Windows – операционная система, обладающая достаточно дружелюбным пользовательским интерфейсом. Разобраться с азами работы в Windows намного проще, чем в том же Linux. Связано это с тем, что создатели ОС позаботились о наличии так называемых диалоговых окон. В них располагаются элементы управления всей системой.
В данной статье будет рассказано о том, что собой представляет диалоговое окно. Предстоит изучить его предназначение, разновидности, а также то, как оно выглядит. Все это пригодится преимущественно новичкам, планирующим работать с ПК.
Определение
Диалоговое окно (dialog box) – это элемент графического интерфейса. Специальный компонент, представляющий собой окошко, предназначенное для вывода информации, а также получения ответов со стороны пользователя. Это – своеобразное «место ведения диалога» между машиной (устройством) и клиентом.
Элементарный пример – это окно сообщения. Оно выводит на дисплей сообщение, после чего требует от пользователя подтверждения факта прочтения. Для этого используется специальная кнопка. Чаще – «Ок». Окошки сообщений необходимы непосредственно для того, чтобы:
- информировать пользователя о завершившемся действии в пределах системы;
- выводить на экран сообщения об ошибках;
- отображать те или иные данные, которые не требуют от клиента какого-либо выбора.
Окошечки сообщений выступает одним из наиболее часто встречающихся шаблонов проектирования. Несмотря на это, соответствующий компонент получает немало критики. Он рассматривается как малоэффективное решение для поставленной задачи. От ошибочных действий непосредственного клиента защитить не сможет.
Разновидности
Диалоговые окна нужны для того, чтобы наладить связь по типу «пользователь-система». Такой подход является своеобразной аналогией реального диалога. В операционных системах и приложениях выделяют несколько видов рассматриваемого компонента:
- модальные окна;
- немодальное окошко.
Первый вариант рассмотрим сразу на нескольких уровней – со стороны приложения и непосредственного окошка. После этого предстоит изучить проектирование изучаемых элементов пользовательского интерфейса более подробно.
Немодальный тип
Диалоговое окошко может быть немодальное – modeless. Оно используются тогда, когда информация, отображаемая в пределах «рамки», является несущественной для дальнейшего функционирования системы. Такие окошки остаются открытыми, а работа клиента с ОС успешно продолжается.
Примерами диалоговых немодальных окон могут выступать:
- панель инструментов;
- «палитра» в графическом редакторе.
Если «палитра» отсоединена или может открепляться от главного окошка приложения – в этом случае рассматриваемый инструмент будет относиться к немодальному типу. В нем есть компоненты управления, которые используются параллельно с работой программного обеспечения. Подобные окошки редко носят название «диалоговых».
Согласно действующим правилам грамотного программного дизайна рекомендуется использовать именно этот вариант окошек. Он не требует от пользователя определенной (и не всегда очевидной) последовательности действий.
Также вариантом немодального диалогового окна является блок пользовательского интерфейса для корректировки свойств текущего документа – фона, текста. Пользователь сможет вводить текст без учета его цвета. В любой момент соответствующий параметр удастся скорректировать под собственные нужды за счет специального диалогового окошка.
Модальные – уровень приложений
Модальное диалоговое окно – это окошко, которое будет блокировать работу пользователя с родительским программным обеспечением. Происходит это до тех пор, пока клиент его не закроет собственными руками. Основная масса рассматриваемых диалоговых компонентов относится именно к модальному типу.
Пример – настройки приложения. Связно это с тем, что реализовать режим проще, когда все внесенные изменения применяются или отменяются (в зависимости от проводимых операций) одновременно. И делается это тогда, когда клиент решил внести изменения, после чего открыл необходимый раздел в программе.
Отображение в модальном режиме имеет широкое распространение. Пример – когда софт должен получить дополнительную информацию для продолжения функционирования или подтверждение от клиента (согласие на операцию). Актуально, когда планируемые манипуляции попадают под категорию потенциально опасных.
Модальные диалоговые окошки запросов на уровне приложений выступают в качестве плохих дизайнерских решений. Они способны привести клиента к «ошибкам режима ПО». Опасные операции должны иметь возможность отмены везде, где только возможно. В случае с рассматриваемым диалоговым компонентом системы/приложения соответствующие перспективы отсутствуют. Окошко через некоторое время после внезапного появления пропускаются пользователями автоматически. Надежную защиту от опасных и нежелательных действий такие элементы не обеспечивают в должной мере.
Модальные – на уровне окна
Диалоговые окна модального типа имеют свои недостатки. Чтобы их смягчить, программисты предложили концепцию модальности на уровне окошка или конкретного документа. Тут нужно запомнить следующее:
- Подход активно используется на практике. Пример – MacOS.
- Когда появляется окошко соответствующего типа, работа с остальными «диалоговыми» компонентами приложения попадает под блокировку.
- Поддерживается возможность изменения размера родительского приложения и непосредственного модального окошка.
- Окно диалога не перекрывает основное приложение. Оно просто к нему прикрепляется.
При появлении рассматриваемого элемента не получится закрыть основное приложение. Операция станет доступна лишь после того, как клиент закроет диалоговое модальное окно. Других вариантов системы и приложения не рассматривают.
Часто такие элементы нужны для того, чтобы выводить на дисплей сообщения с важной информацией. Пример – разнообразные ошибки и предупреждения.
Кнопки
Изучая типичное диалоговое окно, нельзя не обратить внимание на очень важный элемент – кнопку. Такие компоненты присутствуют в большинстве рассматриваемых «диалогов». Чаще всего встречаются:
- Ок. Кнопка, которая позволяет клиенту выразить согласие с тем, что в тот или иной момент времени отображает конкретное диалоговое окно. При клике по соответствующему элементу управления происходит закрытие окошка. Проведенные изменения (если таковые были) вступают в силу.
- Cancel. Это – отмена. Закрывает диалоговое окно без применения внесенных изменений.
- Apply – применить. Аналог «Ок» в некоторых приложениях и документах. Закрывает диалоговое имеющееся окно, принимая те или иные изменения.
Также при формировании пользовательского интерфейса диалоговых окон рекомендуется внедрить справочную информацию. Для этого обычно создается элемент под названием «Справка». Выглядит или как кнопка с соответствующей надписью, или как «знак вопроса» в навигационном меню главного окна приложения.
Остальные кнопки в диалоговых окнах встречаются редко. Они зависят непосредственно от имеющегося приложения, а также конкретной задачи.
Основы проектирования
Диалоговые окна используются в современных операционных системах повсеместно. Каждый программист должен знать не только о том, как выглядит соответствующий компонент ОС или приложения, но и уметь проектировать их. Это важный момент для тех, кто планирует заниматься ООП, а также создавать программное обеспечение с «дружелюбным» пользовательским интерфейсом. Далее будет представлена информация, которая поможет добиться желаемого результата.
Варианты применения
Диалоговые окна нужны для отладки «диалога» между пользователем и компьютером. Применяются такие компоненты в разных направлениях. Все зависит от выбранного шаблона окошка:
Блок вопросов (при помощи кнопок). Он задает пользователям вопрос или подтверждает команду. Использует элементарные ответы в горизонтально упорядоченных кнопках команд.
- Раздел вопросов (ссылками на команды). Отвечает за задание всего одного вопроса клиенту. Выбирает задачу для выполнения, а также использует подробные ответы в вертикально упорядоченных ссылках на непосредственные команды.
