX 480 играть было некомфортно — Rise of the Tomb Raider необходим ПК с 16 Гбайт оперативной памяти.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Watch_Dogs 2. Играть без подтормаживаний на заданных мной настройках качества графики можно только в случае с 16 Гбайт ОЗУ. Очередная «песочница» вообще установила рекорд по «прожорливости» памяти. В случае с GeForce GTX 1060 ей потребовалось почти 13 Гбайт ОЗУ! При использовании 8 Гбайт DDR4 появилось информационное сообщение о том, что оперативной памяти не хватает и необходимо снизить настройки качества графики. Снизил — не помогло!

А вот Mass Effect Andromeda при том, что игра потребляет больше 12 Гбайт оперативной памяти, вела себя относительно стабильно на системах с 8 Гбайт, однако был замечен лаг в конфигурации с GeForce GTX 1060, SSD и 8 Гбайт ОЗУ. Отчетливо видимый не только при анализе времени рендеринга, но и визуально. Правда, при воспроизведении сцены с другими комплектующими подобный сценарий больше не повторился. Предполагаю, что задержки все же возможны в процессе игры на системах с 8 Гбайт оперативной памяти.

Нехватка оперативной памяти чувствуется в Ghost Recon Wildlands, Deus Ex Mankind Divided и HITMAN. Получается, что в семи играх из восьми при заданных нами настройках качества графики комфортный фреймрейт на системах с 8 Гбайт невозможен. Присутствие SSD в качестве файла подкачки выглядит предпочтительнее свопа данных на жесткий диск, но эффект от присутствия 16 Гбайт в системе оказывается более действенным.

Нехватка ОЗУ и видеопамяти в HITMAN приводит не только к задержкам, но и к заметному снижению среднего показателя кадров в секунду.

⇡#Выводы

Давайте подведем главный и, наверное, самый очевидный итог. Оптимальный вариант для игрового производительного компьютера — это наличие 16 Гбайт ОЗУ, хотя в 2017 году вполне реально обходиться и меньшим массивом памяти. Для этого достаточно использовать средние или высокие настройки качества графики. Так что 8 Гбайт ОЗУ — не приговор, но при возможности увеличьте объем памяти в своей системе вдвое. Для большей наглядности я структурировал полученные данные в таблицу.

Необходимый объем оперативной памяти в ресурсоемких играх
Объем памяти у видеокарты
4 Гбайт и меньше От 6 до 8 Гбайт 8 Гбайт и больше
Настройки качества графики в играх Максимальные 16 Гбайт 16 Гбайт 16 Гбайт
Очень высокие 16 Гбайт 16 Гбайт 16 Гбайт
Высокие 16 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Средние 8 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Низкие 8 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Достаточные настройки качества графики в ресурсоемких играх
Объем памяти у видеокарты
4 Гбайт и меньше От 6 до 8 Гбайт 8 Гбайт и больше
Объем оперативной памяти 8 Гбайт Средние Высокие Высокие
16 Гбайт Максимальные Максимальные Максимальные
Больше 16 Гбайт Максимальные Максимальные Максимальные

Таблица носит условный характер, так как компьютерных игр много, и в ряде случаев потребуется настраивать изображение в индивидуальном порядке. Но в ресурсоемких приложениях, которые требуют больше 4 Гбайт видеопамяти, зачастую придется довольствоваться только высокими или же и вовсе средними режимами качества графики, если в компьютере установлено всего 8 Гбайт ОЗУ. А еще обходить стороной такие «тяжеловесные» опции, как сглаживание.

Применение в геймерских ПК 16 Гбайт уже давно считается обыденностью. Запас прочности имеется, но такие игры, как Watch_Dogs 2, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex Mankind divided и Mass Effect Andromeda, демонстрируют, что, возможно, уже совсем скоро ААА-проектам потребуется больше оперативной памяти, если мы говорим о развлечениях с максимальными настройками качества графики. К тому же тестирование проводилось без дополнительной нагрузки в виде открытого браузера с большим количеством вкладок. Следовательно, покупка 32-гигабайтного комплекта для перестраховки или же просто потому, что есть такая возможность, не видится мне бессмысленной затеей. В любом случае при конфигурировании геймерского ПК подбирайте комплектующие таким образом, чтобы оставалась возможность для последующего апгрейда.