- Выбора. Это – диалоговые окна, которые представляют клиентов с набором вариантов, обычно для более полного описания той или иной команды. В отличие от варианта с «вопросами», такие диалоги могут задавать сразу несколько вопросов.
- Хода выполнения. Такие диалоговые окна предоставляют клиентам обратную связь о ходе дополнительных операций (длящихся более 5 секунд), а также выдающие команды для отмены или остановки проводимых манипуляций.
Также есть информационные диалоги. Самые простые и распространенные. Нужны для того, чтобы отображать сведения, которые запросил пользователь у приложения или операционной системы.
Рекомендации
Создавая диалоговые окна, рекомендуется:
- Не использовать прокручиваемые вариации. Вместо них лучше внести изменения в уже имеющиеся диалоговые окна. Пример – использовать прогрессивное раскрытие или вкладки.
- При отсутствии строки меню или состояния нужно предоставить доступ к командам и состоянию через диалоговое непосредственное окно. Можно задействовать в этом случае контекстное меню соответствующих элементов управление. Строки меню допустимы тогда, когда диалоговое окно используется для реализации основного. Пример – служебные приложения.
- Если создаваемый элемент требует пристального внимание, а программа не активна, надо нажать кнопку панели задач три раза. Это привлечет внимание клиента и оставит окошко выделенным. Иных действий предпринимать не нужно.
Это – общие рекомендации. Далее все зависит от того, какое именно диалоговое (модальное или немодальное) окно будет использоваться программистами.
Рекомендации для модального вида
Тут необходимо запомнить следующее:
- Такое диалоговое окно используется для редких задач одноразового характера, а также критических ситуаций. Применимо тогда, когда нужно что-то завершить перед продолжением.
- Чтобы изменения не вступали в силу до явной фиксации, рекомендуется использовать модели отложенной фиксации.
- Реализацию диалогового окна задачи проводят при необходимости. Этот прием позволит обеспечить более согласованный внешний вид диалога.
Но и это еще не все. Диалоговые окна бывают без режима (немодальные), а также с несколькими страничками. Для всего этого тоже есть свои рекомендации.
Советы для немодального типа
Диалоговое окно без режима предусматривает такие советы по созданию:
- Используются для частых и повторяющихся задач.
- При проектировании рекомендуется применять модель немедленной фиксации. Это помогает изменениям тут же вступать в силу.
- Диалоговое окно без режима предусматривает использование кнопки «Закрыть» в окне. Оно нужно для того, чтобы завершить работу с окошком. Разместить компонент нужно в строке заголовка.
- Можно рассмотреть возможность создания нескольких диалоговых окон с возможностью закрепления. Не моделируемые компоненты предоставляют больше гибкости.
Увидеть примеры такие windows dialogs можно в MS Office. Их можно закрепить в той или иной области.
Когда их несколько
Диалоговых создаваемых окон может быть несколько. В этом случае нужно:
- Не отображать несколько диалогов выбора владельцев одновременно из окошка выбора владельца. Несколько кнопок фиксации делает работу с сообщением более сложной. Пользователь не всегда разберется с такими диалоговыми выскочившими окнами. Лучше использовать несколько соответствующих компонентов последовательно. Пример – диалоги вопросов.
- Использовать многостраничные диалоговые системные окна. Отдельные диалоги применяются тогда, когда они не имеют четкой связи между собой.
Также есть диалоговое окно с несколькими страничками. Тут рекомендуется:
- Использовать подобный компонент вместо отдельных диалогов, если есть последовательность связанных страничек: входная (не является обязательной), ход выполнения, результат.
- Не использовать диалоговые многостраничные окна, если входная страничка – это стандартный диалог. Тут особую роль играет согласованность использования.
- Отказаться от «Далее» и «Назад», когда создается новое диалоговое окно. Тут также не стоит использовать более трех страниц.
- На входной страничке использовать только определенные кнопки команд или ссылки на команды, которые позволяют инициировать задачу.
Для того, чтобы диалоговое окно можно было закрыть, рекомендуется использовать на страничках ввода и хода выполнения кнопку «Отмена». В «результатах» отдается предпочтение элементу «Закрыть».
Тут и тут можно узнать больше о создании и проектировании изученного элемента. А специализированные дистанционные онлайн курсы помогут быстрее научиться создавать окна в операционных системах.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus! Также обратите внимание на специлизированный курс «Администратор Windows«.
Интерфейс — это комплекс программ, организовывающих взаимосвязь персонального компьютера:
Интерфейс — это комплекс программ, организовывающих взаимосвязь персонального компьютера:
-
с пользователем – пользовательский интерфейс
-
с аппаратными средствами – аппаратный интерфейс
-
с программами – программный интерфейс
Пользовательский интерфейс Windows является графическим, т.к. позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и т.д.).
Основные операции, выполняемые с помощью мыши
-
левый щелчок — однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;
-
правый щелчок — однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;
-
двойной щелчок — два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;
-
перетаскивание (протаскивание) — нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.
-
специальное перетаскивание — выполняется так же как и перетаскивание, но с нажатой правой кнопкой мыши, при этом появляется ниспадающее меню, в котором выбирается действие.
Элементы графического интерфейса Windows:
Элементы графического интерфейса Windows:
-
Рабочий стол. На нем, как и на обычном рабочем столе расположены различные программы и инструменты, представленные в виде значков, или иконок.
-
Объекты (папки, значки, ярлыки)
Значки. Значками в Windows обозначаются программы, документы. Запуск производится двойным щелчком кнопки мыши по значку. Программа может быть расположена непосредственно на Рабочем столе, а может быть скрыта глубоко на диске, но и в этом случае представлена на Рабочем столе своим образом – ярлыком.
Ярлыки. Ярлык программы – это не сама программа, а только путь к ней, указание на то место на диске, где она находится. Двойной щелчок по ярлыку также вызывает запуск программы. Ярлыки от значков отличаются наличием небольшой стрелочки внизу слева.
-
Панель задач. Располагается в нижней части экрана, имеет вид полосы. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и часы.
-
Кнопка Пуск. Является элементом Панели задач. Обычно располагается в левом нижнем углу экрана. Щелчком на этой кнопке открывается Главное меню – мощный инструмент управления, работая с которым можно сделать абсолютно все, что только можно сделать в системе Windows.
-
Окно – один из главных элементов интерфейса Windows. Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение. Поэтому выделяют окно приложения, окно документа или диалоговое окно.
Элементы управления Windows
Элементы управления Windows
Диалоговые окна очень широко применяются для настройки системы Windows. Набор разных видов элементов управления диалоговых окон не очень обширен, но в отдельных ситуациях могут использоваться и нестандартные элементы управления.
-
Кнопка (командная кнопка). Представляет собой прямоугольник с надписью. Он изображен таким образом, что кажется выпуклым. Кнопки используют для выполнения таких команд, которые сопровождаются закрытием диалогового окна, изменением его содержания или открытием нового диалогового окна. Чтобы воспользоваться кнопкой, на ней надо щелкнуть. Одна из кнопок диалогового окна, как правило, является выделенной и обведена черной рамкой. Нажатие клавиши ENTER равносильно щелчку на выделенной кнопке диалогового окна. Например, ОК, отмена.