Также тестирование показывает, что файл подкачки при нехватке оперативной памяти выручает далеко не всегда. Особенно при использовании в системе видеокарты с 2, 3 и даже 4 Гбайт памяти. Конфигурации с SSD в целом проявляют себя лучше, чем аналогичные сборки с HDD, однако просадки FPS все равно наблюдаются в обоих случаях. При наличии достаточного объема ОЗУ особой разницы между тем, на каком накопителе установлена игра, нет. Среди рассмотренных приложений исключением является только Rise of the Tomb Raider.

Твердотельный накопитель — это не только более «отзывчивый» swap-файл, но и более быстрая загрузка операционной системы, приложений и, конечно же, самих игр. Поэтому в состав сбалансированного и производительного игрового компьютера должны входить не только 16 Гбайт оперативной памяти, но и SSD.

Выражаем благодарность компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

Обновлено с учётом актуальных изменений на рынке комплектующих и ПО. В этой статье вы узнаете, сколько в 2023-м году нужно оперативной памяти при выборе:

  • офисного компьютера,
  • домашнего компьютера,
  • ноутбука,
  • планшета,
  • смартфона.

Научное обоснование оптимального размера ОЗУ приведено в публикации Национальной библиотеки имени Н. Э. Баумана. Рекомендуем для углублённого понимания вопроса, как именно работает операционная система с оперативной памятью. А пока мы предлагаем выяснить основные потребности компьютеров, гаджетов и ПО на примере распространённых конфигураций ОЗУ.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

Выбор оптимального объёма ОЗУ в 2023-м году

Нужно ли 32 Гб оперативной памяти в 2023-м? Одним пользователям этого объёма будет даже мало (система начнёт свопить), а другим — лишняя и бесполезная растрата денег.

Задайте себе вопрос: «Для чего я буду использовать компьютер или смартфон?» Это нужно, чтобы сделать выбор по потребности.

Есть видеоролик блогера Лайнуса Себатстиана (Linus Sebastian), в котором показаны результаты теста с вкладками браузера Google Chrome на разных конфигурациях оперативной памяти. Получилась таблица с наглядной демонстрацией, как вы можете сёрфить в интернете в зависимости от объёма ОЗУ.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

В таблице сравнивается разный объём оперативной памяти на на компьютере со свежеустановленной Windows 10. Условия одинаковы для всех конфигураций.

  • Pagefile — начало «свопа» (перемещения данных из ОЗУ на HDD/SSD);
  • Unusable — момент сбоев (ошибки, вылеты, зависания);
  • «4k YT» — это число вкладок с видео YouTube в формате 4K;
  • «Tabs» — число вкладок с простыми сайтами вроде Amazon, Twitter, LinkedIn и других.

Образно говоря, с 4 Гб ОЗУ в браузере единовременно стабильно держатся одна вкладка YouTube с видеороликом в 4K-разрешении и ещё 6-7 сайтов. При попытке открыть что-то ещё оперативная память забивается на 100%, активируется файл подкачки на системном файловом хранилище.

С файлом подкачки работа сильно замедлится. До начала явных сбоев за счёт «свопа» можно открыть уже 3 видеоролика YouTube в 4K-разрешении и 125 вкладок с сайтами, затем браузер начнёт сбоить. Сперва выдаст ошибку «Что-то пошло не так», а затем вылетать. Продолжать работу без перезагрузки станет невыносимо.

Вкратце видео резюмирует:

  • 2GB: ниже требований;
  • 4GB: жёсткий минимум;
  • 8GB: комфортный минимум;
  • 16GB: учёба, развлечения и игры;
  • 32GB: редактирование, моддинг, стриминг игр;
  • 64GB: создание контента и сложное редактирование;
  • 128GB и более: научная деятельность и инженерное дело.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

2 Гб ОЗУ в 2023-м году — это ниже минимальных требований

Компьютеры с 2 ГБ ОЗУ сейчас требуют апгрейда. Иногда в систему добавить больше оперативной памяти невозможно (в нетбуках или смартфонах, в настольных ПК из-за ограничений системной платы).

Для сохранения производительности в таких устройствах придётся использовать старое ПО. Возможно предстоит даже отказаться от обновлений, что не безопасно с точки зрения закрытия программных уязвимостей.