-
Текстовое поле (поле). Представляет собой белый прямоугольник, как бы «утопленный» в диалоговое окно. Текстовое поле предназначено для ввода одной строки текста (или числового значения). При щелчке на этом поле в нем появляется курсор, а прежний текст выделяется. При редактировании содержимого текстового поля можно использовать стандартные операции редактирования и даже передавать и получать данные из буфера обмена. Например, Имя файла
-
Текстовая область. Аналог текстового поля, используемый для отображения текста из нескольких строк. Редактирование этого текста может быть разрешено или запрещено. Если текст не помещается в текстовую область полностью, по краям области могут располагаться полосы прокрутки.
-
Список. Представляет собой прямоугольную область, в которой в горизонтальных строчках располагаются пункты списка. При необходимости справа располагается вертикальная полоса прокрутки. Обычно возможен выбор лишь одного из пунктов, хотя бывают списки, позволяющие выбрать несколько пунктов. Выбрать определенный пункт можно с помощью щелчка мыши или клавишами ВВЕРХ и ВНИЗ. В современных программах иногда используют дополнительные виды списков, представляющие собой, например, «дерево папок» или другую сложную структуру. Например, Свойства экрана – узор.
-
Раскрывающийся список. Выглядит как текстовое поле, содержащее справа раскрывающую кнопку. При щелчке на этой кнопке под полем раскрывается список, в котором можно выбрать нужный пункт. Если щелкнуть на поле списка, то перебирать пункты можно с помощью клавиш ВВЕРХ и ВНИЗ. Комбинация клавиш ALT+ВНИЗ позволяет раскрыть список. Например, Настройка даты – месяц (предложенные варианты)
-
Поле со списком. Представляет собой комбинацию текстового поля и списка (обычного или раскрывающегося). Выглядит как раскрывающийся список или как текстовое поле, под которым располагается обычный список. Отличается тем, что содержимое этого поля не обязательно выбирать из списка, а можно ввести с помощью клавиатуры. Оно не обязано совпадать с одним из пунктов, содержащихся в списке. Например, Размер шрифта – 12
-
Счетчик. Представляет собой специальное поле для ввода числового значения. Выглядит как текстовое поле с двумя кнопками справа. Щелчок на кнопках увеличивает или уменьшает значение на единицу. Нужное значение можно ввести в поле и с помощью клавиатуры. Иногда используют комбинированные счетчики, позволяющие задать несколько числовых значений при помощи одной пары кнопок. Например, Настройка даты – год
-
Вкладка. Отдельная страница диалогового окна. Диалоговое окно может содержать несколько вкладок. Вкладка состоит из корешка, на котором написано название вкладки, и страницы, на которой располагаются элементы управления. Чтобы выбрать определенную вкладку, достаточно щелкнуть на ее корешке. Если название вкладки выбрано (обведено пунктирной рамкой), то для перехода к другим вкладкам можно использовать клавиши ВЛЕВО и ВПРАВО. Например, Справка – три вкладки
-
Флажок. Представляет собой элемент управления, позволяющий разрешить или запретить определенное действие. Состоит из белого квадратика и подписи, описывающей назначение флажка. Если флажок установлен, то квадратик помечается «галочкой» и указанное действие разрешается. У сброшенного флажка квадратик пуст. Флажки переключают щелчком мыши или нажатием клавиши ПРОБЕЛ. Например, Шрифт – контур, зачеркнутый, двойное зачеркивание
-
Переключатель. Используется для выбора одной возможности из нескольких. Переключатели всегда встречаются группами по несколько элементов. Переключатель включается щелчком мыши или нажатием клавиши ПРОБЕЛ. При включении переключателя остальные переключатели этой группы выключаются, так что включен может быть один и только один переключатель в группе. Включенный переключатель помечается черной точкой. Например, Завершение работы – перезагрузка, выключить.
-
Группа элементов. Несколько элементов управления диалогового окна, тематически связанные между собой, могут быть объединены в группу и заключены в рамку, которая может быть снабжена подписью. Это делается исключительно для наглядности. Например, Настройка даты – ДАТА, а в ней три элемента: счетчик – год, раскрывающийся список – месяц, специальный элемент — число
-
Область предварительного просмотра. При проведении сложных многосторонних настроек иногда трудно оценить, что же получится в итоге. В таких случаях диалоговые окна могут содержать область предварительного просмотра, в которой в уменьшенном и упрощенном виде отображаются результаты настройки. В некоторых случаях эту область можно использовать для отбора настраиваемых параметров. Например, Шрифт – выделенный текст, меню формат — шрифт
-
Палитра. Разновидность раскрывающегося списка. Здесь вместо текстовых пунктов применяются цветовые обозначения, значки или другие объекты. Используется в тех случаях, когда текстовое описание пункта недостаточно или, наоборот, излишне, например при выборе цвета. Выбираемый пункт обычно помечается темной рамкой. Например, Заливка
-
Специальные элементы управления. В некоторых диалоговых окнах могут использоваться специальные элементы управления, не вписывающиеся в приведенную классификацию. Так как диалоговые окна служат для настройки самых разнообразных параметров, некоторые из этих параметров удобнее задавать особым образом. В таких случаях в программах появляются специальные элементы управления, подходящие для конкретной ситуации. Например, календарь для выбора текущего числа относится как раз к нестандартным элементам управления. Такое представление намного нагляднее, чем использование счетчика или раскрывающегося списка. Например, Дата — число
Используя материалы сайта, справки Windows и интернет ответьте на вопросы:
-
-
Что такое операционная система?
-
Что такое файл?
-
Что такое контекстное меню? Каким образом запускается?
-
Какая информация содержится в свойствах диска, папки, файла, объектов: Мой компьютер, Корзина, Рабочий стол? Сравните ее.
-
Что такое панель задач? Ее назначение.
-
Перечислите основные элементы окна Windows.
-
Перечислите основные элементы управления среды Windows.
-
Что такое ярлык? Перечислите способы создания ярлыка.
-
Перечислите основные объекты, хранящиеся на Рабочем столе.
-
Перечислите основные приемы управления мышью
-
Назначение приема управления мышью – «протягивание».
-
Назначение приема управления мышью – «специальное перетаскивание».
-
Что такое буфер обмена?
-
Какие типы меню вы знаете?
-
Для какой цели проводится архивация файла? Какие архиваторы вы знаете?
-
Ответы предоставьте в виде текстового файла.
Регистрация класса окна осуществляется функцией
ATOM WINAPI RegisterClass(_In_ const WNDCLASS *lpWndClass);
Прототип функции находится в файле библиотеки user32.dll.
Единственным аргументом функции является указатель на структуру
typedef struct _WNDCLASS {
UINT style;
WNDPROC lpfnWndProc;
int cbClsExtra;
int cbWndExtra;
HINSTANCE hInstance;
HICON hIcon;
HCURSOR hCursor;
HBRUSH hbrBackground;
LPCTSTR lpszMenuName;
LPCTSTR lpszClassName; } WNDCLASS;
Члены структуры
style — устанавливает стиль(и) класса. Этот член структуры может быть любой комбинацией стилей класса.