В 2023-м году 2 ГБ ОЗУ недостаточно для новых программ и приложений, придётся использовать старые, а это небезопасно.

При выборе нового оборудования такой небольшой объём оперативной памяти может быть целесообразен в небольших Linux-серверах. Например, в системах на обеспечении облачных хранилищ.

То есть это должны быть некие профессиональные или коммерческие задачи со скромной нагрузкой. Затраты на большой объём памяти для них попросту излишни.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

4 Гб ОЗУ в 2023-м году — это минимум

Четырёхгигабайтную конфигурацию мы рекомендуем выбирать в качестве отправной точки на компьютерах и на мобильных устройствах.

Её достаточно для выполнения простых задач в Windows 10 и Windows 11, Linux, Android, iOS, macOS. Минимум, при котором обеспечивается относительно комфортный интернет-сёрфинг, работают офисные приложения, функционируют клиенты облачных сервисов и так далее.

Например, с 2 Гб ОЗУ в 2023-м году работа в какой-то момент превратится в мучение на любых устройствах.

Кроме того, у смартфонов и планшетов оперативная память играет особую роль временного хранения данных, так как этот метод энергонезависимый в отличие от NAND-памяти. А значит при увеличении объёма ОЗУ и выполнении массивных приложений аккумулятор будет условно медленнее разряжаться. Конечно, вы должны понимать, что на практике факторов энергосбережения гораздо больше, но подсистема памяти — один из них.

Не стоит ожидать, что в системе с 4 Гб ОЗУ будут работать любые ресурсоёмкие приложения. Например, графические редакторы, студии видеомонтажа, трёхмерные игры с большими локациями и другие подобные программы создадут нагрузку на HDD или SSD, а также флеш-память (если речь о гаджетах) и в какой-то момент начнут сбоить или регулярно «вылетать».

Мы с вами нашли тот минимальный размер оперативной памяти, которого со скрипом хватит на базовые задачи в 2023-м году. Предлагаем поэтапно взглянуть на все остальные варианты выбора объёма ОЗУ в компьютерах, ноутбуках, планшетах и смартфонах.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

8 Гб оперативной памяти в 2023-м — это лёгкие редакторы и простые игры

Если вы задумывались, сколько оперативной памяти нужно для ноутбука в 2023-м году, то встроенная планка на 8 Гб будет «комфортным минимумом». Обычно на материнской плате производитель предусматривает свободный слот для установки дополнительного модуля в будущем. Сперва вы работаете со штатным объёмом, а затем при необходимости расширяете его до 16 Гб.

Вы можете создавать виртуальные машины или выполнять задачи кодирования на устройстве с 8 Гб ОЗУ.

В настольных компьютерах 8 гигабайт оперативной памяти потребуются при оборудовании рабочих станций в офисах, на производстве или в качестве домашней системы с поддержкой простых незатейливых игр. Лёгкое редактирование или базовая обработка изображений, простой монтаж видео, ПО облачных сервисов, онлайн-приложения работают без сбоев и проблем.

В профессиональном производстве контента или для мощных компьютерных игр выбирайте больший объём.

В мобильных устройствах на 6-8 Гб ОЗУ останавливаются сейчас большинство производителей. Именно столько оперативной памяти нужно для смартфона в 2023-м году или планшета, чтобы выполнять все задачи, поставленные перед Android- и iOS-приложениями. Уже есть варианты и с 16 Гб, но стоимость таких решений пока ещё неоправданно высока.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

16 Гб оперативной памяти в 2023-м — многозадачность и современные игры

Виртуальные машины, рендеринг, кодирование и другие ресурсоёмкие процессы выполняются в системах с 16 Гб ОЗУ плавно. Устанавливайте такой объём памяти в компьютеры, от которых требуется максимальная многозадачность, где применяются системы видеомонтажа, редактирования и производства контента, обработки данных.

На игровых компьютерах 16 Гб ОЗУ в 2023 — стандарт современных 3D-приложений с большими сценами и «тяжёлыми» ресурсами.

Не будет избыточным такой объём в рабочих системах, где запускается Adobe Photoshop или Premiere Pro, в реальном времени редактируются аудиозаписи lossless-качества или видеоклипы в разрешении до 4K, исполняются клиентские приложения крупных облачных сервисов. Офисный компьютер минимум с 16 Гб оперативной памяти в 2023-м следует выбирать для сотрудников-ремесленников, когда от их работы зависит результат всего коллектива. Порой их потребности выходят далеко за эти рамки.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

Кому нужны 32 Гб оперативной памяти в 2023-м?

Если ваш сотрудник сталкивается с необходимостью выполнять рендеринг длинного видео в 4K, либо организовывать хостинг сервера, запускать несколько виртуальных машин и применять другие профессиональные задачи, то без увеличения объёма памяти на данной рабочей станции не обойтись. 32 Гб ОЗУ обеспечат его работе плавность и бесперебойность многозадачных процессов.

На игровых компьютерах 32 Гб ОЗУ в 2023 — это возможность запускать сложные 3D-приложения, разбирать их на модули, создавать свои или использовать чужие «моды» (модификации).

Для студентов и учащихся, либо неопытных сотрудников дополнительный объём оперативной памяти позволяет совершать ошибки и необдуманные действия без перегрузки операционной системы, и достигать при этом сколь-нибудь значительного результата. Хорошая инвестиция «на вырост».

Другими словами, в 2023-м году ОЗУ объёмом 32 Гб востребована:

  • в играх с «тяжёлым» контентом и для энтузиастов модостроения,
  • в работе — для сложных профессиональных целей,
  • в обучении, так как помогает избежать ошибок и перегрузок на ПК.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

Кому нужны 64 Гб и 128 Гб оперативной памяти в 2023-м?

Многие руководители ошибочно полагают, что для САПР и другого профессионального ПО большего объёма оперативной памяти, чем 32 Гб, не нужно. Если взять отдельный игровой компьютер с двумя планками по 16 Гб в двухканальном режиме, то с учётом затраченных денег на запас ресурсов для пиковых нагрузок, выбор весьма оправдан.

Когда руководителю нужно обеспечить десяток таких рабочих станций в офисе с более, чем 32 Гб ОЗУ, то нужен инвестиционный подход с пониманием окупаемости таких затрат.

Объёмы оперативной памяти 64 Гб и даже 128 Гб в 2023-м году актуальны для оснащения профессиональных компьютеров. Обычно они рассчитаны на формирование прибыли, образовательные или научные достижения.

Размер оперативной памяти 64 Гб и 128 Гб показывает наилучшую эффективность:

  • в системах проектирования,
  • исследовательских задачах,
  • обработке видео с целью поиска или анализа данных/пикселей,
  • 3D-рендеринге
  • и взаимодействии с глубоким машинным обучением и искусственным интеллектом на базовом (пользовательском) уровне.

Рядовые пользовательские программы на клиентском оборудовании (редакторы, браузеры, проигрыватели) и видеоигры (даже самые требовательные) оптимизированы под массовые конфигурации компьютеров. Посмотреть всегда актуальную статистику, на которую ориентируются геймдизайнеры, можно в Steam. Сейчас там преобладает конфигурация игрового ПК с 16 Гб ОЗУ.

Сколько оперативной памяти нужно в 2023-м году компьютерам и гаджетам — 2, 4, 8, 16 или 32 Гб?

***

2 Гб ОЗУ — ниже минимальных требований современных программ и приложений. Может использоваться на серверах с низкой нагрузкой (профессиональные или коммерческие задачи) или в устройствах с базовым набором сервисов (смартфоны-звонилки, например).

4 Гб ОЗУ — терпимый минимум для компьютеров и мобильных устройств (планшетов и смартфонов). Вы сможете работать с интернет-сервисами и выполнять базовые задачи в приложениях на Windows 10 и 11, Linux, macOS, в Android и iOS с таким объёмом памяти.

8 ГБ ОЗУ — комфортный минимум для игр и редакторов, компромиссный вариант по цене/производительности для ноутбуков, домашних компьютеров, офисных рабочих станций. В данный момент это распространённый объём оперативной памяти для среднебюджетных мобильных устройствах, однако появляется всё больше смартфонов флагманского уровня с 12 Гб и даже 16 Гб ОЗУ.