Имя | Значение | Описание |
CS_VREDRAW | 0x01 | Вертикальная перерисовка: осуществлять перерисовку окна при перемещении или изменении высоты окна. |
CS_HREDRAW | 0x02 | Горизонтальная перерисовка: осуществлять перерисовку окна при перемещении или изменении ширины окна. |
CS_KEYCVTWINDOW | 0x04 | В окне будет выполняться преобразование виртуальных клавиш. |
CS_DBLCLKS | 0x08 | Окну будут посылаться сообщения о двойном щелчке кнопки мыши. |
CS_OWNDC | 0x20 | Каждому экземпляру окна присваивается собственный контекст изображения. |
CS_CLASSDC | 0x40 | Классу окна присваивается собственный контекст изображения, который можно разделить между копиями. |
CS_PARENTDC | 0x80 | Классу окна передается контекст изображения родительского окна. |
CS_NOKEYCVT | 0x100 | Отключается преобразование виртуальных клавиш. |
CS_NOCLOSE | 0x200 | Не закрываемое окно: в системном меню блокируется выбор пункта закрытия окна. |
CS_SAVEBITS | 0x800 | Часть изображения на экране, закрытая окном, сохраняется. |
CS_BYTEALIGNCLIENT | 0x1000 | Выравнивание клиентской области окна: использование границы по байту по оси x. |
CS_BYTEALIGNWINDOW | 0x2000 | Выравнивание окна: bспользование границы по байту по оси x. |
CS_PUBLICCLASS CS_GLOBALCLASS | 0x4000 | Определяется глобальный класс окон. |
lpfnWndProc — указатель на оконную процедуру.
cbClsExtra — устанавливает число дополнительных байт, которые размещаются вслед за структурой класса окна. Система инициализирует эти байты нулями, в большинстве случаев равен 0.
cbWndExtra— устанавливает число дополнительных байтов, которые размещаются вслед за экземпляром окна. Система инициализирует байты нулями.
hInstance — дескриптор экземпляра, который содержит оконную процедуру для класса.
hIcon — дескриптор значка класса, дескриптор ресурса значка. Если этот член структуры — NULL, система предоставляет заданный по умолчанию значок.
hCursor — дескриптор курсора класса, дескриптор ресурса курсора. Если этот член структуры — NULL, приложение устанавливает форму курсора всякий раз, когда мышь перемещается в окно прикладной программы.
hbrBackground — дескриптор кисти фона класса, дескриптор физической кисти, которая используется, чтобы красить цветом фона, или код цвета, преобразованный к типу HBRUSH.
lpszMenuName — указатель на символьную строку с символом конца строки (‘\0’), которая устанавливает имя ресурса меню класса. Можно использовать целое число, чтобы идентифицировать меню с помощью макроса MAKEINTRESOURCE(int). Если этот член структуры — NULL, окна, принадлежащие этому классу, не имеют заданного по умолчанию меню.
lpszClassName — указатель на символьную строку с именем класса, оканчивающуюся ‘\0’.
Создание окна осуществляется функцией
HWND WINAPI CreateWindow(
_In_opt_ LPCTSTR lpClassName,
_In_opt_ LPCTSTR lpWindowName,
_In_ DWORD dwStyle,
_In_ int x,
_In_ int y,
_In_ int nWidth,
_In_ int nHeight,
_In_opt_ HWND hWndParent,
_In_opt_ HMENU hMenu,
_In_opt_ HINSTANCE hInstance,
_In_opt_ LPVOID lpParam );
Прототип функции находится в файле библиотеки user32.dll.
Возвращаемое значение – дескриптор создаваемого окна. В случае невозможности создать окно возвращается NULL.
Аргументы функции:
lpClassName – указывает на строку с ‘\0’ в конце, которая определяет имя класса окна. Имя класса может быть зарегистрированным функцией RegisterClass или любым из предопределенных имен класса элементов управления.
lpWindowName — указывает на строку с ‘\0’ в конце, которая определяет имя окна.
dwStyle — определяет стиль создаваемого окна.
Имя | Значение | Описание |
WS_BORDER | 0x00800000 | Окно имеет тонкую границу в виде линии. |
WS_CAPTION | 0x00C00000 | Окно имеет строку заголовка. |
WS_CHILD | 0x40000000 | Окно является дочерним. |
WS_DISABLED | 0x08000000 | Окно является изначально неактивным. |
WS_GROUP | 0x00020000 | Окно группирует другие управляющие элементы. |
WS_HSCROLL | 0x00100000 | Окно содержит горизонтальную полосу прокрутки. |
WS_MAXIMIZE | 0x01000000 | Исходный размер окна – во весь экран. |
WS_MINIMIZE | 0x20000000 | Исходно окно свернуто. |
WS_OVERLAPPED | 0x00000000 | Окно может быть перекрыто другими окнами. |
WS_POPUP | 0x80000000 | Всплывающее окно. |
WS_SYSMENU | 0x00080000 | Окно имеет системное меню в строке заголовка. |
WS_VISIBLE | 0x10000000 | Окно изначально видимое. |
WS_VSCROLL | 0x00200000 | Окно имеет вертикальную полосу прокрутки. |
x — определяет координату левой стороны окна относительно левой стороны экрана. Измеряется в единицах измерения устройства, чаще всего в точках (pt). Для дочернего окна определяет координату левой стороны относительно начальной координаты родительского окна. Если установлен как CW_USEDEFAULT, Windows выбирает заданную по умолчанию позицию окна.
у – определяет координату верхней стороны окна относительно верхней стороны экрана. Измеряется в единицах измерения устройства, чаще всего в точках (pt). Для дочернего окна определяет координату верхней стороны относительно начальной координаты родительского окна.
nWidth – определяет ширину окна в единицах измерения устройства. Если параметр соответствует CW_USEDEFAULT, Windows выбирает заданную по умолчанию ширину и высоту для окна.
nHeight – определяет высоту окна в единицах измерения устройства.
hWndParent – дескриптор родительского окна.
hMenu – идентифицирует меню, которое будет использоваться окном. Этот параметр может быть NULL, если меню класса будет использовано.
hInstance — идентифицирует экземпляр модуля, который будет связан с окном.
lpParam — указывает на значение, переданное окну при создании.
После вызова функции UpdateWindow, окно окончательно выведено на экран. Теперь программа должна подготовить себя для получения информации от пользователя через клавиатуру и мышь.
Windows поддерживает «очередь сообщений» (message queue) для каждой программы, работающей в данный момент в системе Windows.
Когда происходит ввод информации, Windows преобразует ее в «сообщение», которое помещается в очередь сообщений программы.
Программа извлекает сообщения из очереди сообщений, выполняя блок команд, известный как «цикл обработки сообщений» (message loop):
while(GetMessage(&msg,NULL,0,0))
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
Для получения сообщения из очереди используется функция:
BOOL WINAPI GetMessage(
_Out_ LPMSG lpMsg,
_In_opt_ HWND hWnd,
_In_ UINT wMsgFilterMin,
_In_ UINT wMsgFilterMax);
Прототип функции находится в файле библиотеки user32.dll.
В случае получения из очереди сообщения, отличного от WM_QUIT, возвращает ненулевое значение.