16 ГБ ОЗУ — выбор большинства опытных пользователей компьютеров. Столько вам понадобится в 2023-м и 2024-м годах. По актуальным данным Steam, у 46% игроков именно столько оперативной памяти на ПК [статистика Steam].

32 Гб ОЗУ — выбор тех, кто намерен оставить достаточно пространства для углублённого взаимодействия с цифровыми технологиями или виртуальными машинами. Мы рекомендуем предусмотреть увеличение объёма оперативной памяти (оставить слоты), если ваши задачи способны нагрузить 32 Гб на 100% («засвопиться»).

64 Гб и даже 128 Гб ОЗУ — наименее востребованный объём в 2023-м, но в узких нишевых задачах (научная деятельность, инженерные задачи) хватает впритык. Вы определённо точно должны понимать, как окупить затраты на такой значительный запас ресурсов памяти.

При организации рабочих мест в офисе  следует исходить из потребностей специализации и навыков каждого сотрудника:

  • профессионалу с редакторами понадобится дополнительная производительность памяти,
  • оператору по продажам достаточно и недорогого ноутбука с интернет-клиентом и веб-камерой.

Правда ли, что чем больше ОЗУ, тем лучше?

Правда?

Компания ZEL-Услуги

Для профессионального выбора офисных рабочих станций, создания серверов или полной организации ИТ-инфраструктуры предприятия мы готовы оказать вашей компании бесплатную консультацию или отправить специалиста на место для оценки возможностей экономии, оказания технической помощи и составления сметы.

Читайте также

  • Цифровая трансформация бизнеса: как измерять результаты и анализировать эффект
  • Как ИИ помогает в обработке платежей и транзакций: реальная польза бизнесу
  • Как проверяют компьютеры на работе?
  • Как использовать ИИ в бизнесе?
  • Технологии — друг делового человека, не гика. 9 способов, как они помогут конкурировать

Может быть интересно

  • Онлайн конструктор тарифов
  • Цены и тарифы на ИТ-аутсорсинг
  • Абонентское обслуживание компьютеров
  • ИТ-директор
  • Настройка и обслуживание серверов

Оперативная память в отличие от процессора и видеокарты не дает существенной прибавки FPS в играх. И хоть за последнее время частота у планок ощутимо выросла, ОЗУ остается для некоторых пользователей вторичной комплектующей. Поэтому многие экономят на суммарном объеме модулей, хотя другие, напротив, вкладывают в оперативку слишком много денег. Кто прав? 

Аппетиты операционной системы

Все мы прекрасно знаем, что первоочередный претендент на гигабайты памяти — это операционная система. Даже в простое она заберет часть объема ОЗУ под свои нужды. И поделать с этим ничего нельзя. Даже если ничего не открывать на старте системы, счетчик потребления памяти не будет показывать нулевые значения. Сколько памяти «жрет» ОС?

Разумеется, чем новее продукт, тем выше у него системные требования. Windows 10 без единой запущенной программы зарезервирует 2-3 Гбайт оперативной памяти. А вот старички в лице Windows XP и Windows 7 будут довольствоваться приблизительно одним гигабайтом или даже меньше. Но ОС — не единственный потребитель ОЗУ. Есть ещё парочка голодных ртов. 

Сколько скушает браузер

Если говорить о компьютерных играх, то речь зачастую заходит и браузере. Закрывать каждый раз все открытые вкладки — это неудобно. Лучше уж пускай Chrome (или что там у вас установлено) висит фоном. После игрового процесса можно к нему быстренько вернуться. Или вообще можно открыть браузер на втором мониторе и в перерывах между катками заниматься своими делами во всемирной паутине. 

Ответить объективно на вопрос, касающийся аппетита браузера довольно сложно. Во-первых, все зависит от количества одновременно открытых сайтов. А во-вторых, каждый ресурс потребляет разное количество ОЗУ (размер в основном зависит от различных графических эффектов).

Если говорить обобщенно, то получим, что при 20 открытых вкладках (начиная от самых легких и заканчивая тяжелыми) среднестатистический браузер потребляет около 2 Гбайт оперативной памяти. Причем все современные браузеры имеют схожий аппетит (мемы про ненасытный chrome уже неактуальны). Держим это число в уме, а в конце будем суммировать цифры.