Аргументы функции:
lpMsg — указатель на структуру сообщения.
typedef struct MSG
{
HWND hwnd; // дескриптор окна, очередь сообщений которого просматривается
UINT message; // идентификатор сообщения
WPARAM wParam; // дополнительная информация о сообщении,
LPARAM lParam; // зависит от идентификатора сообщения
DWORD time; // время помещения сообщения в очередь
POINT pt; // структура, содержащая координаты курсора в момент помещения сообщения в очередь
} MSG;
Структура POINT имеет вид
typedef struct POINT
{
LONG x; // координата x
LONG y; // координата y
} POINT;
hWnd — дескриптор окна, очередь для которого просматривается.
wMsgFilterMin — нижняя граница фильтра идентификаторов сообщений.
wMsgFilterMax — верхняя граница фильтра идентификаторов сообщений.
Функция
BOOL WINAPI TranslateMessage(_In_ const MSG *lpMsg);
передает аргумент — структуру msg обратно в Windows для преобразования какого-либо сообщения с клавиатуры. Возвращает ненулевое значение в случае успешной расшифровки сообщения, 0 – ошибка.
Функция
LRESULT WINAPI DispatchMessage(_In_ const MSG *lpmsg );
передает аргумент — структуру msg обратно в Windows. Windows отправляет сообщение для его обработки соответствующей оконной процедуре — таким образом, Windows вызывает соответствующую оконную функцию, указанную при регистрации класса окна.
После того, как оконная функция обработает сообщение, оно возвращается в Windows, которая все еще обслуживает вызов функции DispatchMessage. Когда Windows возвращает управление в стартовую функцию WinMain() к следующему за вызовом DispatchMessage коду, цикл обработки сообщений в очередной раз возобновляет работу, вызывая GetMessage.
Возвращает значение, определяемое оконной функцией, которое чаще всего игнорируется.
Прототипы функций находятся в файле библиотеки user32.dll.
Пример стартовой функции, создающей и выводящей окно размером 500х300 точек:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#include <windows.h>
#include <tchar.h>
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hwnd, UINT Message, WPARAM wparam, LPARAM lparam);
int WINAPI WinMain(HINSTANCE hInstance, HINSTANCE hPrevInstance,
LPSTR lpCmdLine, int nCmdShow)
{
HWND hwnd; // дескриптор окна
MSG msg; // структура сообщения
WNDCLASS w; // структура класса окна
// Регистрация класса окна
memset(&w, 0, sizeof(WNDCLASS));
w.style = CS_HREDRAW | CS_VREDRAW;
w.lpfnWndProc = WndProc; // имя оконной функции
w.hInstance = hInstance;
w.hbrBackground = (HBRUSH)(WHITE_BRUSH);
w.lpszClassName = _T("My Class");
RegisterClass(&w);
// Создание окна
hwnd = CreateWindow(_T("My Class"), _T("Окно пользователя"),
WS_OVERLAPPEDWINDOW, 500, 300, 500, 380, NULL, NULL, hInstance, NULL);
ShowWindow(hwnd, nCmdShow); // отображение
UpdateWindow(hwnd); // перерисовка
// Цикл обработки сообщений
while (GetMessage(&msg, NULL, 0, 0))
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
return msg.wParam;
}
Примечание: Для корректной сборки приложения используется многобайтовая кодировка.
Работа в операционной
системе Windows
Содержание
(нажмите CTRL и щелкните ссылку)
1.
Графический интерфейс
2.
Рабочий стол
3.
Окна Windows
4.
Мой компьютер
5.
Папка Мои документы
6.
Папка Корзина
7.
Меню Пуск. Панель инструментов и Панель задач
8.
Основные файловые операции — создание, копирование, перемещение и удаление
9.
Программа Проводник
10. Проверка дисков
11.
Дефрагментация
12. Резервное копирование
13. Восстановление системных файлов
14.
Рекомендации по уходу за компьютером
1. Графический интерфейс
Большая часть
манипуляций с объектами в графической оболочке системы Windows производится с
помощью мыши. Обратим ваше внимание на некоторые из них
Важнейшая функция мыши — реализация метода
Drag-and-Drop. Поместив курсор мыши на какой-либо объект (значок, ярлык или
папку) и нажав левую или правую кнопку, можно, не отпуская ее, перетащить
объект в нужное место, например, другое окно, в другую папку, в корзину
«для мусора» и т. д. Теперь, стоит отпустить кнопку и объект попадет
в указанное ему место.
Точно так же, поместив курсор мыши на какой-либо объект
(значок, ярлык или папку) и нажав на правую кнопку мыши, можно открыть меню со
списком действий, совершаемых над объектом (рис. I).
Pиc. I. Контекстно-зависимое меню
Видно, что объект можно открыть, т. е. запустить
программу, если это программа или приложение, которое обрабатывает этот файл,
или попросту открыть документ. Объект можно печатать, если у
вас есть принтер, отправить по электронной почте, на дискету, его
можно удалить, переместить, скопировать, переименовать и получить
доступ к его свойствам.
Поместив курсор мыши на какой-либо объект (значок,
ярлык или папку) и нажав дважды на левую кнопку мыши, мы заставим систему
запустить программу или приложение, обрабатывающее документ.
По ходу работы с мышью ее курсор (стрелка)
может изменять свой вид в зависимости от того, чем занята система или места,
где находится курсор мыши. Например, если подвести курсор к границе окна,
то он изменит свой вид на двунаправленную стрелку, что свидетельствует о том,
что система готова изменить размеры окна. В процессе работы с мышью вы
запомните все виды (их несколько) курсора, которые указывают на возможность
какого-либо действия или происходящее событие.
Кроме мыши, при работе с системой можно пользоваться
сочетаниями клавиш, иногда их называют горячими.
2. Рабочий стол
После загрузки системы перед пользователем появляется
так называемый рабочий стол, который имеет прямую аналогию с реальным
письменным столом.
У рабочего стола Windows
есть поверхность, покрытая обоями (аналог сукна), на столе стоят папки
специальные папки, Корзина, меню Пуск, которое представляет
собой своеобразный выдвижной ящик с множеством отделений, есть также часы,
индикатор раскладки клавиатуры и многое другое в зависимости от настроек.
На рабочем столе
сразу после установки системы появляется несколько значков. Как правило, это:
- Мой компьютер. С помощью этого значка пользователь получает полный доступ к
содержимому компьютера — файлам, дискам, управлению ресурсами и всем
настройкам. - Мои документы. Этот значок открывает папку, в которой система по умолчанию
сохраняет документы, созданные пользователем. - Корзина. Аналог «мусорной» корзины. В корзину перемещаются файлы
и документы при их удалении. - Сетевое окружение. С помощью этого значка пользователь получает доступ к локальной
компьютерной сети Значок будет отсутствовать, если компьютер не подключен
к сети.
Это минимальный набор
значков, которые могут располагаться на рабочем столе. Значки могут появляться
после установки каких-либо программ или помещены на рабочий стол пользователем
по своему усмотрению.
Файлы и документы хранятся в различных папках и доступ
к ним зачастую долог, поэтому для облегчения работы с файлами в Windows введен
способ быстрого доступа к ним с помощью ярлыков. Ярлыки — это значки
со специальными метками в виде стрелки в белом квадрате, расположенной в нижнем
левом углу значка. Ярлык выполняет последовательность команд перехода к
необходимому файлу (документу или программе) и запускает этот файл. Для этого
нужно дважды щелкнуть на ярлыке левой кнопкой мыши. Ярлыки также можно
разместить и в любой папке, и в документе.
Ярлыки создаются командой Создать | Ярлык,
входящей в меню Файл различных окон папок, а также в
контекстном меню, создаваемое нажатием правой кнопки мыши.
3. Окна Windows
Windows с английского переводится как «Окна».
Именно благодаря такой «оконной» концепции построения
пользовательского интерфейса работа в системе становится быстрой и удобной.
Наиболее существенные элементы окна Windows:
Верхняя строка окна содержит его заголовок.
В левом углу строки находится значок, вид которого изменяется в зависимости от
того, какое окно открыто — папка, документ или приложение. Для приложения
выводится значок приложения, для папки — значок папки. Щелчок на значке
открывает системное меню, которое предлагает совершить какие-либо действия над
окном (переместить закрыть и т. п.).
В правом углу окна находятся три кнопки: Свернуть,
Развернуть/ Восстановить и Закрыть. Если щелкнуть на первой из них,
окно приложения будет минимизировано, т. е свернуто, но останется в
памяти; при щелчке на второй окно развернется до максимального размера, а при
повторном щелчке свернется до стандартного. Последняя кнопка, Закрыть,
закрывает приложение.
Строка, расположенная
непосредственно под строкой заголовка называется строкой меню, в которой
содержатся пункты меню Файл, Правка, Вид и Справка (набор их
может различаться в зависимости от приложения или настроек); панель инструментов,
кнопки которой дают быстрый доступ к самым распространенным командам (Переход,
Удаление, Копирование и т. д.).
Непосредственно в окне отображается содержимое папки,
файла, документа. Информация может быть разной и зависит от того, какое
приложение запущено.
Внизу окна находится так называемая Строка состояния, в которой отображается
общая информация либо информация о выделенном объекте.
4. Мой компьютер
Основным значком на рабочем столе является значок Мой
компьютер с изображением компьютера Этот значок запускает приложение,
которое является своеобразным менеджером всего компьютера — дает доступ к
файловой системе вашего компьютера, позволяет запустить программу, настроить
систему, получить доступ к сети, выбрать принтер. Любой объект окна Мой
компьютер можно перетянуть на рабочий стол, при этом автоматически создается
ярлык, который будет открывать выбранный вами диск или служебную папку.
Рис. 2. Окно Мой компьютер
Итак, в окне Мой компьютер содержатся следующие элементы (рис
2).
- Ярлыки дисков. Их может быть несколько — в виде значков отображены дисковод
гибких дисков, жесткие диски (может быть один или несколько), привод
компакт-дисков. Двойным щелчком левой кнопки мыши выполняется переход к
содержимому дисков, а щелчок правой кнопкой мыши открывает контекстное
меню, предлагающее пользователю совершить действие над диском. Там же
находится вкладка Свойства, дающая информацию о типе диска, его объеме и
наличии свободного места, а также сведения о программе обслуживания диска - Панель управления. Это служебная программа, запустив которую, вы получаете доступ к
настройкам ресурсов компьютера. - Принтеры .
Папка содержит информацию об установленных принтерах. С ее помощью можно
установить новый драйвер принтера - Удаленный доступ к сети .позволяет настроить соединение с удаленной сетью или компьютером с
помощью модема.
В зависимости от конфигурации системы папка
Мой компьютер может содержать и другие служебные папки.
5. Папка Мои документы
Один важный значок рабочего стола — Мои
документы. По сути — это ярлык, который осуществляет переход к папке с
документами, с которыми вы работаете. По умолчанию этот значок соответствует
папке с одноименным названием, но в процессе работы пользователь может
переназначить путь к какой-либо другой папке. Особенностью этого значка
является то, что система автоматически предлагает запускаемым приложениям
открывать и сохранять документы из той папки, которая связана с этим значком.
6. Папка Корзина
Отдельного разговора заслуживает специальная папка Корзина,
предназначенная для удаления документов. В начале работы «мусорная»
корзина рабочего стола пуста, но стоит вам удалить ставший ненужным документ, перетащив
его туда мышью или с помощью контексного меню, как изображение корзины
изменится — в ней появится «мусор» в виде изображения смятой бумаги.
Таким образом внешний вид корзины дает знать о том, есть ли в ней какой-нибудь
мусор. В течение некоторого времени вы можете достать из нее выброшенный
документ, если обнаружите, что удалили его напрасно. Удаляемые документы
помещаются в специальную скрытую папку, как правило, Recycled, которая есть на
каждом диске, вместе с информацией об имени и месте первоначального нахождения
— поэтому документ восстанавливается точно в том месте, откуда он был удален.
Если щелкнуть на значке Корзина, откроется окно со списком
«удаленных» документов и названиями папок, в которых они находились.
Следует помнить, что Корзина занимает
место на жестком диске точно так же, как и любая другая папка, поэтому ее
периодически нужно «очищать» Чтобы очистить корзину, щелкните на
элементе контекстного меню Очистить Корзину, при этом все
документы будут удалены безвозвратно. Если Корзина переполнится, т. е. превысит
лимит отведенного для нее места на диске, то система самостоятельно предложит
вам ее очистить.
7. Меню Пуск. Панель инструментов и Панель задач
Управление работой Windows осуществляется из трех
источников: Панели задач, Панели управления и панели инструментов. Подробно
рассмотрим каждый из них.
Панель задач служит для запуска задач и для их переключения (рис.3). Задача
— это любое приложение, выполняемое на компьютере в данный момент времени. По
умолчанию Панель задач находится в нижней части экрана и имеет одну кнопку
Пуск. Поместив на нее указатель мыши, вы увидите текстовую метку «Начните
работу с нажатия этой кнопки». После щелчка появится меню Панели задач.
Если пункт меню отмечен стрелкой вправо, то ему соответствует подменю или меню
следующего уровня. Такие меню называются каскадными.
Рис. 3. Панель задач
По своей сути меню Пуск — это папка и ей присущи практически
все свойства стандартного объекта Windows (за исключением некоторых, например,
удаление, перенос, копирование) Внутри же этой папки можно перемешать,
копировать, удалять ярлыки и другие папки.
В структуре меню Пуск по умолчанию есть несколько разделов,
несколько отличающихся в зависимости от версии ОС Windows (рис. 4):
Рис.4 Меню Пуск.
- В разделе Программы находится
список установленного на вашем ПК программного обеспечения, представленный
в виде папок и значков. При установке новой программы значок для ее
запуска автоматически добавляется в этот раздел. - Раздел Недавние Документы содержит
список недавно использованных вами документов - Раздел Панель управления содержит
все необходимые инструменты для настройки конфигурации вашего ПК - Раздел Поиск поможет вам
отыскать файл или папку на компьютере или в Internet. - Пункт Справка и поддержка дублирует
нажатие клавиши <F1> в операционной системе; - пункт Выполнить предоставляет некое
подобие командной строки на старой ОС и дает возможность специалисту
быстрее выполнить некоторые действия, - пункт Выключение производит выход из
системы или ее перезагрузку.