Системные требования

Самую интенсивную тенденцию потребления системных ресурсов демонстрируют компьютерные игры. Если несколько лет назад компьютер с 8 Гбайт ОЗУ на борту тянул любую игру, то сегодня этого уже недостаточно. Для того чтобы определить, сколько памяти нужно купить, в первую очередь рекомендуется смотреть на системные требования к играм.

Они бывают минимальные и рекомендуемые. Так как компьютер покупается с запасом на несколько лет, нужно ориентироваться на рекомендуемые значения и накидывать сверху несколько «гигов». К примеру, Red Dead Redemption на минимальных настройках просит 8 Гбайт, а на максимальных уже 12. У Call of Duty: Warzone имеет аналогичные запросы. Assassin’s Creed Odyssey солидарен с коллегами по цеху. Все ААА-проекты имеют приблизительно одинаковый аппетит. Посмотреть, сможет ли ваш компьютер потянуть какую-то игру можно на этом сайте.

Выводы

Итак, сколько оперативной памяти нужно геймеру?

Если вы играете во что-то более серьезное, чем «Пасьянс» или «Сапер», берите хотя бы 16 Гбайт оперативки.

В 2020 году это минимум, необходимый для комфортного гейминга. Учтите, что…

  • 2-3 Гбайта уйдет под нужды системы,
  • 2 Гбайта будут работать на браузер и другие открытые приложения, 
  • 8-10 Гбайт потребуется самой игре, причем отнюдь не с ультранастройками. 

Конечно, если вас интересуют старые проекты, то можно снизить планку до 8-12 Гбайт, но никак не ниже. Напротив, если вы не планируете проводить апгрейд компьютера в ближайшие годы можно заложить запас от 8 Гбайт (если это позволяет сделать материнская плата и ваш бюджет. 

Читайте также:

  • Что делать, если тормозит игра на компьютере?
  • Эксперты назвали самые популярные среди россиян игры и игровые консоли


14 ноября 2024

1 минута чтения

Оперативная память служит в качестве временного хранилища данных, которые система обрабатывает в настоящий момент. Во время игрового процесса именно в ОЗУ загружаются графика и звуки, и если памяти недостаточно, игра будет тормозить. Рассказываем, сколько оперативной памяти требует игровой компьютер в 2024 году.

Сегодня максимально возможный объем ОЗУ или RAM составляет 64 Гб. Но, как показывает практика, стремиться к нему необязательно. Если установить больше памяти, чем требуется, производительность не увеличится. Все зависит от задач, а также от конфигурации ПК и операционной системы.

Не только игры требуют оперативной памяти. Сама операционная система оттягивает на себя часть ресурса RAM. Так, Windows 7 требовала всего 4 Гб ОЗУ, а для полноценной работы Windows 11 этого уже недостаточно, минимальный показатель — 6 Гб. Для серфинга в Интернете, большинства игр, выпущенных ранее 2018 года, работы с текстовыми файлами и просмотра видео хватит 8—12 Гб ОЗУ.

В 2018-м появился новый стандарт памяти — 16 Гб, и его до сих пор придерживаются некоторые издатели. Например, с таким показателем RAM можно поиграть в Cyberpunk 2077 даже на максимальных настройках графики. А эту игру выпустили уже в 2020 году.

В 2022 году стали появляться игры, требующие уже не менее 32 Гб оперативной памяти для стабильной работы. Правда, в то время это были единичные проекты, но к 2024 году 32 Гб становятся новым золотым стандартом для геймеров.

Этого достаточно не только для того, чтобы комфортно играть сегодня — такой показатель RAM позволяет рассчитывать на будущие апгрейды и дополнения любимых игр на протяжении нескольких лет. Причем эксперты считают, что лучше использовать две платы по 16 Гб или четыре — по 8 Гб, чтобы обеспечить работу оперативной памяти в многоканальном режиме.

Однако если есть возможность приобрести ОЗУ 64 Гб, это может стать оправданным шагом для тех, кто собирает игровой компьютер с большим запасом. Кроме того, такой объем RAM пригодится для профессионального монтажа видео или графического дизайна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • View advanced system settings windows 10 где найти
  • Программа которая убирает активацию windows 10
  • Hp network configuration utility windows 2012
  • Возможности проигрывателя windows media
  • Не переносятся файлы мышкой windows 11