При запуске приложения
на Панели задач появляется соответствующая кнопка. Она отображается
«нажатой» для приложения, которое в данный момент воспринимает
команды от клавиатуры При запуске очередного приложения на Панели задач
появляется его кнопка. Теперь, чтобы переключиться на ту или иную задачу,
достаточно щелкнуть на ее кнопке или нажать комбинацию клавиш
<Alt>+<Tab>. При запуске большого числа задач размеры кнопок
сокращаются, и кнопки собираются в группы. Рядом с кнопкой Пуск
может находиться панель инструментов Быстрый запуск (рис. 5). В ней находятся
ярлыки для наиболее часто (по мнению разработчиков) применяемых приложений,
однако пользователь может при желании разместить в ней какие угодно ярлыки.
Рис 5 Панель инструментов Быстрый запуск
В правом углу Панели задач находится Системная панель,
в которой обычно отображаются часы, индикатор раскладки клавиатуры, регулятор
громкости (рис. 6). В ней же могут располагаться и другие значки приложений,
обычно постоянно находящихся в памяти, т. е. резидентных. При
наведении указателя мыши на часы появляется дата, а при двойном щелчке на
значке система предлагает изменить дату и время.
Рис. 6 системная панель
Панель задач можно перемещать в любой из краев Рабочего стола — вверх, вниз,
вправо, влево.
8. Основные файловые операции —
создание, копирование, перемещение и удаление
Неотъемлемой частью современных операционных систем являются методы OLE
и Drag-and-Drop:
- Метод OLE (Object
Linking and Embedding — внедрение и связь объектов). Каждому
объекту (документу, рисунку, таблице) соответствует приложение,
обрабатывающее этот объект. Например, текстовый документ обрабатывается
программой MS Word, а электронная таблица — MS Excel. - Суть метода Drag-and-Drop (буквально
— ‘перетащи и положи») состоит в том, что практически любой объект
можно «перетаскивать» с помощью мыши, выполняя таким образом
копирование, перенос, удаление.
Создать документ в среде Windows можно двумя способами.
Первый способ заключается в запуске конкретного приложения и выбора команды Создать
в меню Файл. Второй метод основан на том, что многие программы
регистрируются в Windows, и, нажав на правую кнопку мыши в окне папки или на
рабочем столе, можно увидеть пункт Создать в выпадающем меню,
в котором система предложит создать папку, ярлык или документ (Word, Excel и
др.).
Копировать и перемещать документы и файлы можно также
несколькими способами. Первое — с помощью панели инструментов в окне с
использованием кнопок Копировать, Вырезать или Вставить.
Второе — с помощью Проводника и мыши. Заметим, что если перетаскивать файл
левой кнопкой мыши, то он будет перемещен, но если перетаскивать файл левой
кнопкой мыши с одновременно нажатой клавишей <Ctrl>, то он будет
скопирован.
Удалить файл можно также разными способами: нажать
кнопку Удалить на панели управления окна, перетащить файл в
Корзину или нажать на клавишу <Del>. Если производить эти операции,
удерживая клавишу <Shift>, то файлы будут удаляться безвозвратно, минуя
Корзину. Индикаторами копирования, перемещения и удаления являются своеобразные
анимированные картинки.
9. Программа Проводник
Для обзора и управления содержимым файловой системы была разработана программа
Проводник (рис. 7). Запустить это приложение можно следующими способами. Самый
простой — нажать комбинацию клавиш <Win>+<E>. Другой способ —
нажать кнопку Пуск, а затем выбрать Программы |
Проводник. Еще один вариант: щелкнуть правой кнопкой мыши на кнопке Пуск
и выбрать соответственно пункт Проводник из
контекстно-зависимого меню.
Интерфейс Проводника оформлен в виде двух вертикально
разделенных окон, в левом из которых отображается древовидная структура
файловой системы, системы управления (служебные папки) и сеть, а в правом окне
отражается содержимое выбранной в левом окне папки — файлы и вложенные папки.
Любая папка или файл могут быть перемещены из правого
окна проводника в левое окно, т. е. происходит процесс копирования, перемещения
или удаления, а также создание ярлыков. Чтобы выполнить копирование,
перемещение или удаление объектов, их нужно предварительно выделить. Чтобы
выделить единичный файл или папку, достаточно один раз щелкнуть на нем левой
кнопкой мыши. Выделить группу объектов можно несколькими способами. Если
объекты расположены подряд, достаточно щелкнуть мышью на первом и на последнем
из них, удерживая клавишу <Shift>. Несколько
Рис. 7. Проводник
объектов, расположенных в разных местах списка, выделяются щелчком левой
кнопки мыши при нажатой клавише <Ctrl>. Теперь выделенный объект или
группу выделенных объектов можно копировать, удалять и перемещать. Для
приложений и документов, помимо перечисленных операций, можно создавать ярлыки.
Если вы перетаскиваете выделенные объекты в Корзину, то объекты (файлы и папки)
удаляются.
Проводник позволяет изменять свойства тех или иных объектов, например,
устанавливать для файлов и папок различные атрибуты, такие как
«только чтение», «скрытый», «архивный»,
«системный». Эти атрибуты используются системой для того, чтобы
определить, насколько свободно пользователь может работать с объектом.
10. Проверка дисков
Файловая система позволяет хранить файлы в
смежных секторах или фрагментами по всему диску. FAT содержит указатели, с
помощью которых операционная система может собрать файл воедино. В процессе
эксплуатации магнитного диска неизбежны различные повреждения, ведущие к
появлению на диске физических и логических дефектов.
Логические дефекты связаны с повреждением
файловой структуры или компонентов системной области диска. Такие дефекты
возникают из-за сбоев оборудования, внезапного отключения питания компьютера,
неправильных действий пользователя, действий вирусов. Логические дефекты ведут
к невозможности доступа к части дискового пространства.
Физические дефекты возникают из-за
механического повреждения или старения магнитного покрытия диска, в результате
чего эти участки перестают правильно читаться и записываться. Поэтому диски
нужно регулярно проверять и перезаписывать важные файлы.
Для проверки откройте Мой компьютер, щелкните
правой кнопкой мыши на Локальный диск С: и в контекстном меню выберите
Свойства. В открывшемся меню выберите закладку Сервис и пункт Выполнить
проверку. В открывшемся меню выберите пункт Автоматически исправлять системные
ошибки (если хотите проверить и исправить логические дефекты диска) или Проверять
и восстанавливать поврежденные сектора (если хотите проверить и исправить
физические и логические дефекты диска).
11. Дефрагментация
Изменения и удаление файлов приводит
к образованию «дыр» в разных местах дискового пространства . В
результате свободные участки, вместо того чтобы образовать один сплошной блок,
разбросаны по всему диску. При заполнении свободного пространства файлы тоже
оказываются разбросанными по нескольким секторам, что сильно снижает
производительность — при обращении к файлу приходится читать не один
последовательный участок диска, а несколько, да еще расположенных произвольно.
Поэтому необходимо дефрагментировать жесткий диск. (Пуск/Все
программы/Стандартные/Служебные/ Дефрагментация или Мой компьютер закладка
Сойства в контекстном меню нудного диска)
Регулярность этой процедуры зависит
от характера вашей деятельности на компьютере Если вы часто устанавливаете и
удаляете программы или постоянно создаете, перемещаете или удаляете файлы, то
рекомендуется выполнять дефрагментацию раз в неделю. Если же вы долгое время
используете одни и те же приложения, не слишком часто перемещая при этом файлы,
то промежуток между дефрагментациями можно увеличить до одного месяца.
Если диск дефрагментируется
достаточно часто, то вы не заметите после очередной дефрагментации ощутимого
прироста в производительности. Это совершенно нормально. Напротив — если
прирост заметен, это значит, что дефрагментацию нужно поводить чаще.
12. Резервное копирование
Резервное
копирование –запись (копирование) ценной информации на независимый носитель,
хранимый отдельно от компьютера (съемные диски, компактные диски, стримеры).
Производится, при наличии информации, которую нельзя потерять, частота
резервного копирования зависит от частоты обновления ценной информации.
В Windows XP
резервное копирование носит название Архивация данных (Пуск/Все
программы/Стандартные/Служебные/Архивация данных) В режиме Мастера выбираем имя
и местоположение архива, тип архивации, режим проверки данных, время проведения
резервного копирования.
13. Восстановление системных файлов
Восстановление системных файлов —
полезная функция (если только компьютер не используется для очень ресурсоемких
задач, таких как игры). Лучше ее не отключать.
Работает эта функция так. ПК
периодически создает «снимки» важных системных файлов (файлов
реестра, базы данных COM+, профилей пользователей и т.п.) и сохраняет их в
качестве «точки возврата». Если какое-либо приложение
«подвесит» компьютер или испортит важные данные, вы сможете вернуться
к состоянию, сохраненному в этой точке.
«Точки возврата» создаются
автоматически службой Восстановление системы (System Restore) в определенных
ситуациях — таких как установка новых приложений, обновление Windows, установка
неподписанного драйвера и т.п.
Такие точки можно создавать и вручную
через интерфейс восстановления системы, который открывается с помощью команды
Пуск > Программы > Стандартные > Служебные > Восстановление системы
(Start > Programs > Accessories > System Tools > System Restore).
14. Рекомендации по уходу за
компьютером
- Периодическая дефрагментация (Пуск/Все
программы/Стандартные/Служебные/Дефрагментация )
нажмите кнопку
Анализ. По завершении анализа тома программа дефрагментации диска выводит
результаты анализа. Также выводится диалоговое окно с сообщением о том,
нуждается ли данный том в дефрагментации. Затем собственно дефрагментация.
Или Мой
компьютер/Свойства(из контекстного меню диска)/Сервис/Выполнить дефрагментацию
- Периодическая проверка логической структуры
диска (раз в неделю)
Мой
компьютер/Свойства(из контекстного меню диска)/Сервис/Выполнить проверку. Для
проверки логической структуры диска –выбрать Автоматически исправлять системные
ошибки
- Периодическая проверка физической
поверхности диска (раз в месяц)
Мой
компьютер/Свойства(из контекстного меню диска)/Сервис/Выполнить проверку. Для
проверки логической структуры диска –выбрать Проверять и восстанавливать
поврежденные сектора
- Периодическое удаление временных файлов,
накопившихся во время работы с Интернетом
Пуск/Панель
управления/Сеть и подкл к Интернету/Св-ва обозревателя -Удалить файлы и
удалить Cookie
- Периодически использовать средство Очистка
диска (Пуск/Все программы/Стандартные/Служебные/Очистка диска) - Периодически удалять ненужные данные,
особенно большого объема. Их можно хранить на CD-дисках (см Запись файлов
на диск). - Удаляйте ненужные программы (Пуск/Панель
управления/Установка и удаление программ)
Источник статьи
Автор24
— учеба по твоим правилам
Графическая оболочка
В любой из ОС семейства Windows есть программа, которая реализует графический интерфейс. Обычно ее называют графической оболочкой. Чаще всего для этой цели используется программа, которая explorer.exe (по-русски «Проводник»). Файл, из которого запускается Проводник расположен по адресу C:\Windows. Если по каким-то причинам программа explorer.exe не запустилась при загрузке операционной системы, то пользователь не сможет работать с графическим интерфейсом. Кроме explorer.exe существует несколько альтернативных графических оболочек для Windows:
- Emerge Desktop;
- Aston;
- SharpE;
- Talisman Desktop;
- GreenGnome.
Не зависимо от выбранной оболочки основным объектом графического интерфейса является окно. Окна условно делятся на следующие типы:
- окна приложений;
- диалоговые окна;
- окна папок и разделов дисков;
- окна документов.
Все окна построены по единым принципам и состоят из стандартных элементов.
Окна приложений и документов
Рисунок 1.
Основными элементами окна приложения являются:
- Строка заголовка. Обычно она содержит название приложения.
- Кнопки управления. Позволяют сворачивать, распахивать и закрывать приложение.
- Панели инструментов. Представляют наборы кнопок, выполняющих основные команды приложения.
- Полосы прокрутки. Позволяют смотреть части изображения, находящиеся за пределами видимости. Могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.
- Статусная строка. Показывает дополнительные сведения о содержимом окна. Это может быть число страниц, номер текущей страницы и т.д.
Содержимое окна зависит от функций, выполняемых приложением. Обычно внутри окна приложения открываются окна документов.
«Виды и типы окон. Управление окнами» 👇
Рисунок 2.
Окна разделов дисков и папок
Рисунок 3.
Окна разделов дисков и папок сделаны по похожим принципам. Здесь тоже есть кнопки управления, полосы прокрутки, статусная строка и панель инструментов. Отличительными особенностями является разделение рабочей области на две части. Левая часть называется «Область переходов».
Здесь отображены все разделы жесткого диска и их содержимое в виде дерева. При помощи области переходов можно быстро менять раздел или папку. Содержимое выбранной папки отображается в правой части окна. Кроме того здесь есть поле для поиска нужного файла или папки по названию и адресная строка. Адресная строка показывает путь к содержимому текущей папки. У адресной строки есть одна особенность. Обычно путь указывается в графическом виде, как показано на рисунке.
Рисунок 4.
Но если установить курсор в адресную строку, то адрес превратится в символьную строку, которую можно скопировать, если это необходимо.
Рисунок 5.
Если окно не распахнуто на весь экран и не является диалоговым, то его границу можно менять, увеличивая и сжимая окно по своему усмотрению. При подведении указателя мыши к границе окна, он меняет свой внешний вид – превращается в стрелочку с двумя концами. После этого зажав левую кнопку мыши можно перетащить границу окна в нужное место.
Рисунок 6.
Диалоговые окна
Диалоговые окна появляются поверх всех остальных окон в процессе работы. В них содержится вопрос к пользователю или требование подтверждения каких-либо действий. У диалоговых окон неизменяемая граница. Сворачивать и разворачивать их невозможно. Диалоговые окна не закрываются до тех пор, пока не будет получен ответ или подтверждение от пользователя. Они бывают двух типов: модальные и немодальные. Модальные окна блокируют работу приложения, пока они открыты. Немодальные окна позволяют работать с приложением дальше.
Для получения информации от пользователя в диалоговых окнах используются различные элементы управления.
Рисунок 7.
Переключение между окнами
Каждому окну на панели задач соответствует кнопка. Щелкая по кнопке приложения на панели задач, пользователь делает активным окно приложения. Оно выходит на первый план, перекрывая другие окна, и становится текущим рабочим окном.
Рисунок 8.
Когда на экране открыто много окон и все они нужны одновременно, то будет полезно упорядочить их. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на пустой части панели задач и выбрать в контекстном меню один из способов упорядочения: окна каскадом, отображать окна стопкой, отображать окна рядом.
Рисунок 9.